ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 марта 2010 г. N 466р

О ПРИЧИНАХ ПОПАДАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ В УСТРОЙСТВА СЦБ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В РЕЛЕЙНОМ ПОМЕЩЕНИИ АБТЦ НА ПОСТУ ЭЦ СТАНЦИИ КОЛПИНО ОКТЯБРЬСКОЙ Ж.Д., 21 ЯНВАРЯ 2010 Г.

21 января 2010 г. в 7 час. 25 мин. в помещении дежурного по станции Колпино Октябрьской железной дороги сработал звуковой сигнал пожарной сигнализации с последующим автоматическим запуском установки газового пожаротушения в помещении релейной АБТЦ, расположенной на 1 этаже здания поста ЭЦ.
В 7 час. 28 мин. обслуживающим персоналом было произведено отключение электроснабжения станционных устройств ЭЦ-ЕМ, АБТЦ прилегающих перегонов и обследование релейных помещений. В ходе обследования было выявлено задымление в релейном помещении АБТЦ первого этажа поста ЭЦ ст. Колпино, а также оплавление корпусов отдельных реле и монтажных проводов (на стативе N 152) в схеме управления сигнальной установкой N 13 третьего главного пути перегона Колпино - Саблино.
Срабатывание системы газового пожаротушения в релейном помещении АБТЦ на посту ЭЦ станции Колпино локализовано очаг возгорания и предотвратило распространение возгорания на соседние стативы и кабельросты.
В 7 час. 56 мин. произошло аварийное снятие напряжения в контактной сети по 1-му пути перегона Колпино - Саблино. При осмотре работниками ЭЧ-3 перегона Колпино - Саблино на 31 км 3 пк выявлен пережог усиливающего провода в пролетах опор N 123 - 125 у светофорного мостика сигнальной установки N 13 (3-го главного пути).
Нормальная работа устройств ЭЦ ст. Колпино была восстановлена в 9 часов 53 минуты, автоблокировки АБТЦ по 1 и 2 пути в 10 часов 55 минут 21 января 2010 г., а автоблокировки АБТЦ по 3 пути перегона Саблино - Колпино в 12 часов 50 минут 22 января 2010 г.
В ходе расследования было установлено, что в нарушение оперативного приказа начальника службы электрификации и электроснабжения от 18 января 2010 г. N 10 руководителями Санкт-Петербург - Московской дистанции электроснабжения при понижении температуры не были организованы внеочередные обходы устройств электроснабжения, что привело к не выявлению критического расстояния от токоведущих частей контактной сети до заземленных частей искусственных сооружений (не менее 200 мм в соответствии с п.7.5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее ПТЭ), утвержденных МПС РФ от 26 мая 2000 г. ЦРБ-756.
Повреждение приборов на стативе N152 стало возможным по причине попадания на них высокого напряжения контактной сети через кабель АБТЦ, проходящий по жесткой поперечине светофорного мостика к светофору N 13, из-за касания усиливающего провода контактной сети в пролете опор N 123- 125 1-го главного пути нижней кромки жесткой поперечины светофорного мостика сигнальной установки N 13 по 3 главному пути перегона Колпино - Саблино на 31 км 3 пк. Длительному протеканию тока неполного короткого замыкания контактной сети через жесткую поперечину способствовало отсутствие заземления на обратную тяговую рельсовую сеть металлических частей светофорного мостика, установленного на железобетонных опорах.
Проведенным разбором в ОАО "РЖД" 23 января 2010 г. установлено, что допущенный случай стал следствием:
нарушений, допущенных институтом "Гипротранссигналсвязь" - филиал ОАО "Росжелдорпроект" (далее ГТСС) в части применения в рабочем проекте типовых решений ГТСС N 230524-00-К105 без их увязки с рабочим проектом контактной сети КС-200(106-1,0-КСЗ), выполненным институтом "Трансэлектропроект";
нарушений, допущенных производителями работ по договору субподряда - ООО "ЭМП-712" и филиала ОАО "Транссигналстрой" СМП-812 (далее СМП-812), в части необеспечения минимально допустимого расстояния между токоведущими элементами контактной сети (усиливающим проводом) и металлическими частями (светофорным мостиком), а также невыполнения работ по заземлению металлических частей светофорного мостика в рамках требований рабочего проекта ГТСС N 410709-ТМП-01-00МЧ;
нарушений, допущенных заказчиком Дирекцией по строительству сетей связи на объекте "АБТЦ Саблино - Колпино" в части приемки от исполнителей работ ООО "ЭМП-712" и от генподрядчика филиала ОАО "Транссигналстрой" СМП-812 некачественно смонтированного оборудования без предусмотренного проектом устройства заземления светофорного мостика и предъявления незаконченного строительством объекта приемочной комиссии. При этом директором СМП-812 Говорухиным В.А. уведомление о готовности объекта к вводу в эксплуатацию было выдано на основании устной информации работников указанного строительно-монтажного поезда;
нарушений требований стандарта ОАО "РЖД" "Системы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок ввода в эксплуатацию", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 25 апреля 2008 г. N 878р, допущенных работниками Октябрьской ж.д. в части низкого качества приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - автоблокировки АБТЦ перегона Саблино - Колпино;
нарушений, допущенных строительными и эксплуатирующими организациями требований пунктов 7.7. ПТЭ, 3.13. Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах N ЦЭ-191 от 10 июня 1993 г. и пункта 12.66 Правил по монтажу устройств СЦБ N ПР 32 ЦШ 10.02-96, в части незаземления металлических частей светофорного мостика сигнальной установки N 13 на перегоне Саблино - Колпино.
В целях повышения уровня безопасности движения и ответственности руководителей железных дорог, отделений железных дорог и их структурных подразделений, а также заказчиков по строительству:

1. Согласиться с выводами начальника Октябрьской ж.д. (протокол от 22 января 2010 г. N Н-14/пр) и отнести случай попадания напряжения контактной сети на устройства СЦБ поста ЭЦ станции Колпино 21 января 2010 г. по вине и ответственности на филиал ОАО "Транссигналстрой" СМП-812, как на организацию, предоставившую уведомление о готовности объекта.
2. Руководителям ОАО "Росжелдорпроект", СМП-812, ООО "ЭМП-712" (по согласованию) представить в ОАО "РЖД" протоколы разбора по данному случаю и приказы о привлечении виновных к ответственности.
3. За ослабление контроля за работой структурных подразделений дирекции (п. 3.1.12. трудового договора) начальнику Дирекции по строительству сетей связи Бачурину С.А. в соответствии с п.2 статьи 192 ТК РФ объявить выговор.
4. За неудовлетворительную организацию контроля за ходом строительно-монтажных работ и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта - автоблокировки АБТЦ перегона Саблино - Колпино начальнику службы автоматики и телемеханики Шабалину А.Н. в соответствии с п.2 статьи 192 ТК РФ объявить выговор.
5. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. рассмотреть:
1) ответственность исполнителей, осуществлявших проверку и доложивших о готовности технических средств к открытию высокоскоростного движения на участке Колпино - Саблино;
2) целесообразность дальнейшего сотрудничества на участках высокоскоростного движения Москва - Санкт-Петербург - Бусловская с ООО "ЭМП-712" и СМП-812.
6. Начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А. провести в первом квартале 2010 г. проверку организации безопасности движения в подведомственном хозяйстве Октябрьской железной дороги и, с учетом результатов проверки, совместно с начальником Октябрьской железной дороги Степовым В.В. рассмотреть в установленном порядке вопрос о соответствии занимаемой должности начальника службы электрификации и электроснабжения Октябрьской железной дороги Желябина Я.А.
7. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. с учетом опыта реализации инвестиционных проектов по ЖАТ подготовить до апреля 2010 г. предложения в части дополнения нормативных документов ОАО "РЖД", определяющих порядок подготовки технических условий и исходных данных, экспертизы проектно-сметной документации, приемки выполненных работ, состав и содержание исполнительной документации по ЖАТ.
8. Начальникам железных дорог, Дирекции по строительству сетей связи Бачурину С.А., Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Бутко А.В. в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2008 г. N 690р "О затратах на оплату услуг работников эксплуатационных структурных подразделений железных дорог, осуществляющих сопровождение работ при реконструкции, расширении, техническом перевооружении инфраструктуры железных дорог" в обязательном порядке по всем объектам строительства оформлять наряд-заказы с балансодержателями на выполнение услуг технического надзора и услуг работников эксплуатационных структурных подразделений по сопровождению работ при реконструкции, расширении, техническом перевооружении инфраструктуры железных дорог.
9. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В., начальникам департаментов автоматики и телемеханики Кайнову В.М., электрификации и электроснабжения Федотову А.А., пути и сооружений Киреевнину А.Б., генеральному директору Центральной станции связи Маневичу П.Ю. в первом полугодии 2010 г. с учетом повышенных требований по надежности работы технических средств на участках высокоскоростного движения подготовить предложения по внесению в установленном порядке изменений и дополнений в действующие нормативные документы в части:
1) улучшения качества проектирования, экспертизы принятых в проектах технических решений, усиления контроля за качеством строительства и вводом технических средств в эксплуатацию;
2) обеспечения в проектах строительства, реконструкции, модернизации комплексных решений, обеспечивающих ввод в эксплуатацию объектов и требуемый уровень надежности функционирования, а также необходимых для эксплуатации этих объектов ремонтных и эксплуатационных баз, средств метрологического обеспечения и технологической оснастки;
3) повышения безопасности, надежности, наличия систем удаленного мониторинга и диагностики технических средств инфраструктуры.
10. Начальнику Департамента капитального строительства Тихонову А.Б. подготовить распоряжение ОАО "РЖД" о введении на этапе проектирования процедуры согласования рабочих проектов по различным видам устройств, выполняемых по разным титулам, со смежными проектными институтами, соответствующими службами железных дорог и причастными департаментами и филиалами ОАО "РЖД".
11. Начальникам дирекций по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта Бутко А.В. и по строительству сетей связи Бачурину С.А. в первом квартале 2010 года:
1) совместно с представителями Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог, подрядными и проектными организациями провести проверку качества выполненных работ и их соответствия утвержденным проектам и нормативным документам ОАО "РЖД" на объектах высокоскоростного и скоростного движения Санкт-Петербург - Москва, Санкт-Петербург - Бусловская, Москва - Нижний Новгород;
2) данный случай довести до всех подрядных и проектных организаций;
3) подготовить и утвердить в Департаменте капитального строительства мероприятия по усилению контроля за качеством производимых работ.
12. Заказчикам по строительству:
1) в целях согласования проектов, выполняемых по разным титулам строительства, в разрабатываемых заданиях на проектирование указывать проектные организации, которые выполняли или выполняют проектные работы на тех же участках проектирования;
2) усилить контроль за соответствием выполняемых строительно-монтажных работ, применяемых конструкций, изделий, материалов и поставляемого оборудования проектным решениям, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других нормативных документов;
3) усилить контроль за исполнением строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора и органов государственного контроля, а также требований технического надзора заказчика-застройщика и эксплуатирующих организаций, относящихся к вопросам качества выполняемых работ, обеспечения своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объектов в целом;
4) искоренить практику приемки не выполненных работ. Виновных в допущении подобных случаев привлекать в установленном порядке к дисциплинарной ответственности;
5) на всех объектах строительства установить систематический контроль за исполнением требований нормативных документов в части обеспечения авторского надзора за выполнением требований рабочих проектов со стороны проектных организаций.
13. Главным инженерам железных дорог организовать действенный контроль и технический надзор за строительством, проверкой соответствия объема и качества выполняемых работ проектной документации, порядка приемки объектов, для чего:
1) принимать своевременные меры по устранению выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотру (в случае необходимости);
2) организовать проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых при строительстве конструкций, изделий и материалов;
3) осуществлять контроль исполнения строительно-монтажными организациями указаний и предписаний авторского надзора, относящихся к вопросам качества выполняемых работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования.
14. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М.:
1) В первом полугодии 2010 г. актуализировать нормы аварийно-восстановительного запаса с внесением, при необходимости, изменений в распоряжение ОАО "РЖД" от 26 февраля 2008 г, N 366р "О нормах и порядке применения аварийно-восстановительного запаса материально-технических ресурсов по хозяйству автоматики и телемеханики";
2) В первом квартале 2010 г. обеспечить проведение совещания по вопросу реализации требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ при разработке и изготовлении продукции ЖАТ с приглашением разработчиков, изготовителей, представителей причастных департаментов ОАО "РЖД" и институтов.
15. Начальникам департаментов капитального строительства Тихонову А.Б., автоматики и телемеханики Кайнову В.М. директору института "Гипротранстэи" Пехтереву Ф.С., в 2010 году переработать "Отраслевой справочник отпускных цен на оборудование для строительства объектов железнодорожного транспорта" в части уточнения норм комплектации объектов строительства съемным оборудованием для формирования обменного фонда (технологического запаса) оборудования для организации технической эксплуатации в период жизненного цикла устройств ЖАТ.
16. Генеральному директору ОАО "ЭЛТЕЗА" Клюзко В.А. в первом квартале подготовить предложения по участию ОАО "ЭЛТЕЗА" в организации оперативного восстановления устройств ЖАТ при возникновении чрезвычайных ситуаций в части формирования запасов оборудования и отдельных комплектующих, а также, при необходимости, их срочного изготовления.
17. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Кайнову В.М. и начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. включить в инвестиционные программы 2011 - 2012 годов для участка Москва - Санкт-Петербург работы по дооборудованию устройствами АПК-ДК станций и перегонов Московской и Чудовской дистанций сигнализации, централизации и блокировки.
18. Начальникам железных дорог, отделений железных дорог в первом квартале 2010 г. организовать проведение комиссионных проверок состояния устройств тягового и нетягового электроснабжения, искусственных сооружений, устройств СЦБ, связи, пунктов подготовки поездов с электрическим отоплением и др. на соответствие требованиям Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах от 10 июня 1993 г. N ЦЭ-191 с назначением приказами персонально ответственных лиц за полноту и качество проверок, а также устранение вскрытых недостатков.
19. Начальникам служб автоматики и телемеханики железных дорог в первом квартале 2010 г. организовать проведение комиссионных проверок содержания обратной тяговой рельсовой сети на соответствие ее рабочим проектам. На участках железных дорог с электротягой постоянного тока обеспечить замену дроссель-трансформаторов, находящихся на расстоянии, равном 0,15 длины фидерной зоны от места подключения отсасывающей линии тяговой подстанции, на ДТ-1000. Принять меры к устранению выявленных недостатков.
20. Начальникам служб автоматики и телемеханики железных дорог в первом квартале 2010 г. организовать внеочередное обследование светофорных мостиков, консолей, светофорных мачт, релейных шкафов и кабельных ящиков на станциях и перегонах на соответствие их требованиям нормативных документов, обратив особое внимание на наличие и состояние видимых элементов заземляющих устройств.
21. Начальникам Октябрьской, Московской и Горьковской железных дорог в срок до 15 марта 2010 г. провести проверку включения в централизованный договор N 238 от 24 сентября 2007 г. с ЗАО "ОЦВ" систем пожарной автоматики, смонтированных в постах ЭЦ на участках обращения скоростных и высокоскоростных поездов.
22. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев