Правила применения запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов в вагонах и контейнерах по жд гос.-уч. (приложение N 18 к протоколу от 13-14.05.2010 г. N 52)

СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

УТВЕРЖДЕНЫ
Советом по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества,
Протокол от 13-14 мая 2010 г. N 52
(Приложение N 18 к Протоколу)

ПРАВИЛА
ПРИМЕНЕНИЯ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫХ УСТРОЙСТВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ГРУЗИИ, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(с изменениями, утв. на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)

1. Запорно-пломбировочные устройства (далее ЗПУ) предназначаются для запирания и одновременного пломбирования вагонов и контейнеров. Они должны соответствовать настоящим Правилам и Техническим требованиям на запорно-пломбировочные устройства для вагонов и контейнеров (Приложение). Закрутки в этом случае не применяются.
2. Порядок запирания и пломбирования вагонов и контейнеров, а также снятия каждого типа ЗПУ должны быть изложены в соответствующих инструкциях (правилах), утвержденных железнодорожной администрацией государства отправления.
Эти инструкции вместе с образцами ЗПУ в количестве не менее 5 экземпляров должны быть направлены железнодорожным администрациям государств, участвующих в перевозке грузов. Краткие инструкции о порядке применения ЗПУ должны прикладываться поставщиками к каждой поставляемой партии.
Железнодорожная администрация, получившая образцы ЗПУ, в течение 2 месяцев после их получения должна сообщить всем железнодорожным администрациям об отсутствии возражений по их применению или об отказе применять определенные типы ЗПУ при наличии оснований, подтверждающих необеспечение сохранности перевозимых грузов или несоответствие техническим требованиям, приведенным в Приложении к данным Правилам.
Аналогичная процедура согласования устанавливается для случая внесения в инструкции (правила) и в конструкцию ЗПУ изменений и дополнений.
До согласования изменений продолжают действовать ранее объявленные инструкции (правила) и конструкции ЗПУ.
3. Для пломбирования вагонов и контейнеров применяются ЗПУ, снятие которых невозможно без их повреждения. ЗПУ должны быть наложены таким образом, чтобы исключалась возможность доступа к грузу без повреждения этих устройств.
4. На ЗПУ наносятся четкие знаки: сокращенное буквенное наименование дороги отправления, наименование запорно-пломбировочного устройства, контрольный знак, содержащий не менее 6 знаков, клеймо предприятия-изготовителя и последняя цифра года выпуска (изготовления).
На раздельных замыкающих элементах ЗПУ должны быть идентичные контрольные знаки.
Дополнительно могут наноситься сокращенные наименования станции отправления и грузоотправителя.
ЗПУ подлежат строгому учету установленным железнодорожной администрацией государства порядком.
5. При пломбировании вагона и контейнера несколькими ЗПУ они должны иметь разные контрольные знаки.
В случае оборудования вагонов дополнительными устройствами для наложения пломб в верхней части двери ЗПУ устанавливается только на основные устройства для пломбирования.
6. В случае оформления коммерческого акта на необеспечение сохранности перевозимого груза ЗПУ хранятся вместе с коммерческим актом.
7. Запрещается применять ЗПУ, применение которых не разрешено железнодорожной администрацией государства, отправляющего груз.
8. ЗПУ для пломбирования вагонов и контейнеров применяются по усмотрению железнодорожных администраций государств отправления наряду со свинцовыми пломбами. Для пломбирования контейнеров в международном сообщении применяются, как правило, ЗПУ.
Железнодорожные администрации могут отказать другим железнодорожным администрациям применять определенные типы ЗПУ при отправлении грузов в их адрес или транзитом при наличии оснований, подтверждающих необеспечение сохранности перевозимых грузов и несоответствие Техническим требованиям на запорно-пломбировочные устройства для вагонов и контейнеров. Об отказе от приема вагонов и контейнеров, запломбированных определенным типом ЗПУ, заинтересованные железнодорожные администрации должны быть информированы не менее чем за два месяца с приложением соответствующих заключений органов внутренних дел или других компетентных органов
(с изменениями, утв. на 55 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
9. ЗПУ должны соответствовать настоящим Правилам применения запорно-пломбировочных устройств при перевозке грузов в вагонах и контейнерах и изготавливаться по согласованной железнодорожной администрацией государства конструкторской документации.
10. Решение о применении новых ЗПУ для пломбирования вагонов и контейнеров принимает железнодорожная администрация государства-изготовителя по итогам разработки, прочностных испытаний, криминалистической и пожарно-технической экспертизы органов внутренних дел или других компетентных органов государства и опытных перевозок.
Опытные перевозки осуществляются в пределах железных дорог государства или в международном сообщении при соответствующем согласовании этих перевозок железнодорожными администрациями государств.
11. В договорах между железнодорожной администрацией государства и предприятием - изготовителем ЗПУ должна быть оговорена его ответственность за несоответствие ЗПУ настоящим Правилам и Техническим требованиям, в том числе и за необеспечение сохранности перевозимых грузов.
12. При вскрытии в пути следования для таможенного и других видов контроля вагонов и контейнеров, запломбированных при отправлении ЗПУ, их пломбирование после вскрытия должно, по возможности, производиться также ЗПУ.

 

 

Приложение
к Правилам применения запорно-
пломбировочных устройств

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
НА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ

(с изменениями, утв. на 55 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)

1. Назначение и область применения

Запорно-пломбировочные устройства предназначены для запирания и пломбирования контейнеров и железнодорожных грузовых вагонов: крытых, цистерн, хопперов, рефрижераторов и др., подлежащих пломбированию по действующим Правилам перевозок грузов, и должны исключать доступ к перевозимому грузу без повреждения ЗПУ.
Запорно-пломбировочные устройства, предназначенные для запирания и одновременного пломбирования специализированных железнодорожных цистерн при перевозке сжиженных газов, кислот и других жидких химических продуктов, должны обеспечивать контроль и защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через запираемые устройства (загрузочные люки) специализированных цистерн.

2. Технические требования

2.1. ЗПУ должны соответствовать конструкции запорных элементов грузовых вагонов и контейнеров.
ЗПУ, предназначенные для запирания и пломбирования специализированных железнодорожных цистерн со сжиженными газами, кислотами и другими химическими продуктами, должны соответствовать запорным элементам специализированных цистерн с диаметром пломбировочных отверстий не менее 2,5 мм и не более 6 мм.
2.2. Конструкция ЗПУ должна обеспечивать:
2.2.1. Одноразовое использование ЗПУ и его составных элементов;
2.2.2. Невозможность размыкания ЗПУ без разрушения хотя бы одного из видимых элементов;
2.2.3. Усилие размыкания не менее:
для вагонов (кроме специализированных железнодорожных
цистерн, предназначенных для перевозки сжиженных газов,
кислот и других жидких химических продуктов) .........18 кН (1,8тс)
для специализированных железнодорожных
цистерн, предназначенных для перевозки сжиженных газов,
кислот и других жидких химических продуктов..........3,5 кН (0,35тс)
для контейнеров..................12кН (1,2тс);
2.2.4 Усилие замыкания не более....70 Н (7 кгс);
возможность снятия ЗПУ со специализированных железнодорожных цистерн, предназначенных для перевозки сжиженных газов, кислот и других жидких химических продуктов с помощью неискрящего инструмента, рабочие детали которого должны быть обильно смазаны тавотом, солидолом или другой смазкой;".
(с изменениями, утв. на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества)
2.2.5 Поверхностную твердость металлических элементов ЗПУ стержневых конструкций, которые в случаях несанкционированного вскрытия в наибольшей степени подвержены разрушению обычным инструментом, не менее 40 HRC.
2.2.6 Работоспособность при воздействии механических нагрузок (толчки, удары, вибрация), возникающих в эксплуатационных условиях работы железнодорожных грузовых вагонов и при производстве погрузо-разгрузочных работ с контейнерами.
2.2.7 Невозможность повторного использования ЗПУ в случае вскрытия.
2.2.8 Невозможность вскрытия ЗПУ без видимых следов повреждения инструментами массового пользования: слесарной ножовкой, кусачками, плоскогубцами, отверткой, гаечным ключом, молотком, гвоздодером, монтировкой, ломом, кувалдой.
2.2.9 Невозможность подделки, непосредственно у вагона или контейнера, любой из составных частей ЗПУ, находящегося в замкнутом состоянии.
2.2.10 Возможность визуального или ручного контроля состояния ЗПУ в замкнутом положении.
2.2.11 Возможность снятия специальными устройствами: съемниками, клещами-кусачками, ножницами для резки каната и т.п.
2.2.12 Возможность установки вручную или простейшими инструментами.
2.2.13 Нанесения информации, предусмотренной действующими Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте и в соответствии с п. 9 настоящих Технических требований.
2.2.14 Четкость наносимой информации и сохранность ее в период эксплуатации.
2.2.15 Размещение в совмещенных отверстиях запирающих устройств вагонов и контейнеров и надежное его удерживание.
2.2.16 Защиту от умышленного внесения малозаметных, устранимых или поддающихся маскировке изменений перед установкой на подвижной состав с целью создания условий для несанкционированного размыкания и повторной установки ЗПУ.
2.2.17 При приложении допускаемых нагрузок (растягивающих и крутящих) к ЗПУ с гибким блокирующим элементом (канатного типа), находящемуся в замкнутом состоянии, как в процессе эксплуатации, так и при испытаниях, суммарное увеличение петли ЗПУ вследствие деформации (удлинения) гибкого элемента и возможного перемещения запирающего (фиксирующего) элемента ЗПУ, не более 20 мм.
2.3. Конструкция ЗПУ должна согласовываться с органами внутренних дел государства и железнодорожной администрацией государства.

3. Условия эксплуатации

3.1. По условиям эксплуатации в части воздействия климатических фактов ЗПУ должны изготавливаться в исполнении УХЛ 1 ГОСТ 15150-69. (Температура окружающего воздуха от минус 60° С до плюс 55° С, относительная влажность 100% при 25° С).
3.2. По условиям эксплуатации в части воздействия механических факторов ЗПУ должны выдерживать механические нагрузки, действующие на устройства, закрепленные на обрессоренных частях грузовых вагонов, и на изделия, перевозимые автотранспортом.
3.2.1. Характеристики вибрационных параметров воздействий при эксплуатации:
диапазон частот, Гц...................1-200
амплитудные значения ускорения в направлении воздействия, м/кв.с (g):
в вертикальном.........................30 (3,0)
в горизонтальном.......................30 (3,0)
3.2.2. Характеристики параметров ударных воздействий (многократные удары) в условиях эксплуатации:
максимальное ускорение в направлении воздействия, м/кв.с (g):
вертикальном.......................150 (15)
горизонтальном.....................150 (15)
длительность действия ударного ускорения в направлении
воздействия, мс                     2-15
3.2.3. Характеристики параметров ударных воздействий (одиночные удары) в условиях эксплуатации:
максимальное ускорение в направлении воздействия, м/кв.с (g)...30 (3,0)
длительность действия ударного ускорения в направлении
воздействия, мс....................10-60

4. Требования к технологичности

Конструкция ЗПУ должна быть рассчитана на массовое производство с минимальными затратами труда, материалов, денежных средств.

5. Эргономические требования

5.1. ЗПУ должны иметь минимально возможные габаритные размеры и массу.
5.2. ЗПУ должны иметь удобные и безопасные внешние формы, не травмирующие руки при работе с ними.
5.3. Конструкция ЗПУ должна обеспечивать удобство запирания и осмотра вагона с рампы, подставки, приставной лестницы, с земли и пр., в том числе проверки замкнутого состояния в пути следования и на ПКО.
5.4. В случае замыкания ЗПУ с помощью инструмента, усилие на его рукоятках должно быть не более 150 Н (15 кгс).
5.5. Усилие, которое необходимо развивать на рукоятках специальных устройств для снятия ЗПУ, должно быть не более 200 Н (20 кгс).
5.6. Наносимая на ЗПУ информация должна быть легко считываемой с расстояния 1 м в условиях обычной освещенности и в условиях искусственной освещенности не менее 50 лк.

6. Требования к надежности

ЗПУ должны сохранять работоспособность и удовлетворять Техническим требованиям в течение 12 месяцев со времени их наложения и 24 месяцев со дня изготовления, в том числе при доставке грузов в смешанном сообщении в районы Крайнего Севера с последующим хранением грузов в транспортных средствах на открытом воздухе.

7. Требования к безопасности

Конструкция ЗПУ должна обеспечивать, безопасную работу людей, взрыво- и пожаробезопасность. При снятии ЗПУ недопустимо возникновение искр во избежание возгорания или взрыва перевозимого груза.

8. Требования к патентной чистоте

Конструкция ЗПУ, предлагаемого к применению, должна подтверждаться охранными документами национального или Евразийского патентного ведомства.

9. Требования к маркировке

9.1. На ЗПУ должна наноситься информация, установленная настоящими Правилами.
9.2. Номер и текстовая информация должны наноситься на ЗПУ шрифтом, который по форме отличается от шрифта, предусмотренного ГОСТом. Все параметры указанного шрифта должны быть представлены в конструкторской документации на ЗПУ.
9.3. На неразрушаемый элемент ЗПУ должна наноситься информация, предусмотренная настоящими Правилами. По решению железнодорожной администрации государства аналогичная информация может наноситься на составные элементы ЗПУ.