Распоряжение ОАО РЖД от 12.03.2010 N 483р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 марта 2010 г. N 483р

О СЛУЧАЕ СХОДА ВАГОНОВ В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ НА СТАНЦИИ ЧЕЛУТАЙ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

7 февраля 2010 г. на стрелочном переводе N 11 станции Челутай в грузовом поезде N 1532 допущен сход 7-ми груженых вагонов начиная с 35 с головы поезда.
В результате схода пять вагонов повреждены в объеме деповского ремонта, два в объеме текущего отцепочного ремонта, поврежден стрелочный перевод и 50 метров пути. Полный перерыв движения составил 7 часов 38 мин, по второму пути 16 часов.
Установлено, что электровоз ВД-85 N 204 содержится в технически исправном состоянии. Локомотивной бригадой нарушений режима ведения поезда и управления автотормозами допущено не было.
Комиссионным осмотром и инструментальным обмером первого сошедшего вагона N 73562001 установлено его соответствие нормативным требованиям эксплуатации согласно ПТЭ и инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2009 г. N 1794р.
Путь в месте схода 1-го класса, звеньевой, рельсы типа Р-65, шпалы железобетонные с эпюрой 2000 шт. на 1 км, балласт щебеночный, скрепление КБ. Капитальный ремонт проведен в 2004 году. Пропущенный тоннаж 544,7 млн. тонн брутто.
Стрелочный перевод N 11 марки 1/9, типа Р65, проекта 2769, уложен 23 сентября 2004 г., на железобетоном основании, пропущенный тоннаж составил 544,7 млн. тонн брутто.
При проверке путеобследовательской станцией ПС-044, проведенной 6 февраля 2010 г., путь оценен в 150 баллов "удовлетворительно", выявлено 27 неисправностей 2-й степени.
При контрольной расшифровке дефекте грамм дефектоскопной тележки РДМ-22 N 503 (проверка 30 января 2010 г.) и вагона дефектоскопа N 78003 (проверка 28 января 2010 г.) сигналов от дефектов на дефектограммах не зафиксировано. Однако установлено, что при проверке, проведенной 30 января 2010 г. дефектоскопом РДМ-22 N 503 (оператор 6 разряда Абрамов А.П.) некачественно проведена проверка рельсовых стыков на стрелочном переводе N 11 станции Челутай. Оператор-расшифровщик 7-го разряда Тихонов К.Л. при перешифровке дефектограммы 31 января 2010 г. не выдал уведомление на вторичную проверку данного участка.
Заместитель начальника вагона-дефектоскопа Воронин А.В. при проверке участка 28 января 2010 г. не выдал уведомление на вторичную проверку не проконтролированного участка пути по левой рельсовой нити на стрелочном переводе N 11 станции Челутай.
Руководители и специалисты Центра диагностики службы пути Восточно-Сибирской железной дороги (далее ПЦД) из-за низкого уровня квалификации не обеспечили качественную организацию работ по проверке рельсового хозяйства и расшифровку дефектограмм в дистанциях пути и вагонах-дефектоскопах.
В то же время, в утвержденных на железной дороге "Мероприятия по случаю схода вагонов 7 февраля 2010 г. в грузовом поезде N 1532 на станции Челутай" не планируется работа по повышению уровня квалификации руководителей и специалистов Центра диагностики службы пути Восточно-Сибирской железной дороги.
Согласно должностной инструкционной карточки, утвержденной руководством службы пути 29 декабря 2008 г., в обязанности начальника Центра диагностики службы пути Восточно-Сибирской железной дороги Стадника В.Г. не входят вопросы, направленные на обеспечение безопасности движения поездов. Не отражено его участие в разработке мероприятий, направленных на обеспечение безопасности движения поездов, и в формировании программы, направленной на повышение безопасности движения поездов в границах компетенции, и т.д.
Расследованием установлено, что причиной схода вагонов в грузовом поезде N 1532 явился излом рельса, примыкающего к заднему стыку крестовины стрелочного перевода N 11 (правая нить по ходу километров).
Излом рельса произошел вследствие образования усталостной трещины в шейке рельса от вдавленного маркировочного знака (код 55.1) размером 3 x 6 мм. Образованию усталостной трещины способствовало совпадение вдавленного и выпуклого маркировочных знаков.
Рельс разрушался под поездом фрагментарно, начиная с 3-го вагона с головы состава, о чем свидетельствуют следы ударов на поверхности катания колесных пар вагонов. Под вагоном N 73562001 (35-й с головы поезда) произошел окончательный долом общей протяженностью 1200 мм, что привело к его сходу с рельсов, с последующим сходом еще 6 вагонов.
Установлено, что данный рельс длиной 25 метров изготовлен на Новокузнецком металлургическом комбинате в 2003 году, (маркировка: К V 2003 плавка ЭVH 23485) поступил в Горхонскую дистанцию пути в декабре 2005 года. В марте 2006 года рельс был разрезан на 2 укороченных длиной 8,35 м и 16,6 м, которые были уложены в покилометровый запас. При этом маркировочные клейма оказались в зоне стыка.
В 2003 году на Восточно-Сибирской железной дороге от общего числа остродефектных рельсов было выявлено 4,5% рельсов по коду 55, что в 2 раза выше среднесетевого показателя (2,3%). Выявление остродефектных рельсов по коду 55 на железной дороге постоянно росло. В 2009 году на дороге по коду 55 было уже выявлено 9,4% от общего количества остродефектных рельсов, что в 2,5 раза выше показателя по сети (3,8%).
Телеграфным указанием ОАО "РЖД" от 4 марта 2004 г. N СИ-1836 была запрещена эксплуатация рельсов с заводской маркировкой в зоне стыка, а также предписано проверить соответствие рельсов, находящихся в покилометровом запасе, нормативным требованиям. В нарушение требований данного телеграфного указания ОАО "РЖД", рельс длиной 8,35 м с заводской маркировкой в зоне стыка был уложен в путь 18 июня 2006 г. при производстве работ по регулировке зазора в заднем стыке крестовины стрелочного перевода N 11 станции Челутай.
Не смотря на критическое увеличение выхода остродефектных рельсов по коду 55 и запрете эксплуатации рельсов с заводской маркировкой в зоне стыка, руководители путевого хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги не приняли необходимых мер по своевременному изъятию обозначенных рельсов из пути и предотвращению излома рельса по указанному дефекту.
Факторный анализ рисков в работе средств неразрушающего контроля 2009 года, разработанный на Восточно-Сибирской железной дороге, не учитывает высокий уровень выхода остродефектных рельсов по кодам 55 и 30.Г.
На сети железных дорог в 2010 году из-за изломов рельсов допущено одно крушение и два случая схода подвижного состава в грузовых поездах. К уровню прошлого года количество изломов рельсов увеличено на 21% (23/19), в том числе на 75% возросло количество их пропусков по вине операторов дефектоскопии (7/4).
Расследование изломов рельсов из-за их пропусков по вине операторов дефектоскопии свидетельствует, что на раде железных дорог не обеспечен действенный контроль за работой средств диагностики, некачественно организовано дефектоскопирование рельсов и расшифровка дефектограмм.
В нарушение требований приказа начальника Восточно-Сибирской железной дороги от 20 января 2010 г. N 21/Н "О распределении обязанностей между начальником железной дороги и его заместителями", заместитель начальника Восточно-Сибирской железной дороги по хозяйству пути Алексеев Н.Т. не принял необходимых мер по обеспечению безопасности движения поездов и не обеспечил действенный контроль за работой средств дефектоскопии.
В нарушение требований должностной инструкционной карточки от 14 июля 2009 г. N ЦПК-7/42, начальник отдела по контрольно-измерительным и диагностическим средствам Департамента пути и сооружений Кармалин Б.В. не организовал действенный контроль за работой Центров диагностики служб пути железных дорог, а так же не обеспечил необходимое качество дефектоскопирования рельсов и проведение расшифровки дефектограмм.
В соответствии с приказом Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде, и отнести к учету по ответственности за Горхонской дистанцией пути Восточно-Сибирской железной дороги.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что за допущенный сход вагонов в грузовом поезде приказом начальником Восточно-Сибирской железной дороги от 12 февраля 2010 г. N ОК-3Н причастные руководители Восточно-Сибирской железной дороги привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеком А.А. в отношении причастных должностных лиц.
В целях не допущения подобных случаев нарушения безопасности движения и предотвращения сходов подвижного состава в поездах:
1. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. для оказания практической помощи в вопросах обеспечения безопасности движения поездов организовать в июне 2009 года комплексную проверку путевого хозяйства Восточно-Сибирской железной дороги.
2. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами схода подвижного состава 7 февраля 2010 г. в поезде N 1532 на станции Челутай Восточно-Сибирской железной дороги работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) обеспечить исполнение требований распоряжения ОАО "РЖД" от 3 марта 2010 г. N 444р и телеграфного указания ОАО "РЖД" от 4 марта 2004 г. N СИ-1836;
в) в декадный срок провести осмотр болтовых стыков крестовин, рамных рельсов и корней остряков стрелочных переводов, расположенных на главных путях и маршрутах следования пассажирских поездов, со снятием накладок.
При осмотре обратить внимание на наличие фасок на кромках болтовых отверстий, изъять из пути дефектные рельсы и, в первую очередь, имеющие маркировочные знаки в зоне стыка;
г) в декадный срок провести инвентаризацию рельсов покилометрового запаса с обязательной проверкой дефектоскопными средствами, исключив наличие дефектных рельсов, обеспечив их соответствие по пропущенному тоннажу и износам, наличие на кромках болтовых отверстий фасок шириной от 1,5 до 3 мм под углом 45 град.С., наличие маркировки рельсов в соответствии с ТУ ЦПТ-80/350;
д) в недельный срок организовать проверку должностных инструкционных карточек начальников центров диагностики службы пути железных дорог с целью определения их ответственности за вопросы обеспечения безопасности движения поездов.
3. Начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеку А.А.:
а) в недельный срок, с учетом выявленных недостатков, доработать и установленным порядком утвердить "Мероприятия по случаю схода вагонов 7 февраля 2010 г. в грузовом поезде N 1532 на станции Челутай";
б) в недельный срок переработать должностную инструкционную карточку для начальника Центра диагностики службы пути Восточно-Сибирской железной дороги, определив перечень вопросов, определяющих его ответственность за обеспечение безопасности движения поездов;
в) в двухнедельный срок рассмотреть положение дел с обеспечением безопасности движения поездов в путевом хозяйстве, ход внеочередных зимних комиссионных осмотров пути и организацию устранения выявленных недостатков;
г) в целях повышения качества работы, профессионального уровня руководителей и специалистов Центра диагностики службы пути Восточно-Сибирской железной дороги в декадный срок организовать внеочередную проверку знаний указанных работников в соответствии с существующим положением, определив одновременно их соответствие выполняемой работе.
4. За упущения в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, бесконтрольность за работой средств дефектоскопии заместителю начальника Восточно-Сибирской железной дороги по хозяйству пути Алексееву Н.Т. объявить выговор.
5. Указать начальнику Восточно-Сибирской железной дороги Краснощеку А.А. на необходимость укрепления технологической дисциплины и принятие мер по обеспечению безопасности движения на Восточно-Сибирской железной дороге.
6. За необеспечение необходимого уровня в организации работ средств диагностики, упущения, допущенные в качестве дефектоскопирования рельсов и расшифровки дефектограмм начальнику отдела по контрольно-измерительным и диагностическим средствам Департамента пути и сооружений Кармалину Б.В. объявить замечание.
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев