ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев
30 сентября 2009 г.

СОГЛАСОВАНО
Профсоюзный комитет
первичной профсоюзной
организации ОАО "РЖД"
РОСПРОФЖЕЛ
Постановление
от 28 сентября 2009 г.
N 10/8

НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ ДЛЯ НАЧАЛЬНИКОВ УЧАСТКОВ ПРОИЗВОДСТВА, РЕМОНТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УЧАСТКОВ, МЕХАНИЗИРОВАННЫХ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК, СТАРШИХ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКОВ И МЕХАНИКОВ ГАРАЖА ДИСТАНЦИЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И БЛОКИРОВКИ

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 20.01.2010 г. N 75р)

1. Общие положения

Нормы управляемости разработаны работниками отдела организации труда в хозяйствах связи, автоматики и телемеханики Центра организации труда и проектирования экономических нормативов при участии Департамента автоматики и телемеханики с учетом предложений, поступивших с железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", и предназначены для определения и обоснования численности начальников участков производства и старших электромехаников, установления должностных обязанностей, регламентации их труда.
Нормы управляемости рекомендуются для применения в дистанциях сигнализации, централизации и блокировки железных дорог - филиалов ОАО "РЖД".
Нормы управляемости являются неотъемлемым элементом системы нормативов по труду для руководителей и других категорий работников, которые осуществляют функциональное управление всеми сторонами деятельности подразделения и производственными структурными подразделениями.
Нормы управляемости отражают прогрессивные тенденции совершенствования управления производством, рационально и эффективно организовывают работу аппарата управления, оптимизируют трудовые и материальные ресурсы.
Норма управляемости - это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.
За основу разработки норм управляемости приняты Положение о системе нормировании труда в ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением от 3 июля 2006 г. N 1350р; действующие в хозяйстве автоматики и телемеханики нормативные документы, данные о производственной деятельности дистанций сигнализации, централизации и блокировки, фактической трудоемкости и объемах выполняемых работ; результаты анализа и исследования функций, выполняемых в структурных подразделениях; статистический анализ численности работников.
При разработке сборника использованы руководящие, методические и нормативные материалы:
- Распоряжение ОАО "РЖД" от 18 июля 2006 г. N 1505р "Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих открытого акционерного общества "Российские железные дороги";
- Решения итогового Правления ОАО "РЖД" от 23-24 декабря 2008 г. Протокол N 43;
- "Нормативы численности работников, обслуживающих устройства СЦБ, ДИСК, КТСМ, дистанционных мастерских, бригад механизации и автотранспорта дистанций сигнализации, централизации и блокировки ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 28 апреля 2006 г. N 817р;
- "Нормы времени на техническое обслуживание устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок ОАО "РЖД" и нормативы численности работников, осуществляющих техническое обслуживание устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 21 сентября 2005 г. N 1511р;
- "Нормативы численности начальников участков производства, начальников ремонтно-технологических участков, начальников механизированных и автоматизированных сортировочных горок, начальников телеграфно-телефонных станций дистанций сигнализации и связи железных дорог", утвержденные указанием МПС России от 11 декабря 1997 г. N П-1415у;
Наименование профессий рабочих и должностей руководителей в нормах управляемости указаны в соответствии с действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 56 с учетом изменений и дополнений, и распоряжением ОАО "РЖД" от 18 июля 2006 г. N 1505р "Об утверждении квалификационных характеристик и разрядов оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Нормы управляемости регламентированы действующими нормами времени, нормами обслуживания, инструктивными указаниями.
При разработке норм управляемости в качестве факторов приняты:
- численность работников бригады, участка;
- количество структурных подразделений;
- количество цехов в структурном подразделении;
- должностные обязанности руководителей производственных структурных подразделений.
При анализе полученных данных были использованы положения о производственных структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей с целью установления перечня выполняемых ими работ.
Нормы управляемости, указанные в таблице, устанавливаются от расчетной численности подчиненных работников и принимаются, как минимально допустимые величины.
(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 20.01.2010 г. N 75р)
Нормы управляемости рекомендуются для применения в структурных подразделениях хозяйства автоматики и телемеханики.
Перечень условных обозначений, используемых в сборнике:
ДИСК - дистанционно-информационная система технического состояния подвижного состава на ходу поезда;
КТСМ - комплекс технических средств многофункциональный;
СЦБ - сигнализация, централизации и блокировка.
С введением настоящего сборника:
1. Отменяются ранее действующие нормативы численности работников, обслуживающих устройства СЦБ, ДИСК, КТСМ, дистанционных мастерских, бригад механизации и автотранспорта дистанций сигнализации, централизации и блокировки ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 28.04.2006г. N 817р (в части расчета численности старших электромехаников бригады по обслуживанию и ремонту приборов ДИСК и КТСМ);
2. Не применять в компании ОАО "РЖД":
- Нормативы численности начальников участков производства дистанций сигнализации и связи (утверждены указанием МПС России от 11 декабря 1997 г. N П-1415у);
- Методику определения численности мастеров, электромехаников, машинистов-инструкторов локомотивных бригад, машинистов-инструкторов бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта (утверждена указанием МПС России от 26 января 1998 г. N Б-78у) в части определения численности старших электромехаников бригады по обслуживанию и ремонту приборов ПОНАБ и ДИСК.

2. Нормативная часть
Нормы управляемости для начальников участков производства, ремонтно-технологических участков, механизированных и автоматизированных сортировочных горок, старших электромехаников и механиков гаража дистанций сигнализации, централизации и блокировки


Наименование работы

Наименование 
должности    
руководящих  
работников   

Норма        
управляемости,
чел.         
(штук)       

Наименование     
должности        
(профессии)      
подчиненных      
работников       

                                            Таблица

     1. Устройства сигнализации, централизации и блокировки        

Техническое       
обслуживание      
устройств         
электрической     
централизации     
крупных и         
малых станций     

Старший      
электромеханик

6 чел.       

Электромеханик   

Техническое       
обслуживание      
устройств         
автоблокировки    

То же        

6 чел.       

То же            

Техническое       
обслуживание      
переездов         

 

- " -        

 

6 чел.       

 

- " -            

Техническое       
обслуживание      
проводов,         
подвешенных на    
воздушных и       
высоковольтных    
линиях            

 

 

 

- " -        

 

 

 

6 чел.       

 

 

 

- " -            

Техническое       
обслуживание      
устройств         
полуавтоматической
блокировки        

 

 

- " -        

 

 

6 чел.       

 

 

- " -            

Руководство       
участком          
СЦБ, ДИСК и КТСМ  

Начальник    
участка      
производства 

50 чел.      

Старший          
электромеханик,  
электромеханик,  
электроник,      
электромонтер    
по обслуживанию  
и ремонту        
устройств        
сигнализации,    
централизации    
и блокировки     
(далее           
электромонтер    
СЦБ)             

        2. Аппаратура ремонтно-технологического участка            

Ремонт приборов   
СЦБ в ремонтно-   
технологическом   
участке           

Старший      
электромеханик

 

21 чел.      

Электромеханик,  
электромонтер    
СЦБ              

Централизованная  
замена приборов   

 

То же        

 

9 чел.       

 

То же            

Измерение кабеля  
СЦБ, защитных     
средств и         
бесконтактной     
аппаратуры        

- " -        

21 чел.      

- " -            

Руководство       
ремонтно-         
технологическим   
участком СЦБ      

Начальник    
ремонтно-    
техно-       
логического  
участка (далее
начальник РТУ)
(*)          

 42 чел.     

Старший          
электромеханик,  
электромеханик,  
электромонтер    
СЦБ, инженер по  
эксплуатации     
технических      
средств          
железных дорог   

  3. Средства автоматического контроля технического состояния      
подвижного состава на ходу поезда                   

Техническое       
обслуживание и    
ремонт приборов   
ДИСК, КТСМ        

Старший      
электромеханик

8 чел.       

Электромеханик,  
электроник       

                  4. Дистанционная мастерская                      

Руководство       
бригадой          
дистанционной     
мастерской        

Старший      
электромеханик

7 чел.       

Электромеханик,  
электромонтер    
СЦБ, токарь,     
слесарь          
механосборочных  
работ,           
электросварщик   
ручной сварки,   
электрогазо-     
сварщик          

                 5. Механизация и автотранспорт                    

Руководство       
бригадой          
механизации и     
автотранспорта    

Механик      
гаража**     

1 на         
дистанцию    

Водитель дрезины,
помощник водителя
дрезины, машинист
мотовоза         
(автомотрисы),   
помощник         
машиниста        
мотовоза         
(автомотрисы),   
водитель         
автомобиля,      
тракторист       

  6. Бригада по надежности и обеспечению бесперебойной работы      
устройств автоматики и телемеханики                  

Руководство       
бригадой по       
надежности        
и обеспечению     
бесперебойной     
работы            
устройств         
автоматики и      
телемеханики      

Старший      
электромеханик

1 на         
дистанцию    

Диспетчер        
дистанции        
сигнализации,    
централизации и  
блокировки,      
электромеханик   

     7. Устройства механизированной или автоматизированной         
сортировочной горки                          

Техническое       
обслуживание      
устройств         
горочной          
автоматической    
централизации     

Старший      
электромеханик

1 на горку   

Электромеханик,  
электроник,      
электромонтер СЦБ

Техническое       
обслуживание      
устройств         
автоматического   
роспуска          
составов          
комплекса         
горочного         
микро-            
процессорного     

То же        

1 на         
автомат-     
изиро-       
ванную       
горку        

То же            

Техническое       
обслуживание      
замедлителей,     
компрессоров,     
пневмопочты       

- " -        

1 на горку   

Электромеханик,  
электромонтер    
СЦБ, машинист    
компрессорных    
установок,       
слесарь механо-  
сборочных работ  

Руководство       
механизированной  
или               
автоматизированной
сортировочной     
горкой            

Начальник    
горки        

1 на         
станции      
с            
сортировочной
горкой       
повышенной,  
большой      
или          
средней       
мощности     

Старший          
электромеханик,  
электромеханик,  
электроник,      
электромонтер    
СЦБ, машинист    
компрессорных    
установок,       
кузнец           
ручной ковки,    
токарь, слесарь  
механосброчных   
работ,           
электросварщик   
ручной сварки,   
электрогазосварщик

*) Должность начальника РТУ вводится при численности 42 чел. и более;
**) При наличии на дистанции объединенной бригады дистанционной мастерской, механизации и автотранспорта должность механика гаража не вводится.

Примечания:
1. Расчет численности старших электромехаников определяется отдельно по каждой бригаде (с математическим округлением до 1 знака после запятой) и последующим суммированием по дистанции в целом.
2. На сортировочных горках малой мощности обязанности начальника механизированной или автоматизированной сортировочной горки возлагаются на начальника участка производства.
3. К сортировочным горкам повышенной и большой мощности относятся горки с переработкой вагонов от 3500 и выше в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 30 и более. К сортировочным горкам средней мощности относятся горки с переработкой вагонов от 1500 до 3500 в среднем в сутки или при числе путей в сортировочном парке от 17 до 29. К сортировочным горкам малой мощности относятся горки с переработкой вагонов до 1500 в среднем в сутки и количестве путей в сортировочном парке до 16 включительно.