Распоряжение ОАО РЖД от 21.06.2010 N 1310р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. N 1310р

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ОБЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ НА ТУАЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАМКНУТОГО ТИПА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ ОБЩЕСЕТЕВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В целях улучшения экологической ситуации на железнодорожном транспорте, создания комфортных условий для проезда пассажиров, во исполнение пункта 4 раздела III "Программы мер по совершенствованию организации технического обслуживания, модернизации и повышению надежности туалетных систем закрытого типа и систем кондиционирования воздуха пассажирских вагонов" N 1595 от 02 февраля 2009 г., утвержденной первым вице-президентом В.Н. Морозовым и по результатам оценки соответствия туалетных систем замкнутого типа "Единым техническим требованиям на туалетные системы замкнутого типа, предназначенные для установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги общесетевой эксплуатации и специального назначения" от 17 марта 2009 г.:
1. Ввести в действие с момента издания настоящего распоряжения "Общие технические требования на туалетные системы замкнутого типа, предназначенные для установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги общесетевой эксплуатации и специального назначения" N 0114 - 2010 ПКБ ЦЛ от 19 мая 2010 года (далее - ОТТ).
2. Признать утратившими силу "Единые технические требования на туалетные системы замкнутого типа, предназначенные для установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги общесетевой эксплуатации и специального назначения" от 17 марта 2009 г.
3. Начальнику Департамента пассажирских сообщений Г.В. Верховых, и. о. первого заместителя генерального директора ОАО "Федеральная пассажирская компания" А.С. Мельникову, начальнику Центра технического аудита С.В. Палкину с момента издания настоящего распоряжения обеспечить контроль и недопущение установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги новой постройки, а также проходящих модернизацию при плановых видах ремонта, туалетных систем замкнутого типа, не соответствующих ОТТ.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
М.П.Акулов

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 21 июня 2010 г. N 1310р

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ТУАЛЕТНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАМКНУТОГО ТИПА, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ НА ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ ОБЩЕСЕТЕВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

0114-2010 ПКБ ЦЛ

Общие технические требования распространяются на вновь разрабатываемые туалетные системы замкнутого типа с баками-накопителями, предназначенные для установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги общесетевой эксплуатации и специального назначения (далее "туалетные системы") и не распространяются на туалетные системы с частичной обработкой фекальных отходов. Разработаны взамен "Единых технических требований на туалетные системы замкнутого типа, предназначенных для установки на пассажирские вагоны локомотивной тяги общесетевой эксплуатации и специального назначения", введенных в действие Распоряжением Вице-президента ОАО "РЖД" Акулова М.П. от 27.04.2009 г. N 886р.

1. Общие технические требования

1.1 Туалетные системы предназначены для удовлетворения физиологических и гигиенических потребностей персонала и пассажиров, а также для гигиеничного хранения отходов их жизнедеятельности до удаления из вагона.
1.2 Конструкция туалетных систем должна обеспечивать:
- сбор стоков при максимальной населенности вагона при пробеге вагона по маршруту до станции обслуживания до 4-х суток включительно. Для вагонов, используемых на рейсах на короткие расстояния, допускается уменьшение времени до наполнения баков по согласованию с заказчиком;
- непрерывную диагностику состояния с обеспечением представления сигналов аварийных ситуаций на пульт управления (ПУ) вагона или другие устройства;
- управление системой обогрева бака-накопителя с целью обеспечения поддержания внутри бака температуры от 3 град.С до 10 град.С при температуре окружающей среды от 0 град.С до минус 50 град.С с помощью устройства, использующего тепловую энергию системы отопления вагона (при размещении бака вне кузова вагона);
- выдачу световых сигналов на ПУ вагона при срабатывании датчиков уровня заполнения бака-накопителя на 10%, 80 % и 95 %;
- выдачу световых сигналов на ПУ вагона при снижении температуры в баке-накопителе до 3 град.С;
- включение дополнительной системы электрического обогрева бака-накопителя от бортовой сети вагона при снижении температуры в баке ниже 3 град.С;
- защиту от перегрузок и токов короткого замыкания в электрической сети туалетной системы в соответствии с "Ведомственными нормами пожарной безопасности. Вагоны пассажирские. Требования пожарной безопасности. ВНПБ-03" (в случае питания электрооборудования туалетов через пульты (блоки) управления, входящие в состав туалетной системы);
- равномерный смыв фекальных отходов не более чем за два нажатия на смывную педаль (кнопку), без разбрызгивания и расплескивания воды и отходов за пределы унитаза. Определяется испытанием заменителем фекальных масс из смеси смоченных водой глины и древесных опилок в равных пропорциях в количестве 300 г, распределенных по поверхности чаши унитаза;
- возможность проведения дезинфекции без нарушения эксплуатационных характеристик.
1.3 Поверхности изделий, соприкасающихся с фекальными отходами (унитаз, бак-накопитель, канализационные коммуникации) должны изготавливаться из коррозионностойких материалов. Резиновые уплотнения должны быть устойчивы к воздействию химических моющих средств общебытового назначения, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте, а также дезсредств и слабодействующих кислот и щелочей.
1.4 Оборудование туалетных систем должно быть устойчиво к внешним воздействующим факторам и соответствовать следующим категориям климатического исполнения и размещения в соответствии с ГОСТ 15150-69:
- У1 для оборудования, устанавливаемого под вагоном;
- У2 для оборудования, устанавливаемого в необогреваемой зоне внутри вагона;
- У3 для оборудования, устанавливаемого в обогреваемой зоне внутри вагона. Допускается использование внутри вагона оборудования категории 4, при этом оно должно сохранять работоспособность после пребывания в нерабочем (выключенном) состоянии в условиях, соответствующих категории 3.
1.5 Подвагонное оборудование туалетной системы должно иметь теплоизоляцию для предохранения от замерзания в них стоков после отключения отопления при температуре наружного воздуха минус 10 град.С в течение 12 часов.
1.6 Оборудование туалетных систем по устойчивости к механическим внешним воздействующим факторам должно соответствовать группе М 25 ГОСТ 17156.1-90, при этом, ускорение одиночных ударов принимается 5 g.
Составные части туалетных систем должны иметь защитные оболочки, выполненные в соответствии с ГОСТ 14254-96:
- для бака-накопителя - не менее IP 55;
- для циркуляционного насоса - не менее IP 44;
- для вакуумной (компрессорной) установки - не менее IP 21.
1.7 При выходе из строя одного из унитазов должно обеспечиваться сохранение работоспособности туалетной системы в целом.
1.8 Туалетные системы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке.

2 Состав туалетной системы

2.1 В туалетную систему в зависимости от конструкции должны входить:
- бак-накопитель или баки-накопители;
- унитаз(ы);
- система обогрева бака-накопителя (для баков, размещенных вне кузова вагона);
- система смыва;
- пневмооборудование;
- магистрали откачки, магистрали отопления бака-накопителя (для баков, размещенных вне кузова вагона), магистрали смыва и слива, пневмомагистрали;
- электрооборудование;
- пульты сервисного обслуживания (при необходимости);
2.1.1 Требования к баку-накопителю.
2.1.1.1 Бак-накопитель туалетной системы должен представлять собой конструкцию без острых углов, для обеспечения полного слива его содержимого и предотвращения застоя в нем.
2.1.1.2 Вместимость бака-накопителя (баков-накопителей) должна обеспечивать сбор отходов до опорожнения в пути следования, пунктах формирования и оборота, и зависеть от модели вагона, с обеспечением пробега вагона до 4-х суток включительно. Для вагонов, используемых на рейсах на короткие расстояния, допускается уменьшение времени до наполнения баков по согласованию с заказчиком. Расчетный объем бака на одного пассажира в сутки определяется пятикратным объемом смыва унитаза с добавлением 2,5 л.
2.1.1.3 Бак-накопитель должен обеспечивать удаление фекальных отходов из него с помощью вакуумной ассенизационной техники и/или стационарного комплекса обслуживания (СКО), промывку внутренней полости водой или дезинфицирующими средствами. Бак должен быть снабжен унифицированными узлами откачки фекальных отходов типа CAMLOCK наружным диаметром 91,5 мм, диаметром запорного устройства 81,3 мм.
2.1.1.4 Система основного обогрева бака-накопителя должна включаться автоматически в случае снижения температуры содержимого бака до 3 град.С и выключаться при повышении температуры до 10 град.С, с возможностью ручного включения/выключения обогрева. Датчик, определяющий температуру содержимого бака, должен располагаться в баке на уровне до 1/3 от нижнего края. Теплопроводность теплоизоляции бака должна обеспечивать его работоспособность при температуре окружающей среды минус 50 град.С.
Система дополнительного обогрева бака-накопителя должна включаться в случае снижения температуры содержимого бака до 3 град.С и выключаться при повышении температуры до 10 град.С. На ПУ вагона должно быть предусмотрено ручное включение/выключение дополнительного обогрева.
2.1.1.5 Бак-накопитель должен быть оборудован наружным устройством индикации, позволяющим бригаде обслуживания определять момент опорожнения.
2.1.1.6 Полезный (рабочий) объем бака-сборника должен обеспечивать сбор отходов с заполнением не менее 95% от заявленного в документации объема.
2.1.1.7 Для обогрева бака-накопителя необходимо использовать теплоносители имеющие санитарно-гигиенические заключения, оформленные Главным государственным врачом по железнодорожному транспорту.
2.1.2 Требования к комплекту трубопроводов откачки и слива.
2.1.2.1 Система трубопроводов должна обеспечить герметичное перемещение стоков из унитаза в бак-накопитель.
2.1.2.2 Откачка содержимого должна производиться из-под вагона, с возможностью ее проведения и подключения с обеих сторон пассажирского состава.
2.1.2.3 Магистрали слива должны быть оборудованы устройствами для предотвращения замораживания. Внутренние поверхности канализационных коммуникаций не должны иметь выступающих частей, карманов и т.п., препятствующих продвижению фекальных масс и затрудняющих промывку и дезинфекцию оборудования.
2.1.3 Требования к электрооборудованию.
2.1.3.1 Электрооборудование туалетной системы должно соответствовать нормативным требованиям по электробезопасности и обеспечивать возможность питания от системы энергоснабжения вагона.
2.1.3.2 Электрические соединения составных частей оборудования должны осуществляться посредством разъемных соединителей или клеммных зажимов.
2.1.3.3 Мощность резервной системы обогрева бака-накопителя не должна превышать 650 Вт.
Максимальная потребляемая мощность электрического оборудования туалетной системы от электросистемы вагона - не более 950 Вт в штатном режиме и не более 1,5 кВт при включении резервного обогрева.

3 Санитарно-гигиенические требования к унитазу

3.1 Размеры унитаза должны соответствовать антропометрическим характеристикам среднего пассажира и требованиям СП 2.5.1198-03.
Оборудование туалетной системы должно обеспечивать смыв содержимого унитаза не более чем за два нажатия на смывную педаль (кнопку) с интервалом не менее 15 сек. без разбрызгивания и расплескивания воды.
3.2 Расход воды на один дозированный смыв должен соответствовать требованиям СП 2.5.1198-03.
3.3 Унитаз должен изготавливаться из коррозионно-стойкого материала. Конструкция крепления должна исключать попадание влаги под унитаз на настил пола вагона.
3.4 Материалы, из которых изготавливаются унитазы, не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека. Материалы должны быть стойкими к механическим воздействиям, воздействию моющих и дезинфицирующих средств, быть удобными для очистки от загрязнений, иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

4 Требования по надежности

Туалетные системы должны обеспечивать выполнение следующих характеристик надежности:
- средняя наработка на отказ туалетной системы должна быть не менее 450 000 км пробега.
- срок службы должен составлять не менее 28 лет, с проведением плановых видов ремонта оборудования туалетных систем одновременно с ремонтом подвижного состава.
- гарантийный срок эксплуатации туалетной системы должен составлять не менее 3 лет.

5 Требования к уровню унификации и стандартизации

Туалетные системы должны обеспечивать универсальность применения для различных типов вагонов. На вагонах, предназначенных для следования по железным дорогам участников организации МСЖД, туалетные системы должны соответствовать требованиям UIC.

6 Требования безопасности

6.1 Оборудование туалетных систем должно быть пожаробезопасным и соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.004, ВНПБ-03, СП 2.5.1198-03, соответствовать по электробезопасности ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 12.1.019; 12.2.007.1; 12.2.007.3; 12.2.007.6; 12.2.007.7; 12.3.019, ГОСТ 183 и ГОСТ 2582.
6.2 Электрическая изоляция электрооборудования туалетных систем должна быть выполнена в соответствии с требованиями ГОСТ 9219.
6.3 Теплоизоляция элементов туалетных систем должна быть выполнена из трудногорючих материалов, разрешенных к применению и имеющих сертификат пожарной безопасности.
6.4 Уровни шума и вибрации оборудования туалетных систем в составе вагона должны соответствовать требованиям СП 2.5.1198-03.

7 Требования по охране окружающей среды

7.1 С целью исключения загрязнения окружающей среды опорожнение бака-накопителя должно осуществляться на специализированных пунктах технического обслуживания с применением ассенизационных машин и/или СКО.
7.2 Конструктивное исполнение туалетных систем должно обеспечить невозможность слива содержимого на ходу поезда непосредственно из бака-накопителя в окружающую среду.

8 Эстетические и эргономические требования

Оборудование туалетных систем должно удовлетворять современным требованиям промышленной эстетики и соответствовать следующим условиям:
- иметь удобное расположение для проведения технического обслуживания и ремонта;
- поверхности деталей не должны иметь вмятин, царапин, сколов;
- гальванические антикоррозийные и лакокрасочные покрытия не должны иметь отслоений;
- сварные соединения должны соответствовать ОСТ 24.050.34-84;
- подвижные соединения оборудования туалета должны перемещаться плавно, без рывков, шума и заеданий;
- соединения жидкостных коммуникаций (воды, теплоносителя, фекальных отходов) не должны допускать утечки;

9 Требования к патентной чистоте

На туалетную систему должен иметься патентный формуляр в отношении России и стран СНГ. Туалетные системы должны быть обеспечены патентной чистотой по отношению к аналогичному оборудованию, выпускаемому в Российской Федерации и странах СНГ.

10 Требования к сырью и материалам

Сырье, материалы и комплектующие изделия, применяемые при изготовлении и эксплуатации туалетных систем, должны быть преимущественно отечественного производства.

11 Условия эксплуатации

Туалетные системы должны обеспечивать эксплуатацию при следующих температурных режимах:
- Минимальная температура окружающей среды, град.С - минус 50;
- Максимальная температура окружающей среды, град.С - 45.

12 Требования к транспортированию и хранению

12.1 Условия транспортирования оборудования туалетных систем в части воздействия внешних факторов должны соответствовать:
- С по ГОСТ 23216 для механических факторов;
- группе условий хранения 7 (Ж1), ГОСТ 15150 по климатическим факторам.
Транспортировка оборудования допускается автомобильным, железнодорожным и водным транспортом без ограничения расстояний.
12.2 Условие хранения оборудования - по группе 2 (С) ГОСТ 15150 на срок сохранности 1 год.

13 требования к обслуживанию и ремонту

13.1 Сервисное обслуживание туалетной системы должно выполняться в соответствии с требованиями Ст 1.15.11. 04-07 в пунктах формирования пассажирских поездов.
13.2 Удаление стоков туалетной системы должно выполняться в пунктах формирования и оборота, а также на железнодорожных станциях, где расположены пункты обслуживания экологически чистых туалетных комплексов в пути следования пассажирских поездов.
13.3 Конструкция туалетной системы должна обеспечивать ее безотказную эксплуатацию без проведения плановых видов ремонта в период между капитальными и деповскими ремонтами вагона, а также возможность диагностики и осмотра основных узлов и бака-накопителя без их демонтажа.
13.4 Конструкция элементов туалетных систем должна обеспечивать доступ к установленному оборудованию для его технического обслуживания и ремонта, а также обеспечивать возможность его демонтажа для ремонта или замены.
13.5 Конструкция бака-накопителя должна обеспечивать возможность ремонта теплоизоляции, с частичной заменой узлов. Применение неразборной конструкции бака-накопителя возможно при условии проведения испытаний теплоизоляции, подтверждающих назначенный срок службы, по методике, согласованной установленным порядком ОАО "ФПК".
13.6 Среднее время восстановления работоспособного состояния туалетной системы с применением ЗИП должно быть не более двух часов.
13.7 На туалетные системы должна быть разработана и утверждена в установленном порядке конструкторская, эксплуатационная и ремонтная документация в соответствии с требованиями ЕСКД.
13.8 Допуск в эксплуатацию вновь разрабатываемых туалетных систем должен производиться в соответствии с ГОСТ Р 15.201 и ОСТ 32.181-2001.
13.9 Туалетные системы должны обеспечить возможность пользования ими при проведении обслуживания (откачки фекальных отходов) на транзитных станциях, в пунктах оборота и формирования. Для вагонов, используемых на отдельных маршрутах, по согласованию с ОАО "ФПК" допускается применение туалетных систем, которые должны восстанавливать свою работоспособность за время не более 5 минут с момента окончания обслуживания.

 

Главный конструктор ПКБ ЦЛ
Д.В.Семенов