ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 июня 2010 г. N 1186р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ РАБОТНИКОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЛОКОМОТИВНЫХ ДЕПО ДИРЕКЦИИ ТЯГИ - ФИЛИАЛА ОАО "РЖД"

В целях установления единого порядка организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги филиала ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с 21 июня 2010 г. прилагаемое Положение об организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги филиала ОАО "РЖД".
2. Начальнику Дирекции тяги Машталеру Ю.А. ознакомить до 14 июня 2010 г. всех причастных работников с прилагаемым Положением.
3. Контроль за исполнением требований прилагаемого Положения возложить на главного инженера Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД".

Старший вице-президент
ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 1 июня 2010 г. N 1186Р

 

Положение
об организации технической учебы работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД"

1. Общие положения

1.1. Техническая учеба проводится с целью периодического восстановления и непрерывного повышения уровня профессиональных знаний и навыков работников эксплуатационного локомотивного депо без отрыва от производства с использованием всех форм обучения за исключением обучения с целью присвоения профессии, класса, квалификации.
1.2. Настоящее Положение устанавливает единый порядок организации технической учебы и оценки уровня профессиональных знаний работников эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги ОАО "РЖД", к которым относятся:
- машинист-инструктор локомотивных бригад;
- дежурный основного локомотивного депо;
- дежурный оборотного локомотивного депо;
- дежурный пункта оборота локомотивов (бригадиры или помощники дежурных по депо, на которых возложены функции дежурных по депо);
- нарядчик локомотивных бригад;
- техник по расшифровке скоростемерных лент;
- машинист локомотива (электровоза, тепловоза);
- помощник машиниста локомотива (электровоза, тепловоза).
3. Требования настоящего положения обязательны для исполнения работниками Дирекции тяги, региональных дирекций тяги, эксплуатационных локомотивных депо и их структурных подразделений.
1.4. Техническая учеба по конструкции локомотивов, нормативным документам, особенностям и методам вождения поездов с учетом изменения технологических процессов направлена на:
- безусловное исполнение требований Правил технической эксплуатации железных дорог РФ от 26.05.2000 N ЦРБ-756, Инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ от 26.05.2000 N ЦРБ-757, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ от 16.10.2000 N ЦД-790 и других нормативных документов ОАО "РЖД";
- обеспечение гарантированной безопасности движения поездов;
- соблюдение норм безопасности труда и охраны окружающей среды.
1.5. Методологическое сопровождение технической учебы работников локомотивных депо осуществляет Дирекция тяги.

2. Организация технической учебы

2.1. Организация технической учебы и оценки уровня профессиональных знаний работников в каждом структурном подразделении дирекции тяги регламентируется следующими нормативными документами:
- стандарт СТО РЖД 1.21.001-2007 "Организация технической учебы работников ОАО "РЖД" с изменениями согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 03.08.2009 N 1642р;
распоряжение ОАО "РЖД" от 20.11.2007 N 2193р "О машинисте-инструкторе локомотивных бригад ОАО "РЖД";
- типовой регламент от 20.05.2009 N ЦТЛб-3/1 "Организация эксплуатационной работы и обеспечения безопасности движения поездов в эксплуатационном локомотивном депо ОАО "РЖД";
- приказы, распоряжения, положения по дирекциям тяги и структурным подразделениям (предприятиям) об организации технической учебы.
2.2. Для организации технической учебы работников Дирекции тяги ОАО "РЖД":
2.2.1. Главным инженером Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", несущими по кругу обязанностей ответственность за организацию технической учебы:
- осуществляется организация разработки перечня тем, подлежащих изучению работниками эксплуатационных локомотивных депо, и примерных годовых учебных планов проведения технической учебы;
- осуществляется организация процесса отправки в эксплуатационные локомотивные депо справочно-аналитических материалов об итогах работы локомотивного хозяйства ОАО "РЖД", предложений и рекомендаций направленных на повышение уровня безопасности движения, охраны труда, улучшение технологии перевозочного процесса и прочих вопросов для включения в план проведения занятий по технической учебе;
- обеспечивается внедрение прогрессивных форм и средств технической учебы с использованием учебных фильмов и видеоматериалов, мультимедийных средств обучения, тренажеров, действующих схем и макетов, дистанционных систем обучения, электронных экзаменаторов, принятых в эксплуатацию в ОАО "РЖД";
- определяется потребность эксплуатационных локомотивных депо в технических средствах обучения, тренажерах, макетах, наглядных пособиях, организуется их изготовление (приобретение) и поставка в эксплуатационные локомотивные депо.
2.2.2. Главными инженерами региональных Дирекций тяги:
- осуществляется организационное руководство технической учебой работников эксплуатационных локомотивных депо;
- ежегодно корректируются и направляются в эксплуатационные локомотивные депо примерные учебные планы технической учебы, разработанные региональными дирекциями тяги;
- обеспечивается контроль за организацией и качеством проведения технической учебы и оценкой уровня профессиональных знаний работников эксплуатационных локомотивных депо;
2.2.3. Главными инженерами эксплуатационных локомотивных депо:
- осуществляется непосредственная организация процесса технической учебы, а также оценка уровня профессиональных знаний работников в эксплуатационных локомотивных депо;
- осуществляется организация разработки на основе примерных учебных планов годовых рабочих планов проведения технической учебы;
- составляются мероприятия по дооснащению технических кабинетов техническими средствами обучения, тренажерами, макетами, обучающими программами и другими средствами обучения;
- осуществляется организация ежеквартальных аналитических отчетов проведения технической учебы в эксплуатационных локомотивных депо:
- осуществляется подбор специалистов для проведения технической учебы.
2.3. Техническая учеба осуществляется работниками эксплуатационных локомотивных депо, ответственными за проведение технической учебы и назначаемые для ее проведения приказом начальника депо, в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Ответственные за проведение технической учебы


Работники, подлежащие обучению  

 Работники, осуществляющие техническую   
учебу                                   

машинист-инструктор             
локомотивных бригад             

- заместитель начальника депо по         
эксплуатации;                            
- главный инженер;                       
- инженер по охране труда.               

дежурный основного              
локомотивного депо;             
дежурный оборотного             
локомотивного депо;             
дежурный пункта оборота         
локомотивов                     

- заместитель начальника депо по         
эксплуатации;                            
- инженер по охране труда.                

нарядчик локомотивных бригад    

- заместитель начальника депо по         
эксплуатации;                            
- главный инженер;                       
- инженер по охране труда.               

техник по расшифровке           
скоростемерных лент             

- заместитель начальника депо по         
эксплуатации;                            
- главный инженер;                       
- машинист-инструктор локомотивных       
бригад по тормозам;                      
- машинист-инструктор локомотивных       
бригад по обучению;                      
- инженер по охране труда.               

машинист локомотива             
(электровоза, тепловоза);       
помощник машиниста локомотива   
(электровоза, тепловоза)        

- заместитель начальника депо по         
эксплуатации;                            
- главный инженер;                       
- машинист-инструктор локомотивных бригад
по тормозам;                             
- машинист-инструктор локомотивных бригад
по теплотехнике;                         
- машинист-инструктор локомотивных бригад
по обучению;                             
- машинист-инструктор локомотивных       
бригад;                                  
- инженер по охране труда.                

2.4. При необходимости к проведению занятий по технической учебе работников, указанных в п. 1.2, могут привлекаться представители смежных хозяйств и научно-исследовательских институтов и учебных заведений.

3. Разработка учебных планов технической учебы

3.1. В разработке учебных планов принимают участие:
- дирекция тяги филиал ОАО "РЖД";
- региональные дирекции тяги;
- эксплуатационные локомотивные депо.
3.2. Дирекция тяги составляет примерные годовые учебные планы проведения технической учебы для каждой профессии. При этом количество часов, необходимое на изучение предложенного материала должно составлять 20% от годового количества учебных часов (таблица 2).
3.3. Региональные дирекции тяги на основании примерных годовых учебных планов разрабатывают годовые примерные планы с учетом материала по дорожным приказам и местным инструкциям, на изучение которого должно отводиться 20% от годового количества учебных часов.
3.4. Региональные дирекции тяги не позднее 1 декабря направляют в эксплуатационные локомотивные депо годовые учебные планы проведения технической учебы и рекомендации по составлению рабочих планов.
3.5. В эксплуатационных локомотивных депо машинисты- инструкторы по обучению совместно с инженерами по обучению, а при их отсутствии - работники, на которых возложены их функции, на основании годовых учебных планов разрабатывают рабочие планы проведения технической учебы с учетом дополнительного материала, составляющего оставшиеся 60% годового количества учебных часов.
3.6. Рабочие учебные планы технической учебы утверждаются главным инженером эксплуатационного локомотивного депо.
3.7. По темам рабочих учебных планов технической учебы ответственные за проведение технической учебы работники составляют конспекты (планы-конспекты) технической учебы, содержащие перечень литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения, и контрольные вопросы.
2.8. Планы технической учебы в зависимости от должности должны включать материал по изучению:
- приказов, распоряжений, инструкций и иных документов, регламентирующих работу структурного подразделения железной дороги и других филиалов ОАО "РЖД", анализ использования локомотивных бригад, анализ состояния безопасности движения поездов, и других документов по вопросам эксплуатационной работы, охраны труда, окружающей среды и др.;
- конструкции локомотивов, устройств, машин, механизмов, их обслуживание в эксплуатации;
- технологии перевозочного процесса;
- порядка действий и отработки практических навыков в нестандартных ситуациях;
- безопасных и рациональных режимов ведения поездов;
- ТРА станций обслуживаемых участков;
- особенностей эксплуатационной работы в зимний период.
3.9. Рабочие учебные планы технической учебы могут корректироваться в связи с изменением технологических процессов и иными особенностями работы. Изменения в рабочие учебные планы технической учебы вносятся только по согласованию с главным инженером или начальником эксплуатационного локомотивного депо.

4. Формы проведения технической учебы

4.1. Техническая учеба проводится в форме лекций, семинаров, практических и индивидуальных занятий, консультаций, самоподготовки, тренинга с использованием локомотивов и вагонов для обучения, различных видов тренажеров, включая компьютерные. При этом приоритетной формой обучения является самоподготовка.
4.2. Допускается применение дистанционного обучения при помощи аудио- и видеосеминаров, конференций, лекций.

5. Порядок проведения технической учебы

5.1. Техническая учеба проводится в соответствии с планом в кабинетах технической учебы, учебных классах и учебных полигонах эксплуатационных локомотивных депо, на тренажерах, действующих схемах, макетах или на действующих локомотивах.
5.2. Техническая учеба проводится, в рабочее время с сохранением обучаемым работникам установленного размера заработной платы. Для работников локомотивных бригад техническая учеба проводится в свободное от работы время, с согласия работника, оговоренного в трудовом договоре. Условия оплаты определяются действующим Коллективным договором.
5.3. Количество часов, отводимых для проведения технических занятий, должно соответствовать таблице 2. При этом не менее 30 % времени должно отводиться на практическую отработку приобретаемых навыков.

Таблица 2
Периодичность и продолжительность технических занятий

      Наименование должности (профессии)        

 Периодичность технических
занятий         

Машинист-инструктор локомотивных бригад         

  1 раз в месяц, 2 часа  

Дежурный основного локомотивного депо;          
дежурный оборотного локомотивного депо;         
дежурный пункта оборота локомотивов             

 1 раз в квартал, 2 часа 

Нарядчик локомотивных бригад                    

 1 раза в квартал, 2 часа

Техник по расшифровке скоростемерных лент       

  1 раз в месяц, 2 часа  

Машинист локомотива (электровоза, тепловоза)    

    3 раза в месяц, не   
менее 3 часов      

Помощник машиниста локомотива (электровоза,     
тепловоза)                                      

    2 раза в месяц, не   
менее 2 часов       

5.4. Занятия локомотивных бригад на тренажерах проводятся в соответствии с утвержденной тематикой машинистом-инструктором по обучению, в отдельных случаях машинистом-инструктором закрепленной колонны с каждым машинистом не реже одного раза в квартал по утвержденному графику.
5.5. Для локомотивных бригад практические занятия на действующем локомотиве проводятся машинистом-инструктором по обучению или машинистом-инструктором закрепленной колонны с каждой локомотивной бригадой отдельно согласно графику не реже одного раза в квартал.
5.6. Учет изученных тем, посещаемости, уровня занятий и принятия зачетов фиксируется в специальном журнале учета посещаемости занятий и успеваемости по технической учебе.
5.7. Для повышения эффективности технической учебы кабинеты технической учебы, учебные классы депо, учебные полигоны в каждом эксплуатационном локомотивном депо должны быть оснащены в соответствии с требованиями распоряжения ОАО "РЖД" от 03.04.2007 г. N 565р.

6. Проверка знаний

6.1. Для проверки знаний работников эксплуатационного локомотивного депо, используются следующие формы контроля:
6.1.1. для теоретической части (один из вариантов):
- в письменном виде по контрольным вопросам пройденных тем;
- тестирование с использованием Системы оценки уровня знаний работников локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" (АСПТ) согласно п.9 настоящего положения.
6.1.2. для практической части (один из вариантов):
- тренажер;
- занятия на действующих локомотивах;
- использование других технических средств (действующая модель тормозного оборудования, макет автосцепного устройства и т.д.).
6.2. По итогам технической учебы зачеты принимаются в течение месяца, по всем пройденным темам.
6.3. Знания теоретической части оцениваются как "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Знания практической части оцениваются как "зачет" или "незачет".
6.4. Периодичность проверки знаний по изученным темам приведена в таблице 3.

Таблица 3
Периодичность проверки знаний по темам технических занятий


Наименование должности           
(профессии)                     

   Периодичность проверки знаний  

Машинист-инструктор                   

           2 раза в год           

Дежурный локомотивного депо           

            1 раз в год           

Нарядчик локомотивных бригад          

            1 раз в год           

Техник по расшифровке лент            
скоростемеров                         

           2 раза в год           

Машинист локомотива                   

           4 раза в год           

Помощник машиниста локомотива         

           4 раза в год           

6.5. Работники, сдавшие зачет с результатом "хорошо" могут не посещать плановые занятия технической учебы и освобождаются от сдачи зачетов в последующий квартал, но в обязательном порядке проходят проверку знаний с периодичностью, указанной в Таблице 3.

7. Контроль за организацией технической учебы и ответственность за ее проведение

7.1. Ответственность за организацию и проведение технической учебы несут начальники эксплуатационных локомотивных депо, а при их отсутствии главные инженеры депо, дирекций тяги в рамках возложенных на них полномочий.
7.2. Назначенные приказом начальника эксплуатационных локомотивных депо руководители и специалисты региональных дирекций тяги, несут ответственность за организацию технической учебы и проверку знаний в подчиненных им подразделениях.
7.3. Непосредственным исполнителем работ по организации, проведению технической учебы и проверки знаний в эксплуатационном локомотивном депо является специалист, назначенный приказом руководителя по структурному подразделению.

8. Применение системы АСПТ в процессе технической учебы и для оценки уровня профессиональных знаний

8.1. Система АСПТ позволяет:
8.1.1. оценивать уровень профессиональных знаний работников на основе бальной системы;
8.1.2. выявлять темы, по которым тестируемые имеют недостаточный уровень знаний. На основе анализа уровня знаний тестируемых корректируются программы технических занятий, в том числе и индивидуальной подготовки;
8.1.3. самостоятельно готовиться к аттестации и проверке знаний с использованием системы АСПТ;
8.1.4. осуществлять постоянный контроль над уровнем технических знаний работников локомотивного хозяйства ОАО "РЖД".
8.2. Организация процесса тестирования с помощью системы АСПТ:
8.2.1. Тестирование проводится на персональных компьютерах, размещенных в учебных классах предприятий, или на других рабочих местах, оборудованных персональным компьютером с доступом в корпоративную сеть передачи данных ОАО "РЖД".
8.2.2. В каждом эксплуатационном локомотивном депо издается приказ о назначении работников, в обязанности которым вменяется постоянный контроль за соблюдением сроков и своевременное информирование работников о необходимости прохождения периодического тестирования, а так же обеспечение сопровождения процесса тестирования.
8.2.3. Дата периодического тестирования для каждого работника определяется системой АСПТ в соответствии с установленной периодичностью проверки знаний.
8.2.4. Работник обязан пройти тестирование в течение месяца со дня наступления этой даты. При объективных обстоятельствах, не позволяющих пройти тестирование в срок, работнику предоставляется не более пяти рабочих дней для прохождения теста со дня наступления возможности прохождения тестирования.
8.2.5. Периодическое тестирование проводится по всем темам профессиональной деятельности работника в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 26.12.2005 N 2191р. При этом результаты периодического тестирования учитываются при проверке знаний требований безопасности движения поездов, проводимой согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 26.12.2005 N 2191р.
8.2.6. Внеплановое тестирование назначается приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо (с указанием срока окончания тестирования) в случаях допущения по вине работников локомотивных бригад транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, нарушения технологической дисциплины, изменения нормативных документов ОАО "РЖД" и т.п.
9.3. Порядок проведения тестирования и оценки знаний с использованием системы АСПТ:
9.3.1. Тестирование состоит из единого теста по всем темам с перечнем вопросов, соответствующим должности (профессии) тестируемого. Продолжительность тестирования составляет 40 минут. За это время тестируемому предлагается ответить на максимально возможное количество вопросов, при этом учитывается правильность ответов и время, потребовавшееся работнику для выбора верного варианта ответа.
9.3.2. Уровень знаний работников оценивается как "хорошо", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно". В методике системы АСПТ определены следующие критерии оценки в зависимости от суммы баллов:
- менее 56 баллов - неудовлетворительно;
- от 56 до 75 баллов - удовлетворительно;
- от 75 и более баллов - хорошо.
9.3.3. Результаты каждого тестирования фиксируются в системе АСПТ и учитываются при анализе уровня подготовки работника.
9.3.4. Дата тестирования по темам технических занятий для каждого работника определяется системой АСПТ в соответствии с периодичностью, приведенной в Таблице 3.
9.3.7. Итоги тестирования фиксируются в системе АСПТ и автоматически формируются в виде протокола, который хранится в установленном в депо порядке.

9. Стимулирование повышения уровня знаний

9.1. Работники, прошедшие проверку знаний по темам технической учебы дважды подряд с результатом "хорошо", по представлению работника, ответственного за принятие зачетов, приказом начальника депо могут быть освобождены от посещения плановых занятий технической учебы.
9.2. Для работников, прошедших проверку знаний по темам технической учебы с результатом "удовлетворительно" или "неудовлетворительно", посещение занятий технической учебы является обязательным.
9.3. Работникам, показавшим неудовлетворительные знания при сдаче зачета по темам технических занятий, а также работникам, допустившим брак в работе, до проведения тестирования предоставляется десять дней на самоподготовку и повторную проверку знаний в свободное от работы время. В случае повторной несдачи зачетов работник направляется на комиссионную проверку знаний, назначенную приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо с участием представителей профсоюзного выборного органа под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо.
9.4. Дополнительные технические занятия и проверка знаний для работников, которые допустили брак в работе или показали недостаточный уровень знаний и которым требуется дополнительное обучение, проводятся без оплаты дополнительных часов.
9.5. В положении о премировании работников должна предусматриваться мотивация к положительной динамике уровня профессиональных знаний работников.