ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 сентября 2009 г. N 1837р
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ОАО "РЖД"
В целях своевременного внедрения в процесс подготовки рабочих кадров современных педагогических технологий и сведений о технических инновациях ОАО "РЖД":
1. Утвердить основные положения создания единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров ОАО "РЖД" согласно приложению N 1 к настоящему распоряжению.
2. Утвердить план мероприятий по созданию единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров ОАО "РЖД" в 2009 г. согласно приложению N 2 к настоящему распоряжению.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления персоналом Васину Л.И.
Вице-президент
ОАО "РЖД"
Д.С. Шаханов
Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 02.09.2009 г. N 1837р
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ШКОЛ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ОАО "РЖД"
1. Текущее состояние подготовки педагогических коллективов
Используемая до настоящего времени организационная форма и технологии обучения не позволяют обеспечить единые стандарты и требуемое качество квалификации педагогических коллективов технических школ и учебных центров.
К основным недостаткам реализуемого в настоящее время процесса обучения и развития педагогических коллективов относятся:
- мероприятия по обучению и развитию педагогических коллективов не регламентированы нормативными документами компании;
- ориентация на внешние учебные центры не позволяет обеспечить требуемое качество подготовки в соответствии с актуальными потребностями компании, оптимизировать расходы на обучение;
- отсутствует единая методическая база обучения и система контроля приобретенных знаний и умений;
- отсутствует методика входного контроля знаний и соответствия курсов повышения квалификации исходному уровню подготовки и потребности, что приводит к низкой эффективности обучения;
- дистанционные технологии обучения не используются, что не позволяет оптимизировать затраты и расширить объемы обучения.
Эффективность существующей организации обучения работников технических школ и учебных центров, с точки зрения достижения основной цели - требуемое качество подготовки рабочих кадров, может быть существенно повышена путем создания единой системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров (далее - Система).
Под Системой понимается централизованное и регулярное осуществление следующих процессов: оценка и анализ потребности в обучении, планирование обучающих мероприятий, проведение обучения, совершенствование учебно-методических материалов, оценка эффективности обучения.
2. Цель построения Системы - обеспечить высокое качество подготовки рабочих кадров путем обучения и развития педагогических коллективов технических школ и учебных центров (далее ТШ и УЦ) в соответствии с актуальными и перспективными потребностями ОАО "РЖД". Для достижения цели в Системе централизованно и с единых позиций взаимодействуют следующие элементы:
Оценка и анализ потребности в развитии:
- профессионально важных качеств (далее ПВК) руководителей и специалистов ТШ и УЦ;
- профессионально-технических знаний (далее ПТЗ) целевых групп;
- показателей качества учебно-методического процесса.
Планирование обучающих мероприятий:
- развитие ПВК руководителей и специалистов ТШ и УЦ;
- развитие ПТЗ целевых групп.
Проведение обучения:
- проведения обучающих мероприятий мастерами-преподавателями;
- проведения обучающих мероприятий с привлечением внутренних и внешних экспертов;
- организация передачи лучшего опыта по совершенствованию учебно-методического процесса между экспертами ТШ и УЦ.
Совершенствование учебно-методических материалов:
- актуализация учебных программ и программ производственной практики в соответствии с изменениями требований к качеству подготовки рабочих кадров;
- совершенствование учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, в соответствии с изменениями учебных программ и программ производственной практики.
Оценка эффективности обучения:
- контроль полученных знаний и навыков;
- анализ соответствия требованиям компании и отрасли.
Целевыми аудиториями действия системы являются следующие сотрудники технических школ и учебных центров: начальники (63 чел), заместители начальников (88 чел.), методисты (27 чел.), преподаватели (724 чел.), мастера производственного обучения (47 чел.).
3. Принципы создания Системы
- Непрерывность процесса обучения и развития всех целевых аудиторий.
- Внутреннее использование ("учить учителей") - учебно-методические материалы и компетенции передаются внутренним специалистам ОАО "РЖД" (учителям-наставникам из числа штатных сотрудников ЦКЦР, ТШ и УЦ) с целью наращивания компетенций и инновационных разработок внутри компании.
- Опережающий характер - информация о технических и методологических инновациях, перспективных знаниях и компетенциях в соответствии со стратегией развития компании, прежде всего, поступает в систему повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
- Адресность и индивидуальный подход - систематическое определение потребности в обучении и развитии строится на основе результатов регулярной оценки. По результатам оценки формируются индивидуальные планы развития сотрудников.
- Вовлеченность педагогических коллективов, руководителей и экспертов из числа сотрудников Департаментов и служб филиалов ОАО "РЖД" как субъектов реализации всех мер в сфере повышения качества подготовки рабочих кадров.
- Единство методик и содержания учебных программ - централизованное и плановое создание и развитие методической.
- Использование современных технологий обучения в оптимальном сочетании очных и заочных (основанных на дистанционных технологиях) форм.
- Использование мониторинга уровня развития профессионально важных качеств и знаний на протяжении всего периода профессиональной деятельности для совершенствования Системы.
- Оптимальные инвестиции - четкая финансовая политика при работе с поставщиками услуг; контроль соотношения затрат ресурсов и требуемого качества программ обучения и развития за счет:
- обучения в больших группах;
- использования дистанционного формата обучения;
- совершенствования учебно-методических материалов силами специалистов ТШ и УЦ в процессе их обучения.
4. Этапы построения Системы в 2009 - 2011 гг.
Механизм построения системы непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ ОАО "РЖД" предполагает следующие основные проекты:
- "Разработка перечня ПВК и ПТЗ целевых групп";
- "Разработка методики оценки ПВК и ПТЗ целевых групп";
- "Проведение оценки ПВК и ПТЗ целевых групп";
- "Разработка программ развития ПВК и ПТЗ целевых групп";
- "Отбор и подготовка учителей-наставников";
- "Проведение программ развития ПВК и ПТЗ целевых групп".
Реализация данных проектов предполагается в несколько этапов.
Результаты первого этапа, реализуемого в 2009 году:
- разработка нормативных документов к системе непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
- разработка 6 профилей успеха ПВК для 6 целевых групп;
- разработка методики оценки и отбор учителей-наставников (17 чел.);
- проведение пилотного обучения 100 штатных преподавателей ТШ и УЦ (в рамках проведения отбора учителей-наставников);
- разработка программ развития ПВК целевых групп необходимых для передачи учителям-наставникам (72 часовой очный курс и 72 часовой дистанционный курс для каждой целевой аудитории);
- разработка методики оценки ПВК преподавателей, методистов, мастеров производственного обучения ТШ и УЦ, что позволит проводить регулярный контроль квалификации данных целевых аудиторий.
Результаты второго этапа, реализуемого в 2010 году:
- подготовка учителей-наставников для самостоятельной работы по повышению и поддержанию квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ;
- проведение обучения ключевых сотрудников ТШ и УЦ из 5 целевых групп по разработанным программам (в очном и дистанционном форматах - по 72 часа каждый);
- внедрение процесса регулярной оценки и развития ПВК целевых групп педагогических коллективов ТШ и УЦ с участием учителей-наставников;
- разработка профилей успеха и методики оценки ПТЗ целевых групп;
- разработка программы развития ПТЗ целевых групп;
- совершенствование учебно-методические материалов по программам профессиональной подготовки рабочих силами педагогических коллективов ТШ и УЦ.
Результаты третьего этапа, реализуемого в 2011 году:
- внедрение и реализация процессов регулярной оценки и развития ПТЗ и ПВК целевых групп;
- внедрение и реализация процессов актуализации учебно-методических материалов по программам профессиональной подготовки рабочих (по основным профессиям) силами педагогических коллективов ТШ и УЦ;
- внедрение и реализация механизмов регулярного контроля показателей эффективности функционирования системы непрерывного повышения квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ ОАО "РЖД".
5. Примерный порядок организации взаимодействия участников Системы
Департамент управления персоналом ОАО "РЖД" определяет основные направления создания и развития Системы.
Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала является исполнительным органом Системы и выполняет следующие функции:
планирование объемов и направлений обучения целевых аудиторий системы;
организация и оперативное управление обучением (привлечение исполнителей на конкурсной основе, организация подготовки мастеров-преподавателей, заключение договоров);
централизованное планирование и организация выполнения методических разработок;
контроль качества обучения в рамках единой методики оценки профессионально важных качеств и технических знаний целевых аудиторий, мониторинг уровня их подготовки на протяжении всего периода работы в компании.
Службы управления персоналом железных дорог обеспечивают реализацию ежегодного плана мероприятий обучения и развития педагогических коллективов ТШ и УЦ на уровне соответствующей железной дороги.
Технические школы и учебные центры реализуют утвержденный ежегодный план обучения и развития.
Порядок организации взаимодействия участников Системы в окончательном виде должен быть сформирован с учетом перехода компании к холдинговой системе управления.
6. Основные термины и определения
Профиль успеха профессионально важных качеств (ПВК) - совокупность знаний, навыков и установок, обеспечивающих необходимые условия для эффективности работника ТШ и УЦ в рамках его функциональных обязанностей.
Профиль успеха профессионально-технических знаний (ПТЗ) - совокупность специализированных технических знаний по преподаваемому предмету, необходимых преподавателю для успешного выполнения своих функциональных обязанностей.
Учителя-наставники - наставники, отобранные из числа штатных сотрудников ТШ и УЦ, ЦКЦР, в функциональные обязанности которых включается реализация обучающих курсов по повышению и поддержанию квалификации педагогических коллективов ТШ и УЦ.
Дистанционное обучение (ДО) - формат обучения, использующий современные информационные технологии и средства, позволяющий проводить обучение на расстоянии.
Комплект учебно-методических материалов:
- описание программы (краткое описание тематических блоков);
- сценарий программы (почасовой план ведения);
- рабочая папка участника программы;
- стимульные материалы (задания, кейсы, интерактивные упражнения);
- справочные материалы программы (текстовый информационный материал);
- презентация к программе (в формате РРТ);
- входное и выходное тестовое задание к программе;
- руководство по ведению программ обучения для учителей-наставников.
Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 02.09.2009 г. N 1837р
План мероприятий по созданию системы непрерывного обучения и развития педагогических коллективов ТШ и УЦ на 2009 - 2010 гг.
N | Наименование этапа | Мероприятие | Ответственный/ | Срок | Инвестиции |
1 |
Разработка комплекта |
Разработка положения о Системе |
ЦКадр, |
ноябрь |
- |
Разработка профилей | Разработка модели | ЦКЦР | сентябрь- | ||
| Итого по этапу | 0,0 | |||
2 | Разработка | Разработка методики дистанционной | ЦКЦР, | сентябрь- |
|
Перевод методики оценки целевых | |||||
| Итого по этапу | 3 500,0 | |||
Итого по 2009 году | 3 500,0 | ||||
3 | Разработка учебно- | Разработка материалов 2-х очных | ЦКЦР, MBD Group | январь - |
|
Разработка материалов 2-х очных | |||||
Разработка руководств | Разработка руководств | ||||
Разработка руководств | |||||
| Итого по этапу | 1 800,0 | |||
4 | Разработка учебно- | Разработка материалов 2-х заочных | ЦКЦР, MBD Group | январь- |
|
Разработка материалов 2-х заочных | |||||
Разработка материалов 2-х заочных | |||||
Перевод материалов дистанционных | ЦКЦР, МИИТ, | ||||
Проведение пилотных | Проведение первого очного модуля для | ЦКЦР, MBD Group | июль- |
| |
Проведение очной оценки | Проведение очной оценки Мастер- |
|
|
| |
| Итого по этапу | 7 992,0 | |||
Итого по 2010 году | 9 792,0 |