ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2010 г. N 1635р

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ "РЕГЛАМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА ИССО - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД" С УЧАСТНИКАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, ПОСТАВКЕ И АНТИКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ДЛЯ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

В целях обеспечения поставки качественных металлических конструкций, повышения надежности и долговечности железнодорожных мостов:
1. Ввести в действие с 1 августа 2010 г. "Регламент взаимодействия Центра ИССО - филиала ОАО "РЖД" с участниками технологического процесса по изготовлению, поставке и антикоррозионной защите металлических пролетных строений для ОАО "Российские железные дороги" (далее - Регламент), утвержденный 19 июля 2010 г. N 17.
2. "Регламент взаимодействия Центра ИССО - филиала ОАО "РЖД" с участниками технологического процесса по изготовлению, поставке и антикоррозионной защите металлических пролетных строений для ОАО "Российские железные дороги", утвержденный 19 июня 2009 г. N 67 и введенный в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 26 августа 2009 г. N 1767р, считать утратившим силу с 1 августа 2010 г.
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., начальнику Департамента капитального строительства Тихонову А.Б., директору Центра ИССО Сазонову В.Н. довести положения указанного Регламента до причастных организаций и обеспечить контроль за его исполнением.
4. Директору Центра ИССО Сазонову В.Н., генеральному директору ОАО "Мостостройиндустрия" Кокоте И.И. (по согласованию), начальнику ООО "Мостовая инспекция" Киму В.А. (по согласованию) принять меры по организации и ведению мониторинга качества мостовых конструкций полной заводской готовности, поставляемых для нужд ОАО "РЖД".
Контроль выполнения настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев

 

 

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 29 июля 2010 г. N 1635р

 

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕНТРА ИССО ОАО "РЖД" С УЧАСТНИКАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, ПОСТАВКЕ И АНТИКОРРОЗИОННОЙ ЗАЩИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ДЛЯ ОАО "РЖД" "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

1. ОБЛАСТЬ И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ.

Настоящий регламент разработан в исполнение Распоряжения ОАО "РЖД" N 1191р от 08 июня 2009 г. "О повышении качества и совершенствовании изготовления металлических пролетных строений железнодорожных мостов".
Регламент распространяется на этапы изготовления мостовых металлических конструкций пролетных строений железнодорожных мостов на заводах, имеющих техническую и технологическую возможность изготовления стальных конструкций мостов в соответствии с нормативными требованиями ОАО "РЖД", а так же приемку и монтаж металлоконструкций подрядной строительной организацией, в том числе выполнение антикоррозионной и гидроизоляционной защиты металлоконструкций.
Регламент устанавливает ответственность за контроль качества изготовляемых мостовых металлических конструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" служб технического контроля заводов - изготовителей (далее ОТК), ООО "Инспекция по контролю качества изготовления и монтажа мостовых конструкций" (далее Мостовая инспекция), служб технического надзора Заказчика (Застройщика), Центра обследования и диагностики инженерных сооружений - ОАО "РЖД" (далее Центр ИССО) и определяет взаимоотношения указанных сторон.
Регламент разработан на основе требований действующих государственных нормативных документов в области заводского изготовления и монтажа мостовых металлических конструкций:
- СНиП 3.06.04-91. "Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ";
- СНиП 3.03.01-87. "Несущие и ограждающие конструкции. Правила производства и приемки работ".
- СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007. "Стальные конструкции мостов. Заводское изготовление".
- СТО-ГК "Трансстрой" -005-2007. "Стальные конструкции мостов. Технология монтажной сварки".

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

СНиП 3.06.04-91               Мосты и тубы. Правила производства и
приемки  работ.
СНиП  3.03.01-87              Несущие и ограждающие конструкции.
Правила производства и приемки работ.
СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007  Стальные  конструкции  мостов.
Заводское изготовление.
СТО-ГК "Трансстрой"-005-2007  Стальные  конструкции  мостов.
Технология монтажной сварки.
СТО 001-2006                  Защита металлических конструкций
мостов от коррозии методом окрашивания.
СТП  006-97                   Устройство соединений на высокопрочных
болтах в стальных конструкциях мостов.

3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.

3.1. Стальные конструкции пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" надлежит изготавливать на заводах, входящих в "Реестр предприятий-поставщиков стальных конструкций мостов для нужд ОАО "РЖД" и имеющих:
- Заключение Центра ИССО ОАО "РЖД" о технической и технологической возможности завода выполнять заказы по изготовлению металлоконструкций пролетных строений мостов в соответствии с нормативными требованиями ОАО "РЖД";
- организованную приемку конструкций Мостовой инспекцией;
- действующую нормативную документацию на изготовление мостовых металлических конструкций;
- подготовленные кадры ИТР и рабочих, в том числе ИТР сварочного производства и сварщиков, аттестованных в Аттестационных центрах, аккредитованных Национальным агентством контроля и сварки (НАКС);
- соответствующие условия для производства мостовых металлических конструкций пролетных строений железнодорожных мостов - закрытые отапливаемые цеха, оборудование, оснастку, средства контроля качества конструкций, включая средства неразрушающего контроля качества сварных соединений методом неразрушающей дефектоскопии и проникающим излучением, а так же оборудование для разрушающего контроля качества сталей и сварных соединений;
- специалистов по неразрушающему контролю качества сварных соединений, аттестованных в независимых органах аттестации персонала, аккредитованных ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность";
- заводскую лабораторию по входному контролю качества исходных материалов и лабораторию по неразрушающим методам контроля сварных соединений, аттестованную в области неразрушающего контроля на право выполнения работ на объектах по п. 7.1. перечня объектов по ПБ 03-372-00 (металлоконструкции технических устройств, зданий и сооружений);
- сварочное оборудование, сварочные материалы и заводские технологии сварки, аттестованные в Аттестационных центрах.
3.2. Основанием для изготовления металлоконструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" служит рабочая документация на стадии КМ, разработанная специализированной проектной организацией и утвержденная заказчиком конструкций к производству работ. Заказчик представляет заводу-изготовителю один экземпляр чертежей КМ, как приложение к договору на изготовление конструкций. Завод-изготовитель осуществляет входной контроль поступившей документации (СТО -ГК "Трансстрой"-012-2007).
3.3. Документация КМ должна содержать указания на марки стали и требования к ним в соответствии с действующими нормативными документами, на типы и размеры заводских и монтажных сварных швов, участки сварных швов с полным проплавлением толщины детали, угловые швы с роспусками, способы и материалы антикоррозионной защиты. Документация КМ также должна содержать все данные для заказа металлопроката по размерам и высокопрочных крепежных метизов.
3.4. При изготовлении стальных конструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" должен быть обеспечен пооперационный контроль за выполнением требований рабочей конструкторско-технологической документации и действующих нормативных документов со стороны службы технического контроля завода - изготовителя и Мостовой инспекции. Результаты контроля должны быть представлены Центру ИССО при проведении им инспекционного контроля.
3.5. Изготовление метизов (в том числе - комплектующих) по согласованию с Департаментом пути и сооружений может производиться на других предприятиях (субподрядчиках). При этом изготовитель пролетных строений несет полную ответственность перед заказчиком за качество всей продукции в целом.
3.6. По окончании изготовления всего заказа или отдельных его этапов завод-изготовитель выдает заказчику пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" сертификат качества или акт приемки стальных конструкций мостов с подписями руководителя службы технического контроля предприятия и руководителя подразделения Мостовой инспекции в соответствии с приложением "Ж" СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРА ИССО С УЧАСТНИКАМИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ, ПОСТАВКЕ И МОНТАЖУ  МОСТОВЫХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ.

4.1. Центр ИССО представляет интересы ОАО "РЖД" по всем вопросам изготовления, приемки, качества монтажа и антикоррозионно-гидроизоляционной защиты металлоконструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД".
4.2. Центр ИССО осуществляет технический надзор за внедрением в производство новых разработок и технологических процессов в части изготовления мостовых конструкций, защиты их от коррозии и нанесения гидроизоляционного покрытия металлических балластных корыт.
4.3. Центр ИССО, действуя от имени ОАО "РЖД", проводит независимый от производителя конструкций инспекционный входной и операционный контроль качества в процессе изготовления и приемочный контроль в процессе технической приемки всех мостовых металлоконструкций, выпускаемых заводами - изготовителями для нужд ОАО "РЖД", привлекая для этих целей Мостовую инспекцию, дорожные мостоиспытательные станции и, при необходимости, другие специализированные организации.
4.4. Мостовая инспекция ежемесячно представляет в Центр ИССО сводные отчеты, содержащие данные об объемах запущенных в производство и изготавливаемых пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД", степени их комплектности, а также по качеству отправочных марок и данные о выявленных дефектах заводского изготовления и мерах по их устранению. Сводные отчеты составляются по материалам отчетов, представляемых в Мостовую инспекцию ее подразделениями на заводах - изготовителях.
4.5. Организации - подрядчики, выполняющие ремонт, реконструкцию и новое строительство в обязательном порядке должны осуществлять входной контроль качества поступивших металлоконструкций и комплектующих с представлением результатов, по требованию, в Центр ИССО.
4.6. Центр ИССО самостоятельно или с привлечением сторонних специалистов проводит инспекционный контроль качества изготовления заказов ОАО "РЖД" на заводах-поставщиках стальных конструкций мостов. При инспекционном контроле обследуется и проверяется:
- качество изготавливаемых конструкций и соблюдение технологии изготовления пролетных строений железнодорожных мостов в соответствии с нормами СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007 и нормативными требованиями ОАО "РЖД".
- полнота выполнения контроля качества в процессе изготовления со стороны ОТК завода - изготовителя и Мостовой инспекции.
- соблюдение заводом-изготовителем и Мостовой инспекцией требований настоящего регламента.
4.7. Центр ИССО, самостоятельно или с привлечением технических служб Заказчика (Застройщика), выборочными натурными инспекционными проверками отслеживает уровень качества поступивших на монтаж металлоконструкций пролетных строений.
4.8. Центр ИССО самостоятельно или с привлечением технических служб Заказчика (Застройщика) осуществляет выборочный инспекционный надзор за строительством, ремонтом и реконструкцией стальных железнодорожных мостов натурными проверками. При осуществлении инспекционного надзора проверяется и контролируется:
- качество выполнения организациями - подрядчиками входного контроля поступивших на монтаж металлоконструкций и комплектующих, а так же соблюдение технологии гидроизоляционной и антикоррозионной защиты пролетных строений железнодорожных мостов в соответствии с нормами СТО-005-2007, СТП-006-97 и нормативными требованиями ОАО "РЖД".
- применение новых материалов и технологий, согласованных установленным порядком с Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД".
- полнота выполнения контроля качества в процессе монтажа со стороны технических служб Заказчика (Застройщика).
- соблюдение организациями - подрядчиками и техническими службами Заказчика (Застройщика) требований настоящего регламента.
4.9. Центр ИССО, самостоятельно или с привлечением инспекционных технических служб Заказчика (Застройщика), проводит выборочные проверки качества выполненных подрядными организациями антикоррозионных работ на объектах ОАО "РЖД.
4.10. При наличии несоответствий качества продукции или проведения работ установленным требованиям, Центр ИССО должен потребовать оперативное устранение выявленных дефектов и нарушений силами заводов - изготовителей и организаций - подрядчиков, а также установить контроль за устранением замечаний и разработкой технических мероприятий, направленных на недопущение недоброкачественности выполнения работ и поставок продукции для ОАО "РЖД".
4.11. В случае выявления грубых нарушений действующих приказов, распоряжений ОАО "РЖД" и требований нормативно-технических документов. Центр ИССО имеет право остановить изготовление и приемку конструкций, монтаж и ремонт металлических пролетных строений до решения Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД".
4.12. Размещение заказов на изготовление металлических пролетных строений для ремонта, реконструкции и нового строительства искусственных сооружений в обязательном порядке должно проводиться на заводах, включенных в "Реестр предприятий-поставщиков стальных конструкций мостов для нужд ОАО "РЖД" и только по согласованию с Центром ИССО (см. Приложение 5).
4.13. По заявке заводов и заданию Департамента пути и сооружений ОАО "РЖД", Центром ИССО проводится экспертная оценка предприятий, в ходе которой определяется способность предприятия выпускать продукцию в соответствии с нормативными требованиями ОАО "РЖД" и необходимым уровнем качества. С этой целью:
- проверяется наличие и исправность необходимого технологического оборудования, производственных площадей, грузоподъемных механизмов для выпуска мостовых металлических конструкций в соответствии с нормативными требованиями ОАО "РЖД";
- проверяется наличие у завода-изготовителя мостовых конструкций собственной системы контроля качества выпускаемой продукции;
- проверяется обученность и аттестации инженерно-технических работников и персонала, задействованного в выпуске мостовых металлических конструкций, в том числе аттестация работников сварочного производств на соответствующие уровни в Аттестационных центрах;
- проверяется аттестация режимов производства сварочных работ для всех типов сварных соединений и всех встречающихся марок стали, применяющихся в изготавливаемых конструкциях в Аттестационных центрах и аттестация газорезательных работ машинной газовой резкой;
- проверяется аттестация сварочного оборудования, задействованного в изготовлении мостовых конструкций в Аттестационных центрах;
- проверяется аттестация применяемых в изготовлении мостовых металлических конструкций сварочных материалов в Аттестационных центрах;
- проверяется наличие и аттестация (аккредитация) лаборатории по неразрушающим методам контроля качества выполнения сварных швов, применяемых при производстве мостовых конструкций, аттестация контрольно измерительного оборудования, квалификация и аттестация персонала, производящих работы неразрушающими методами;
- проверяется наличие и аттестация (аккредитация) лаборатории для проведения испытаний исходных материалов и сварных соединений разрушающими методами при изготовлении мостовых металлоконструкций
- проверяется наличие и актуальность действующей нормативной документации в области мостостроения (ГОСТ, ТУ, СНиП и др.)
4.14. При удовлетворительных результатах проверки, Центр ИССО и Департамент пути и сооружений принимают решение по включению оцениваемого предприятия в "Реестр предприятий поставщиков стальных конструкций мостов для нужд ОАО "РЖД". При положительном решении. Центр ИССО выдает предприятию утвержденное Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД" экспертное заключение.
4.15. При периодических неудовлетворительных результатах натурных проверок качества изготавливаемых предприятием металлоконструкций, а так же по данным отчетов Мостовой инспекции, свидетельствующих о некачественном изготовлении заводом стальных конструкций мостов для нужд ОАО "РЖД", Центром ИССО назначается внеплановая проверка предприятия, по результатам которой принимается решение об отзыве экспертного заключения и исключения предприятия из "Реестра предприятий поставщиков стальных конструкций мостов для нужд ОАО "РЖД".
4.16. Контрольные службы заводов - изготовителей, подрядных строительных и ремонтных организаций, а также подразделения Мостовой инспекции, по первому требованию Центра ИССО обязаны предоставлять любые материалы и документы, обусловленные их обязанностями согласно приложений 1 и 2 настоящего Регламента.
4.17. Порядок ведения техническими службами завода - изготовителя. Мостовой инспекцией и подрядной строительной организацией контроля качества изготовления, отгрузки, транспортировки, складирования и входного контроля качества металлических мостовых конструкций приведены в приложениях 1 - 4 настоящего Регламента.
4.18. Порядок согласования размещения заказов на изготовление металлоконструкций пролетных строений мостов приведен в приложении 5 настоящего Регламента.
С вводом в действие настоящего Регламента, "Регламент взаимодействия Центра ИССО - филиала ОАО "РЖД" с участниками технологического процесса по изготовлению и поставке металлических пролетных строений для ОАО "Российские железные дороги" N 67, утвержденный 19 июня 2009 г., считать утратившим силу.

 

Приложение 1

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ СЛУЖБАМИ ЗАВОДА - ИЗГОТОВИТЕЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Основными задачами производственного контроля качества изготовления стальных конструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" являются:
- обеспечение соблюдения технологии изготовления и требований норматив ной и проектной документации;
- своевременное предупреждение и выявление дефектов;
- повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполнения работ.
1.2. При изготовлении мостовых металлических конструкций пролетных строений для нужд ОАО "РЖД" выполняют следующие виды контроля качества:
- входной контроль качества поступающих в производство технической документации, материалов (в т.ч. металлопроката и сварочных материалов) и технологий сварки, а также оборудования, включая сварочное оборудование;
- пооперационный контроль качества при изготовлении деталей и отправочных марок;
- приемочный контроль качества изготовления отправочных марок пролетных строений.
1.3. Контроль качества изготовления стальных конструкций мостов на всех стадиях выполнения работ ведется инженерно-техническими работниками цехов, технических служб завода-изготовителя и работниками ОТК под руководством Главного инженера предприятия.
Службы технического контроля должны быть оснащены техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля; инженерно-технический персонал должен быть ознакомлен с рабочей и технологической документацией и требованиями действующих нормативных документов.
Руководство сварочными работами на заводе - изготовителе должен осуществлять специалист (начальник бюро сварки. Главный сварщик), имеющий высшее профессиональное сварочное образование и опыт практической работы мостовых конструкций и прошедший аттестацию в Аттестационном центре не ниже, чем по 3-му уровню в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства ПБ-03-273-99 с учетом рекомендаций по применению указанных правил на объектах стального мостостроения. Инженерно - технические работники цехов завода - изготовителя, выполняющие и непосредственно руководящие сварочными работами в цехах при изготовлении мостовых конструкций, должны пройти аттестацию в указанных центрах не ниже, чем по 2-му уровню.
1.4. Ответственность за качество изготовления конструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" на всех этапах работ несут исполнители, руководители данного вида работ и работники технического контроля в соответствии со своими должностными инструкциями.

2. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.

2.1. Входной контроль качества включает следующие операции:
- проверка полноты проектно-технологической документации и ее соответствия требованиям установленных норм (производится службой Отдела главного конструктора завода-изготовителя);
- контроль качества поступающих в производство основного металлопроката и окрасочных материалов;
- контроль качества поступающих в производство сварочных материалов путем проверки каждой партии сварочных материалов в аттестованных лабораториях специализированных организаций;
- проверка состояния сварочного оборудования и срока годности аттестационных документов на это оборудование, выданных, первично, заводами- поставщиками данного оборудования, затем. Аттестационными центрами;
- проверка аттестации и срока годности аттестационных документов у исполнителей сварочных работ, инженерно-технических работников и дефектоскопистов.
- проверка и аттестация режимов термической резки металла.
2.2. Весь заказываемый для изготовления пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" метал должен поставляться по действующим стандартам (ГОСТ или ТУ), в обязательном порядке иметь маркировку клеймением и его качество должно удостоверяться сертификатами завода поставщика (оригиналами, с синей печатью).
При отсутствии в сертификатах отдельных данных, завод-изготовитель имеет право проводить необходимые лабораторные испытания данного металлопроката в соответствии с требованиями, установленными стандартами, и при удовлетворительных результатах дополнительных испытаний завод-изготовитель вправе использовать данный метал по назначению.
Применение металлопроката, не имеющих сертификатов качества, а также не имеющего маркировки не допускается.
2.3. Качество окрасочных материалов при входном контроле должно удостоверяться сертификатами качества или паспортами заводов-изготовителей данных материалов. Применение окрасочных материалов, не имеющих сертификатов (паспортов), не допускается.
Сертификаты на импортные материалы должны быть переведены на русский язык. Применение новых окрасочных материалов, не предусмотренных действующими Технологическими указаниями по окраске металлических конструкций эксплуатируемых железнодорожных мостов N ЦПИ 6/1, должно быть согласовано с Департаментом пути и сооружений ОАО "РЖД".
2.4. Периодически, не реже одного раза в год, завод-изготовитель мостовых конструкций должен выполнять контроль качества стального проката каждого завода-поставщика. Испытания проводят по каждой марки стали для проката любой одной толщины из диапазона толщин 12-20 мм включительно и любой одной толщины из диапазона толщин 25-50 мм.
2.5. При изготовлении конструкций пролетных строений железнодорожных мостов в северном исполнении "Б" механические испытания проката выполняют для каждой партии или полистно по решению проектной организации либо заказчика. Контролируемые механические характеристики металлопроката устанавливаются в соответствии с п. 11.7 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
2.6. Качество стандартных сварочных материалов должно удовлетворять требованиям:
- проволока СПЛОШНОГО сечения - ГОСТ 2246,
- порошковой проволоки - ТУ 1274-021-11143754 и ТУ 1274-004- 46979325-2006;
- сварочный флюс - ГОСТ Р 52222
- электроды - ГОСТ 9466 и ГОСТ 9467
Каждая марка сварочных материалов каждого предприятия - поставщика, применяемая заводом-изготовителем стальных конструкций мостов, должна иметь "Свидетельство об аттестации" НАКС, при отсутствии свидетельства предприятие - поставщик материалов либо завод - изготовитель металлоконструкций обязан провести указанную аттестацию до запуска материалов в производство.
Каждая марка сварочных материалов, поступившая на завод изготовитель конструкций, должна иметь оригинальный сертификат качества от завода поставщика (с синей печатью).
2.7. Каждая применяемая заводом-изготовителем технология сварки стальных конструкций мостов подлежит производственной аттестации в Аттестационных центрах. Аттестацию сварочных технологий проводят в соответствии с РД 03- 615-03 и Рекомендациями по применению РД 03-615-03.
2.8. Перед передачей в производство каждой новой партии сварочных мате риалов качество конкретной аттестованной марки сварочного материала проверяют путем сварки и испытания контрольных технологических проб с определением механических свойств.
Сварка контрольных технологических проб выполняется в цехах заводов изготовителей в реальных условиях. Заваренные контрольные пробы должны быть испытаны либо в заводских лабораториях, имеющих право на проведение данных работ (аттестация согласно п. 7.1 ПБ 03-372-00), либо в специализированных организациях.
По результатам заводу-изготовителю выдаются протоколы испытаний контрольных проб, заключения по возможности применения конкретных партий аттестованных сварочных материалов в определенной их комбинации на предприятии при изготовлении конструкций стальных мостов.
2.9. Каждая единица сварочного оборудования завода-изготовителя конструкций пролетных строений для строительства мостов подлежит аттестации в Аттестационных центрах, аккредитованных в НАКС на этот вид аттестационных работ по объектам стального мостостроения.
Аттестацию сварочного оборудования проводят в соответствии "Рекомендациями по применению РД 03-614-03 на строительных объектах и объектах стального мостостроения.
2.10. Контроль качества сварных соединений стальных конструкций мостов неразрушающими методами ведут специалисты 1 и 2-го уровня квалификации по неразрушающему контролю, аттестованные в независимых органах аттестации персонала, имеющих аккредитацию ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность".
Все средства измерений, используемые в дефектоскопической аппаратуре применяемой на заводе-изготовителе для неразрушающего контроля качества сварных соединений конструкций мостов должны быть проверены в региональном Центре стандартизации и метрологии и иметь свидетельства о государственной поверке установленного образца.
2.11. К сварке металлоконструкций пролетных строений железнодорожных мостов допускаются сварщики 4-6 разрядов, достигшие 18-ти летнего возраста, прошедшие специальную подготовку и аттестацию Аттестационном центре.
Сварщик, выполняющий сварочные работы при изготовлении мостовых конструкций, должен иметь аттестационное удостоверение сварщика "Аттестованный сварщик - I уровень" по п. 1 "Металлические конструкции пролетных строений, опор и пилонов стальных мостов при изготовлении в заводских условиях" группы с указанием вида (способа) сварки, к выполнению которой он допускается.

3. ПООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. Пооперационный контроль качества выполнения работ службами технического контроля при заводском изготовлении металлоконструкций пролетных строений мостов проводится ежедневно в соответствии с разработанными заводом - изготовителем технологическими инструкциями (технологическими картами) контроля, определяющими этапы проведения контроля и список лиц, осуществляющих приемку на этих этапах.
3.2. При пооперационном контроле качества проверяется соблюдение технологии изготовления деталей и элементов конструкций, режимов термической резки и сварки конструкций, чистоту и точность обработки деталей, соблюдение проектных размеров, подготовку и соответствие применяемых сварочных материалов заданной технологии сварки.
3.3. Сборку элементов под сварку контролирует мастер цеха или контролер ОТК до начала сварки, при этом проверяют правильность фиксирования листов (элементов) в плане, профиле и по длине, соответствие (в пределах допусков) всех геометрических размеров и формы подготовленных кромок, величину вертикального и горизонтального смещений стыкуемых кромок, правильность обработки и чистоту свариваемых кромок, правильность и качество постановки электроприхваток. Места постановки металлургических плавок на деталях должны быть в соответствии с требованиями чертежей КМД.
3.4. Выполнение каждой последующей операции при изготовлении металлоконструкций пролетных строений железнодорожных мостов разрешается только после выполнения контроля качества работ на предыдущей операции. Результаты пооперационного контроля и приемки работники ОТК фиксируют в сопроводительных документах - маршрутных картах, акт-предъявках и т.п.
Результаты контроля сборки элементов под сварку и сварки элементов дополнительно фиксируют в цеховых Журналах сварочных работ
3.5. Сварные стыковые соединения подлежат приемке в деталях непосредственно после выполнения сварки (до сборки отправочных марок). Качество сварных, угловых и нахлесточных соединений проверяют в процессе приемочного контроля качества сварных швов отправочных марок мастерами производственных цехов и контролерами ОТК.
3.6. В зависимости от конструктивного оформления, условий эксплуатации и монтажа пролетных строений швы сварных соединений пролетных строений железнодорожных мостов разделены на 3 категории (I, II и III категории); внутри каждой категории сварным швам присвоен порядковый номер (тип шва сварного соединения). Категории сварных швов назначает проектная организация в соответствии с указаниями таблицы 27 СТО - ГК "Трансстрой"-012-2007 с учетом условий эксплуатации и монтажа конструкций.
3.7. При приемке сварных швов проводят визуально-измерительный контроль по РД 03-606-03, ультразвуковой контроль по ГОСТ 14782 и, при необходимости уточнения данных ультразвукового контроля, радиографический контроль по ГОСТ 7512, а также металлографическое исследование макрошлифов на торцах соединений и механические испытания контрольных сварных соединений по ГОСТ 6996. Методы и объемы контроля швов заводских сварных соединений приведены в таблице 28 СТО - ГК "Трансстрой"-012-2007.
3.8. При визуально-измерительном контроле сварных швов проверяется соответствие формы и размеров шва требованиям нормативно-технической документации. Контроль производится с применением средств контроля по приложению "Г" СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007 и комплектов визуально-измерительного контроля (ВИК). Контроль производят руководители сварочных работ цеха и контролеры ОТК, аттестованные на проведение визуально-измерительного контроля в соответствующих центрах, имеющих аттестацию ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность". Результаты ВИК - контроля и приемки стыковых и угловых швов по данному методу контроля отражаются в Журналах сварочных работ.
Отклонения размеров сечения швов от проектных не должны превышать величин, указанных в ГОСТ 8713 и 11533 (автоматическая и механизированная сварка под флюсом), ГОСТ 14771 и 23518 (дуговая сварка в защитных газах), ГОСТ 5264 и 11534 (ручная дуговая сварка).
3.9. Швы сварных соединений должны удовлетворять следующим условиям:
- иметь гладкую или равномерно чешуйчатую поверхность с плавными переходами к основному металлу, без наплывов и недопустимых подрезов;
- в многопроходных швах облицовочные валики должны перекрывать друг друга на 1/3 ширины, а глубина межваликовых впадин не должна превышать 0,5 мм.;
- все кратеры должны быть заварены;
- швы не должны иметь недопустимых поверхностных дефектов, указанных в таблице 29 СТО - ГК "Трансстрой"-012-2007;
- механическая обработка шва и околошовной зоны должна соответствовать требованиям чертежей КМ и требованиям документации на неразрушающий контроль. Радиусы сопряжений в зонах сплавления при механической обработке угловых швов должны быть не менее 3 мм., стыковых швов - не менее 10 мм.
При несоблюдении хотя бы одного из требований сварные швы подлежат ремонту до проведения ультразвукового контроля и повторному визуально-измерительному контролю.
3.10. При неразрушающем контроле качества швов сварных соединений оценивают наличие, число, характер и размеры поверхностных и внутренних дефектов по таблице 29 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
Контроль качества заводских сварных соединений ультразвуковой дефектоскопией ведется аттестованными специалистами заводской лаборатории неразрушающего контроля или сторонней организации в соответствии с методикой ультразвукового контроля и в объемах в соответствии с таблицей 28 СТО - ГК "Трансстрой"-012-2007.
Результаты ультразвукового контроля сварных соединений заносятся в Журнал ультразвукового контроля.
3.11. В случае обнаружения недопустимых дефектов в сварном шве для выполнения ремонтных работ либо составляются карты контроля с указанием местоположения дефекта по длине шва, глубины залегания и условий протяжения дефекта, либо делаются соответствующая запись в журнале ультразвукового контроля. После исправления дефектных участков производится повторный контроль, о результатах которого делается исполнителем работ соответствующая запись в Журналах ультразвукового контроля и сварочных работ.
Результаты контроля качества сварных швов методом УЗК отражаются в Журнале сварочных работ и в Заключении. Заключение о качестве сварного соединения подписывают дефектоскописты не ниже 2-го уровня квалификации по УЗК качества сварных соединений. Начальник ОТК предприятия-изготовителя конструкций, подписи которых заверяются печатью предприятия. Заключения по контролю качества заводских сварных соединений методом УЗД представляются заказчику конструкций по первому его требованию.
3.12. Швы сварных соединений не могут быть признаны годными, если по одному из используемых методов контроля согласно таблице 28 получены отрицательные результаты.

4. ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОТПРАВОЧНЫХ МАРОК

4.1. Отправочные марки и в целом стальные конструкции пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" (в комплекте с монтажными элементами) по завершению технологического процесса изготовления, включая исправление дефектов сварных швов, термическую правку конструкций и механическую обработку сварных швов, должны быть приняты ОТК завода-изготовителя и, после приемки службой технического контроля, должны быть сданы Мостовой инспекции до грунтования. Факт приемки конструкций отражается в сопроводительных приема-сдаточных актах (акт-предъявках) и путем постановки клейм ОТК завода и Мостовой инспекции.
4.2. Отклонения действительных линейных размеров от проектных для отправляемых на монтаж сборочных марок и монтажных элементов металлоконструкций пролетных строений мостов не должны превышать указанных в таблице 36 СТО - ГК "Трансстрой"-012-2007 величин, если в чертежах КМ не предусмотрены более жесткие допуски.
4.3. Отклонения от проектной геометрической формы отправочных марок не должны превышать величин, указанных в таблице 37 СТО - ГК "Трансстрой"- 012-2007, если в чертежах КМ не предусмотрены более жесткие допуски.
4.4. В случаях, когда в процессе приемки отправочной марки выявляются недопустимые дефекты в виде трещин в металле шва, переходящих на основной металл, трещин в основном металле, расслоений по кромкам, то вопросы браковки марки целиком или замены в ней дефектных деталей должны решаться заводом - изготовителем совместно с Мостовой инспекцией. В необходимых случаях к решению этих вопросов необходимо привлекать проектную организацию, разработавшую чертежи КМ, а также специализированный научно-исследовательский институт.
Ремонт конструкций, вызванный отступлениями от проекта, надлежит производить по разработанным заводам технологии, согласованной с проектным институтом и Мостовой инспекцией.
Отремонтированные конструкции подлежат повторной сдаче ОТК завода - изготовителя и Мостовой инспекции.
4.5. Для проверки точности применяемой оснастки и программ станков с программным управлением для конструкций с болтовыми, фрикционными и комбинированными фрикционно-сварными стыками, монтажные отверстия в которых образованы на заводе - изготовителе на проектный диаметр, назначается контрольная сборка первого и каждого десятого однотипного пролетного строения.
В объем контрольной сборки должны входить все элементы и детали, изготовленные с применением всего комплекса кондукторов или кондукторов и программ для станков программным управлением.
4.6. Для индивидуальных пролетных строений, в т.ч. со сварными монтажными стыками, объем контрольной сборки, если он не указан в чертежах КМ, назначается заводом - изготовителем, исходя из условий обеспечения проектного положения конструкций при монтаже и обеспечения требований рабочих чертежей. Проверка правильности изготовления узлов пролетных строений путем их построения на компьютере ("виртуальная контрольная сборка") запрещается.

5 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА НАНЕСЕНИЯ АНТИКОРРОЗИОННОЙ  ЗАЩИТЫ ЛАКОКРАСОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

5.1. Конструкции пролетных строений перед отгрузкой потребителю необходимо защитить от коррозии в соответствии с указаниями стандарта СТО 001- 2006, а также с "Технологическими правилами по комплексной защите от коррозии металлических пролетных строений железнодорожных мостов полной заводской готовности" (утверждены ОАО "РЖД" 06.08.2009г.) и регламентами на конкретные системы защиты, предусмотренные проектом мостового сооружения. Регламент на систему защиты разрабатывается заводом - изготовителем на основе сертификатных данных на окрасочные материалы.
5.2. Технологический процесс защиты мостовых конструкций от коррозии на заводе - изготовителе должен включать последовательное выполнение операций по подготовке поверхностей, грунтованию их и нанесению покрывных лакокрасочных материалов в зависимости от принятой системы защиты, условий эксплуатации и степени агрессивности окружающей среды.
Способ и система защиты от коррозии, марки окрасочных материалов и число наносимых слоев покрытия указывается в чертежах КМ или оговаривается в договоре на поставку конструкций.
5.3. Пооперационный контроль качества за производством окрасочных работ должен осуществляться на всех стадиях технологического процесса. Все окра сочные работы, производимые на заводе - изготовителе, должны быть приняты ОТК завода и Мостовой инспекцией.
5.4. При выполнении работ по окраске конструкций контролируется:
- температура окружающего воздуха (среды) и защищаемой конструкции;
- относительная влажность воздуха;
- обезжиренность и чистота сжатого воздуха, применяемого в процессе производства работ;
- степень очистки поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов;
- соответствие лакокрасочных материалов стандартам, технической документации;
- срок жизнеспособности применяемых материалов, гарантийный срок их хранения;
- число слоев окраски;
- время технологической выдержки наносимых слоев защитного покрытия и время выдержки полного покрытия. Контроль высыхания лакокрасочных покрытий выполняется по ГОСТ 19007.
5.5. Контроль качества нанесения лакокрасочного покрытия производится по внешнему виду, толщине покрытия и адгезии.
5.6. Контроль качества по внешнему виду осуществляется визуально. Внешний вид покрытия должен соответствовать V классу по ГОСТ 9.032. Покрытие не должно иметь пропусков, трещин, сколов, пузырей, кратеров, морщин и других дефектов, влияющих на защитные свойства.
5.7. Контроль толщины покрытия ведется выборочно при помощи толщи номеров. Методика определения толщины покрытия установлена в приложении "Г" СТО 001-2006.
5.8. Адгезию пленки лакокрасочного покрытия определяется по ГОСТ 15140 методом решетчатых надрезов, методом параллельных надрезов с применением липкой ленты или методом отрыва. Она должна быть не более 2 баллов. На участках проверки адгезии покрытие должно быть восстановлено по принятой схеме окрашивания.

 

Приложение 2

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ МОСТОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ МОСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Мостовая инспекция осуществляет независимый от производителя контроль качества продукции в процессе ее изготовления и осуществляет техническую приемку готовой продукции на заводе - изготовителе до ее отгрузки в адрес заказчика. Обязательность ее участия в процессе контроля качества выпускаемых металлоконструкций определена требованиями действующих государственных и отраслевых нормативных документов - СНиП 3.06.04-91, СТО-ГК "Трансстрой"-012- 2007 и др.
1.2. Мостовая инспекция перед началом работ по контролю качества изготовления металлоконструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" обязана убедиться в способности предприятия в обеспечении выпуска продукции с установленным уровнем качества. С этой целью Мостовой инспекцией производится предварительная проверка предприятий, в ходе которой:
- проверяется наличие и исправность необходимого технологического оборудования, производственных площадей, грузоподъемных механизмов для выпуска мостовых металлических конструкций;
- проверяется наличие собственной системы контроля качества выпускаемой продукции завода-изготовителя мостовых конструкций;
- проверяется обученность и аттестации инженерно-технических работников и персонала, задействованного в выпуске мостовых металлических конструкций, в том числе аттестация работников сварочного производств на соответствующие уровни в Аттестационных центрах;
- проверяется аттестация режимов производства сварочных работ для всех типов сварных соединений и всех встречающихся марок стали, применяющихся в изготавливаемых конструкциях в Аттестационных центрах и аттестация газорезательных работ машинной газовой резкой;
- проверяется аттестация сварочного оборудования, задействованного в изготовлении мостовых конструкций в Аттестационных центрах;
- проверяется аттестация применяемых в изготовлении мостовых металлических конструкций сварочных материалов в Аттестационных центрах;
- проверяется наличие и аттестация (аккредитация) лаборатории по неразрушающим методам контроля качества выполнения сварных швов, применяемых при производстве мостовых конструкций, аттестация контрольно-измерительного оборудования и квалификация и аттестация персонала, производящих работы неразрушающими методами;
- проверяется наличие и аттестация (аккредитация)лаборатории для проведения испытаний исходных материалов и сварных соединений разрушающими методами при изготовлении мостовых металлоконструкций
- проверяется наличие и актуальность действующей нормативной документации в области мостостроения (ГОСТ, ТУ, СНиП и др.)
При удовлетворительных результатах проверки Мостовая инспекция принимает решение по выполнению контроля качества и технической приемке мостовой продукции: на заводе-изготовителе.
1.3. Приемка Мостовой инспекцией продукции для нужд ОАО "РЖД" производится только при наличии у заказчика металлоконструкций письменного согласования Центра ИССО на размещение заказа на данном предприятии.
1.4. При осуществлении контроля качества в процессе изготовления и технической приемки металлоконструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" в обязанности Мостовой инспекции входит:
- проверка предприятий, производящих мостовые металлоконструкции на наличие Экспертного заключения Центра ИССО о возможности изготовления на них металлических пролетных строений мостов в соответствии с нормативными требованиями ОАО "РЖД"
- проверка сертификатов (аттестатов аккредитации) центральных заводских лабораторий и их персонала на право проведения различных видов испытаний и контроля;
- контроль качества и соответствия сертификатов на металлопрокат, метизы, полуфабрикат, сварочные и лакокрасочные материалов при изготовлении и монтаже мостовых металлоконструкций требованиям ГОСТ, ТУ и др. нормативных документов;
- контроль своевременности проведения заводских испытаний металлопроката, а также приборов и средств измерения;
- контроль своевременности проведения аттестации персонала, сварочных материалов, оборудования и применяемой технологии сварки в Аттестационных центрах;
- контроль полноты и правильности оформления исполнительной документации от запуска в производство до отгрузки готовой продукции;
- проверка соблюдения технологии изготовления конструкций по основным операциям технологического процесса (пооперационный контроль);
- приемочный контроль готовой продукции с подписанием сертификатов и других сопроводительных документов.

2. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.

2.1. Перед запуском металлических конструкций пролетных строений в производство работниками подразделений Мостовой инспекции выполняется входной контроль качества:
2.1.1. Проводится контроль качества поступивших для изготовления металлоконструкций пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" металлопроката, метизов, сварочных и лакокрасочных материалов и проверяется соответствие данных сертификатов требованиям действующих нормативных документов (ГОСТ, ТУ и др.) и проекта. Результаты контроля регистрируются в Журнале контроля качества металлопроката и материалов подразделения Мостовой инспекции.
2.1.2. Контролируется соблюдение заводом - изготовителем периодичности (1 раз в год) контроля качества металлопроката каждого поставщика металла по каждой марке стали по двум группам толщин - 12-20 мм. и 25-50 мм. Протоколы испытаний (копии) хранятся в подразделении Мостовой инспекции;
2.1.3. Отслеживается наличие и соблюдение периодичности аттестации каждой марки сварочных материалов - сварочной проволоки, электродов, сварочных флюсов. Каждая марка сварочных материалов должна иметь "Свидетельство об аттестации" НАКС. Аттестация производится либо заводом-поставщиком сварочных материалов, либо заводом - изготовителем конструкций.
Аттестация каждой марки сварочных материалов подразделяется на первичную и периодическую. Первичную аттестацию проходят марки сварочных материалов, ранее не применяемые для сварки мостовых металлоконструкций.
Срок действия "Свидетельства об аттестации" конкретной марки сварочных материалов: для серийно выпускаемых - 3 года, для опытно-промышленных, рекомендованных к аттестации специализированными научно-исследовательскими организациями, - 1 год.
Периодической аттестации подвергаются марки сварочных материалов, прошедшие первичную аттестацию, в целях продления срока действия "Свидетельства об аттестации". Периодичность аттестации - 1 раз в три года;
2.1.4. Проверяется производственная аттестация применяемых для изготовления металлоконструкций пролетных строений железнодорожных мостов технологий сварки в Аттестационных центрах. Производственная аттестация технологий сварки подразделяется на первичную и периодическую.
Первичная производственная аттестацию технологии сварки производится заводом-изготовителем при внедрении либо новых технологий, либо при отсутствии на ранее применяемые технологии сварки "Свидетельства по аттестации" НАКС.
Периодическая производственная аттестация производится заводом - изготовителем конструкций для технологий, прошедших первичную производственную аттестацию и постоянно применяемых в производстве, - 1 раз в 4 года, а также после перерыва в применении данной технологии свыше одного года.
2.1.5. Контролируется аттестация и своевременность ее проведения для каждой новой партии сварочных материалов. Перед передачей каждой новой партии сварочных материалов для производства металлоконструкций пролетных строений железнодорожных мостов проверяется ее качество путем сварки и испытания контрольных технологических проб с определением механических свойств.
Контрольные технологические пробы завариваются заводом - изготовителем конструкций в реальных цеховых условиях в обязательном присутствии представителя Мостовой инспекции с оформлением Акта сварки контрольной пробы и проводятся их испытания либо в заводских лабораториях, аттестованных согласно п. 7.1. ПБ 03-372-00 и имеющих право на проведение данного вида работ, либо в специализированных организациях.
По результатам испытаний заводу - изготовителю передаются протоколы испытаний и заключения по возможности применения указанных материалов в определенной их комбинации. Копии указанных документов вместе с копиями Актов сварки контрольных проб хранятся в подразделении Мостовой инспекции для учета и контроля;
2.16. Контролируется наличие и своевременность аттестации в Аттестационных центрах каждой единицы сварочного оборудования, задействованного заводом - изготовителем для изготовления металлоконструкций железнодорожных пролетных строений. Аттестация сварочного оборудования подразделяется на первичную и периодическую;
2.17. Первичной аттестации подлежит сварочное оборудование ранее не аттестованное для объектов стального мостостроения, не выпускаемое ранее данным производителем, а также оборудование импортного производства;
2.18. Периодическая аттестация сварочного оборудования у производителя мостовых конструкций производится один раз в три года. Протоколы аттестации сварочного оборудования (копии) хранятся в подразделении Мостовой инспекции;
2.19. Контролируется уровень и своевременность аттестации исполнительных работников и контрольного оборудования для выполнения неразрушающий контроля качества методом ультразвуковой дефектоскопии или другими методами.
Контроль качества сварных соединений стальных конструкций мостов выполняют специалисты 1-го и 2-го уровня квалификации по неразрушающему контролю, аттестованные в независимых органах аттестации персонала, имеющих аккредитацию ОАО "НТЦ "Промышленная безопасность".
Все средства измерений, использованные в дефектоскопической аппаратуре должны быть поверены в региональных центрах стандартизации и метрологии и в обязательном порядке иметь свидетельства о госповерке установленного образца.
Копии квалификационных удостоверений дефектоскопистов и актов поверки дефектоскопической аппаратуры хранятся в подразделении Мостовой инспекции;
2.1.10. Контролируется наличие аттестации и соблюдение периода переаттестации специалистов сварочного производства. К сварке мостовых металлических конструкций допускаются сварщики 4-6 разрядов старше 18 лет и имеющие аттестационное удостоверение "Аттестованный сварщик - 1 уровень по п. 1 "Металлические конструкции пролетных строений, опор и пилонов стальных мостов при изготовлении в заводских условиях" группы технических устройств (Конструкции стальных мостов), с указанием вида (способа) сварки, к выполнению которой они допускаются.
Периодическую аттестацию сварщиков 1-го уровня проводят в аттестационных центрах каждые 2 года, периодическую аттестацию специалистов сварочного производства 2-го и 3-го уровней на объектах стального мостостроения проводят каждые; 3 года, а 4-го уровня - через каждые 5 лет;
2.1.11. При выявлении несоответствий выполнении требований нормативных документов и настоящего Регламента при выполнении входного контроля Мостовая инспекция извещает Центр ИССО и руководство завода - изготовителя об обнаруженных отступлениях и при наличии критических замечаний, способных негативно отразиться на качестве пролетных строений железнодорожных мостов, имеет право остановить изготовление и приемку конструкций.

3. ПООПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ.

3.1. Для выполнения пооперационного контроля завод - изготовитель металлических пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" предоставляет подразделению Мостовой инспекции возможность ознакомления со всей необходимой проектно-конструкторской и технической документацией.
3.2. Контроль качества исполнения технологических операций по изготовлению конструкций пролетных строений Мостовой инспекцией выполняется на этапах, определенных технологическим процессом, разработанным заводом - изготовителем конструкций. Контроль качества выполнения отдельной операции работниками Мостовой инспекции производится только после приемки качества выполнения данной операции и всех ей предшествующих операций службами ОТК завода, о чем должны свидетельствовать соответствующие отметки и подписи работников ОТК завода в картах контроля.
3.3. При операционном контроле качества работниками Мостовой инспекции проверяется соблюдение технологии изготовления деталей и элементов, режимов резки и сварки металла, чистоту и точность обработки деталей, соблюдение проектных размеров, подготовку и соответствие применяемых сварочных материалов аттестованной технологии сварки.
Результаты контроля отражаются в картах контроля и в цеховом Журнале проверки аттестованной технологии сварки стальных конструкций мостов.
Выполнение последующих операций по изготовлению деталей или элементов пролетных строений железнодорожных мостов разрешается только после приемки Мостовой инспекцией предъявляемой операции.
3.4. Если в процессе контроля отдельной операции, качество выполнения каких-либо предшествующих операций, участие в контроле которых технологическим процессом Мостовой инспекции признано излишним, вызывает нарекания или сомнения. Мостовая инспекция вправе назначить контроль выполнения данных операций своими работниками, известив об этом руководителя ОТК завода- изготовителя.
3.5. Периодически, не реже одного раза в месяц Мостовая инспекция совместно с ОТК завода - изготовителя, службой главного сварщика или независимо от них проводит контроль соблюдения аттестованной технологии сварки.
При этом проверяется исправность сварочного оборудования, соответствие применяемых сварочных материалов, режимов сварки и предварительного подогрева конструкций, правильность наложения слоев заполнения разделок, подготовка сварочных материалов и т.д. По результатам проверки составляется Акт контроля соблюдения аттестованной технологии сварки с указанием выявленных отклонений.
3.6. Операционный контроль качества выполнения сварных швов Мостовой инспекцией производится после их выполнения исполнителями и приемки их качества службой ОТК завода.
Качество сварных стыковых и угловых швов с полным проплавлением должно подтверждаться Актами ультразвукового контроля, а при необходимости уточнения данных ультразвукового контроля. Актами радиографического и металлографического исследования макрошлифов на торцах соединений. Контроль качества сварных швов ведется визуально-измерительным методом.
3.7. При визуально-измерительном контроле качества сварных швов проверяют соответствие формы и размеров шва требованиям нормативно-технической документации (СТО-012-2007, СНиП, ГОСТ...) и проекта.
Размеры угловых швов любого очертания должны соответствовать величине катетов по чертежам КМ с учетом максимально допустимого зазора между свариваемыми деталями. Вогнутость углового шва не должна приводить к уменьшению значения расчетного катета, принятого в чертежах КМ.
3.8. Швы сварных соединений должны удовлетворять следующим условиям:
- иметь гладкую или равномерную чешуйчатую поверхность с плавным переходом к основному металлу, без наплывов и недопустимых подрезов;
- в многопроходных швах облицовочные валики должны перекрывать друг друга на 1/3 ширины, а глубина межваликовых впадин не должна превышать 0,5 мм.
- все кратеры должны быть заварены;
- швы не должны иметь недопустимых поверхностных дефектов;
- механическая обработка шва и околошовной зоны должна соответствовать чертежам КМ и требованиям документации на неразрушающий контроль. Радиусы сопряжений в зонах сплавления при механической обработке угловых швов должны быть не менее 3 мм., стыковых швов - не менее 10 мм. При несоблюдении хотя бы одного из требований сварные швы подлежат ремонту до проведения ультразвукового контроля и повторному визуально-измерительному контролю.
3.9. Операционный контроль качества нанесения антикоррозионного покрытия лакокрасочными материалами производится Мостовой инспекцией после приемки ею отправочных марок и деталей неокрашенном виде.
Контроль выполняется в соответствии с установленной заводом - изготовителем технологии нанесения антикоррозионной защиты и заключается в последовательной приемке качества выполнения промежуточных операций: подготовки поверхностей под окраску и нанесения слоев лакокрасочных материалов в соответствии с принятой проектом системой покрытия.
3.10. Контроль качества подготовки поверхностей производится в соответствии с требованиями Технологических правил по комплексной защите от коррозии металлических пролетных строений железнодорожных мостов полной заводской готовности (ОАО "РЖД" от 06.08.2009г.), СТО 001-2006 и заводского регламента на нанесение применяемых лакокрасочных материалов.
3.11. Контроль качества лакокрасочного покрытия производится по внешнему виду, толщине и адгезии.
Контроль качества лакокрасочных покрытий по внешнему виду осуществляют визуально. Внешний вид покрытия должен соответствовать требованиям п. 3.4 СТО 001-2006.
Контроль толщины покрытия ведется выборочно при помощи толщиномеров. Методика определения толщины покрытия приведена в приложении "Г" СТО 001-2006.
Адгезию пленки лакокрасочного покрытия определяют по ГОСТ 15140 методом решетчатых надрезов, методом параллельных надрезов с применением липкой ленты или методом отрыва грибка. Адгезия лакокрасочного покрытия должна быть не более 2 баллов.

4. ПРИЕМОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.

4.1. Отправочные марки и в целом стальные конструкции пролетных строений мостов для нужд ОАО "РЖД" (в комплекте с монтажными элементами) должны быть приняты после их приемки службой ОТК завода - изготовителя Мостовой инспекции с постановкой клейма организации и подписанием Акт - предъявки (приемного акта).
На момент сдачи продукции Мостовой инспекции завод - изготовитель представляет совместно с Акт - предъявкой (приемным актом):
- ведомость металла, сварочных материалов, метизов и других материалов, использованных при изготовлении предъявляемого отправочной марки или элемента;
- ведомости исполнителей сварочных работ (с указанием номеров клейм сварщиков) и сборщиков соединений на высокопрочных болтах;
- карты операционного контроля технологического процесса изготовления предъявляемой отправочной марки или элемента;
- конструкторскую документацию в стадии КМД;
- акты контроля качества сварных швов неразрушающими методами;
- карты согласования отступлений от требований проектно-технологической документации, если таковые имеют место.
4.2. Приемочный контроль качества изготовления конструкции Мостовой инспекцией выполняется в 2 этапа: 1-й этап - приемка изготовленных отправочных марок после выполнения всех операций технологического процесса до окраски конструкций и 2-й этап - приемка отправочных марок после проведения антикоррозионной защиты.
4.3. В ходе приемочного контроля качества каждой отправочной марки на 1- м этапе приемки работниками Мостовой инспекции проверяется:
- правильность оформления сопроводительной документации о качестве конструкций;
- соблюдение требований проекта и конструкторско-технологической документации, качество сварных швов визуально-измерительным методом, линейные
размеры, геометрическая форма изготовленных конструкций.
4.4. Отклонения действительных линейных размеров от проектных для отправляемых на монтаж сборочных марок и монтажных элементов мостовых конструкций не должны превышать величин, указанных в таблице 36 СТО-ГК "Трансстой" 012-2007, если проектом не предусмотрены более жесткие допуски.
Отклонения от проектной геометрической формы отправочных марок не должны превышать величин, указанных в таблице 37 СТО-ГК "Трансстой" 012-2007, если проектом не предусмотрены более жесткие допуски.
4.5. Если в процессе приемки отправочной марки в ее отдельных деталях обнаружены недопустимые дефекты в виде трещин в металле шва, переходящих на основной металл, трещин в основном металле, расслоений по кромкам, то вопросы браковки марки целиком или замены в ней дефектных деталей должны быть решены заводом - изготовителем конструкций совместно с Мостовой инспекцией.
4.6. При положительных результатах контроля качества предъявляемых конструкций отправочные марки принимаются Мостовой инспекцией, о чем делается соответствующая запись в Акт-предъявке (приемном акте), и конструкции направляются на следующие технологические операции по выполнению антикоррозионной защиты.
4.7. В ходе приемочного контроля на 2-м этапе (после нанесения антикоррозионного покрытия) контролируется качество выполнения антикоррозионного покрытия, маркировки деталей и, при положительном результате контроля, окончательно подписывается Мостовой инспекцией Акт-предъявка (приемный акт).
4.8. По изготовлении всего заказа (пролетного строения) или оговоренной договором на поставку конструкций части заказа Мостовой инспекцией подписывается сертификат на стальные конструкции, подготавливаемый заводом - изготовителем конструкций.

 

Приложение 3

ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ СЛУЖБАМИ ЗАВОДА - ИЗГОТОВИТЕЛЯ И МОСТОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ КОНТРОЛЯ ОТГРУЗКИ КОНСТРУКЦИЙ

1. Конструкции мостов перед отгрузкой их потребителю необходимо защищать от коррозии в соответствии с указаниями Технологических правил по комплексной защите от коррозии металлических пролетных строений железнодорожных мостов полной заводской готовности" (утверждены ОАО "РЖД" 06.08.2009г.), стандарта организации СТО 001-2006, а также регламентов на конкретные системы защиты, предусмотренные проектом мостового сооружения.
Регламенты должен разрабатывать завод-изготовитель на основе сертификатных данных на лакокрасочные материалы, либо компания-изготовитель ЛКМ.
2. Отправочные марки и монтажные элементы должны быть замаркированы в соответствии с монтажно-маркировочной схемой и чертежами КМ.
Маркировочные знаки следует наносить непосредственно на отгружаемые элементы. При пакетировании плоских одноименных элементов (фасонок, накладок и т.п.) полностью маркировочные знаки следует наносить на один наружный элемент, а на остальные ставить номер марки.
Маркировка должна содержать: название завода-изготовителя, номер заказа, марку по монтажно-маркировочной схеме, клейма ОТК и Мостовой инспекции.
Маркировку следует наносить буквенными и цифровыми клеймами с повторением несмываемой краской. На сварные отправочные марки клейма ставят не ближе 100 мм от места наложения заводских и монтажных швов.
3. Транспортную маркировку (центр тяжести, места строповки, негабаритность, предупредительные надписи "сцеп не разъединять", "с горок не спускать", "при маневрах не толкать") наносят в соответствии с требованиями ГОСТ 14192.
4. Погрузку, крепление и транспортировка элементов конструкций на открытом подвижном железнодорожном составе осуществляют в соответствии с "Правилами перевозки грузов", "Техническими условиями погрузки и крепления грузов", утвержденными ОАО "РЖД", и по согласованным схемам погрузки и крепления грузов на подвижном составе.
Схемы погрузки и крепления негабаритных грузов подлежат согласованию с ОАО "РЖД". Перевозку конструкций на Крайний Север и в труднодоступные районы следует осуществлять в соответствии с ГОСТ 15846.
5. Погрузка, выгрузка и хранение конструкций должны выполняться способами, исключающими их повреждение и повреждение защитного покрытия. Сбрасывание конструкций при погрузке и разгрузке не допускается. При приварке транспортных планок, укосин и других крепежных деталей следует выполнять требования разделов 8-10 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007. Приварка транспортных планок к свободным кромкам поясов главных балок и настильным листам ортотропных и ребристых плит не рекомендуется. Транспортные обустройства приваривают к основным несущим конструкциям железнодорожных и совмещенных мостов по согласованию с проектной организацией.
6. Металлические конструкции мостов должны отгружаться комплектно по заказам и в соответствии с ведомостями готовых элементов и монтажно-маркировочными схемами заводов-поставщиков.
7. Транспортные обустройства, привариваемые к отгружаемым с завода конструкциям, должны быть изготовлены из сталей, перечисленных в разделе 5 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
Приемку сварных соединений транспортных обустройств следует выполнять в соответствии с указаниями раздела 11 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007.
Места приварки транспортных обустройств после газокислородной резки должны быть зачищены абразивным инструментом в соответствии с разделом 14 СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007, с номинальным заглублением в основной металл на 0,5 мм. Риски от наждачного круга должны быть направлены вдоль кромки, к которой приварены детали транспортного обустройства. Качество кромок после зачистки должно соответствовать 14.3. СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007

 

Приложение 4.

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ и КОНТРОЛЯ СКЛАДИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ДОСТАВКЕ их НА МЕСТО РАБОТ

1. Завод-изготовитель обязан представлять на каждый пролет акт приемки мостовых металлических конструкций Мостовой инспекцией, а также следующую документацию в качестве приложения к акту:
- полный комплект исполнительных чертежей - КМД, включая схему маркировки, с указанием отступлений от чертежей КМ (в том числе отверстий, рассверленных на больший диаметр) с соответствующими согласованиями:
- сводную ведомость сертификатов на материалы, применявшиеся при изготовлении конструкций;
- опись удостоверений о квалификации резчиков, производивших машинную кислородную резку деталей, с указанием даты и номера протокола испытаний;
- опись удостоверений о квалификации исполнителей, производивших постановку заводских высокопрочных болтов с указанием даты и номера протокола испытания.
Кроме того, для сварных конструкций мостов:
опись удостоверений (дипломов) о квалификации сварщиков, производивших сварку конструкций, с указанием даты и номера протокола испытаний;
- ведомость результатов контроля качества сварных соединений (в том числе ультразвуковой дефектоскопией и просвечиванием проникающими излучениями) с указанием методов устранения дефектов.
2. Металлоконструкции, доставленные с завода-изготовителя на строительство, должны быть при входном контроле освидетельствованы и приняты представителями монтажной организации. Состояние элементов фиксируют актом.
При приемке необходимо установить:
- наличие акта приемки конструкций мостовой инспекцией со всеми приложениями к акту;
- соответствие конструкций заказу, требованиям проекта и требованиям действующей нормативной документации - СТО-ГК "Трансстрой"-012-2007;
- комплектность поставки согласно заводским комплектовочным ведомостям (листам готовых элементов);
- наличие клейм ОТК завода-изготовителя, Мостовой инспекции и маркировки в соответствии с заводской монтажно-маркировочной схемой;
- отсутствие в элементах деформаций и повреждений.
3. При входном контроле метизов надлежит проверять наличие сертификатов на болты, гайки, шайбы, а также заводской маркировки на головках болтов временного сопротивления, клейма предприятия-изготовителя, условного обозначения номера плавки, а на болтах климатического исполнения ХЛ (по ГОСТ 15150- 69*) - также и букв "ХЛ".
В сертификате указывается: номер сертификата, наименование предприятия-изготовителя, тип и размеры изделий, марка стали, номер партии, номер плавки, результаты проведенных испытаний, масса нетто в соответствии с требованиями действующих нормативных документов на высокопрочные метизы.
4. Все элементы перед установкой их в конструкцию должны быть освидетельствованы.
Состояние элементов фиксируют актом. Металлоконструкции, имеющие размеры повреждения или деформации свыше допустимых по нормативным документам, техническим условиям или указаниям проекта на их изготовление, должны быть освидетельствованы комиссией с составлением акта.
В комиссию должны входить представители строительной и проектной организаций, заказчика и завода-изготовителя. По требованию заказчика в состав комиссии могут быть включены представители Центра ИССО и научно-исследовательской организации.
Комиссия обязана выявить причины возникновения дефектов, принять решения о способах их исправления (или замене конструкций новыми) и указать организацию, которая должна устранять дефекты. Акт освидетельствования высылается в Центр ИССО и организации - разработчику чертежей КМ.
Дефекты сварных соединений, не обнаруженные на заводе, должен устранить завод-изготовитель конструкций.
Элементы, в которых выявлены трещины в основном металле или металле сварных швов, переходящие на основной металл, или расслоения по кромкам, должны быть заменены.
5. Деформированные элементы (или отдельные их участки), не имеющие надрывов, трещин и острых переломов, следует выправлять термическим или термомеханическим способом. Правку этими способами необходимо выполнять по соответствующим ведомственным нормативным документам. Все деформированные элементы следует выправлять до подачи их на монтаж.
6. При выгрузке и складировании мостовых конструкций необходимо руководствоваться положениями действующей Инструкции о порядке складирования и хранения мостовых металлоконструкций. Металлические элементы мостовых конструкций необходимо укладывать устойчиво на деревянные подкладки толщи ной не менее 150 мм, расстояние между которыми должно исключать образование остаточных деформаций.
При складировании элементов в несколько ярусов, прокладки необходимо укладывать по одной вертикали, т.е. одна над другой. Высота штабеля не должна превышать 1,5 м. Фасонки, накладки и другие мелкие стальные детали следует хранить на стеллажах со сплошным дощатым настилом, а высокопрочные болты и прочие метизы - в закрытом помещении или на стеллажах под навесами.
Все конструкции следует складировать в такой последовательности: по заказам, маркам и очередности подачи на монтаж. Заводская маркировка элементов должна быть доступной для прочтения. В случае необходимости маркировки следует дублировать несмываемой краской на открытых для обзора поверхностях.
7. Перегружать конструкции и подавать их на монтаж следует механизированным способом, исключающим резкие удары, а также образование вмятин на поверхности металла и деформации. Запрещается ручная выгрузка сбросом и перемещение элементов волоком.

Приложение 5.

ПИСЬМО-ЗАЯВКА НА СОГЛАСОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА

 

┌───────────────────────┐         Директору Центра ИССО ОАО "РЖД"
│      Официальный      │         В.Н.Сазонову
│  штамп организации    │         ───────────────────────────────
│                       │         127299, г.Москва,
│                       │         ул. Космонавта Волкова, д.6
└───────────────────────┘         тел./факс 8-499-159-99-55

Уважаемый Владимир Николаевич!

Прошу Вас согласовать размещение заказа на изготовление металлических пролетных строений по титулу (полное название титула) на участке (Дорога, участок пути, км и пк) на заводе (полное название завода, почтовый адрес).

Приложение: см. Приложение N 1

    Руководитель предприятия                                Ф.И.О.

Исп.

Приложение N 1
к заявке на согласование
размещения заказа

1. Заказчик: (ДКРС, П, ДКС)
2. Подрядная организация: (название организации, адрес, телефон)
3. Объект: (название объекта по проектной документации)
4. Титул: (капитальный ремонт, реконструкция)
5. Проектная организация: (название организации, адрес, телефон)
6. Руководитель проекта: (ГИП Ф.И.О., телефон)
7. Шифр проекта:
8. Схема моста:
9. Вес пролетного строения: (вес пролетного строения по чертежам КМ)
10. Высокопрочный крепеж: (оцинкованный/ не оцинкованный, с указанием завода-изготовителя и поставщика ВПМ)
11. Система антикоррозионной защиты: (принятая в проекте с указанием фирмы производи теля лакокрасочной продукции)
12. Опорные части: (тип опорных частей, завод-изготовитель)
13. Система гидроизоляции: (для пролетных строений с балластным корытом, фирма - производитель)
14. Деформационные швы: (тип, конструкция деформационных швов, фирма - производитель)