Приказ Росжелдора от 12.10.2010 N 436

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСЖЕЛДОР)

ПРИКАЗ
от 12 октября 2010 г. N 436

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях установления единых требований по содержанию, эксплуатации и использованию пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации работ по содержанию, эксплуатации и использованию пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта В.Ю.Чепца.

Руководитель
Г.П.Петраков

 

 

УТВЕРЖДЕНО
приказом Росжелдора
от 12.10.2010 г. N 436

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПОЖАРНЫХ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами: от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169; N 28, ст. 2884; 2007, N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3597; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 52 (ч. 1), ст. 6249; 2009, N 1, ст. 21), от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170, N 28, ст. 2891; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616), от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634), от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717), от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 33 (ч. 1), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 3 (ч. 1), ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717), от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579), другими федеральными законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта, а также пожарной безопасности и определяет основные положения содержания, эксплуатации и использования пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации общего и необщего пользования, их привлечения для тушения пожаров и участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций.
2. Настоящее Положение обязательно для всех юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность на железнодорожном транспорте, владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путей необщего пользования, в собственности которых находится железнодорожный подвижной состав пожарных поездов и причастных к его содержанию, эксплуатации, переоборудованию (модернизации, строительству), ремонту и техническому обслуживанию (далее - организация), а также для федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России).
3. Пожарные поезда предназначены для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, на стационарных объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода железных дорог, участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3 - 4 классов опасности (далее - тушение пожаров), в пределах своих тактико-технических возможностей. Работники пожарных поездов осуществляют круглосуточное дежурство в составе дежурных караулов (отделений) и находятся в постоянной готовности к тушению пожаров. Работники пожарных поездов проводят профилактическую работу по предупреждению пожаров на железнодорожном транспорте в порядке, определенным Положением о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 7 февраля 2008 г. N 46 (зарегистрирован Минюстом России 27 февраля 2008 г., регистрационный N 11237).
Для выполнения иных задач пожарные поезда не привлекаются.
4. Пожарные поезда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33, ст. 3998; 1999, N 15, ст. 1824; 2003, N 33, ст. 3269; 2004, N 52 (ч. 2), ст. 5499), отнесены к силам постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
5. Аттестация пожарных поездов на право ведения аварийно-спасательных работ проводится в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5561), иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организационно-распорядительными документами организаций и ФГП ВО ЖДТ России.
6. Виды аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях, к которым привлекаются пожарные поезда, определяются по результатам аттестации пожарных поездов и указываются в свидетельстве на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, выданном Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.
7. Непосредственное руководство деятельностью пожарных поездов осуществляет ФГП ВО ЖДТ России.
8. Для выполнения возложенных на пожарные поезда задач разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров (планы и карточки пожаротушения) на наиболее крупные взрыво- и пожароопасные объекты организаций в пределах участка обслуживания, в соответствии с нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
9. Для совершенствования подготовки работников пожарных поездов проводятся пожарно-тактические учения (занятия) в установленном порядке.
10. Численность работников пожарных поездов определяется штатными нормативами работников филиалов ФГП ВО ЖДТ России. При наличии в пожарном поезде газодымозащитной службы (далее - ГДЗС) количество газодымозащитников в каждом дежурном карауле (отделении) должно быть не менее 4 человек. Вопросы организации и осуществления деятельности ГДЗС в пожарных поездах и при тушении пожаров определяются организационно-распорядительными документами ФГП ВО ЖДТ России.
Содержание численности работников пожарных поездов осуществляется по договорам с организациями на оказание услуг в области пожарной безопасности.
11. За готовность пожарного поезда, профессиональную подготовку его работников и организацию работы пожарных поездов несет ответственность начальник пожарного поезда, а за техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, в соответствии с типовым табелем - руководитель филиала ФГП ВО ЖДТ России.

II. Создание, передислокация и ликвидация пожарных поездов

12. Пожарные поезда создаются и ликвидируются по решению организации, согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и перевозочного процесса.
13. Пожарные поезда подразделяются на две категории:
специализированный пожарный поезд 1 категории, который наряду с тушением пожаров выполняет задачи по перекачке и (или) нейтрализации опасных грузов;
пожарный поезд 2 категории, выполняющий задачи по тушению пожаров.
14. Изменение категории пожарного поезда производится по результатам его аттестации.
15. В зависимости от категории пожарные поезда комплектуются железнодорожным подвижным составом в соответствии с типовым табелем оснащения железнодорожным подвижным составом пожарных поездов (приложение к настоящему Положению).
16. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов содержится на балансе организаций.
17. Передислокация пожарных поездов производится в соответствии с решением организации по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
18. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов вводится в боевой расчет в течение одного месяца с даты его получения после переоборудования (модернизации, строительства).
19. Прием и введение в боевой расчет железнодорожного подвижного состава пожарного поезда производится в установленном порядке.
20. Списание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производится по решению организации, согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, в установленном порядке.

III. Размещение пожарных поездов

21. Пожарные поезда, как правило, должны размещаться на крупных железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), где дислоцируются (эксплуатируются) тепловозы с правом выезда на главный путь.
22. Железнодорожные станции и пути постоянной стоянки пожарных поездов определяются приказом руководителя организации, согласованным с ФГП ВО ЖДТ России.
23. Пути постоянной стоянки пожарного поезда на строящейся (реконструируемой) железнодорожной станции должны предусматриваться в проекте, а на действующих станциях - определяться комиссией, состоящей из специалистов служб (отделов) перевозок, вагонного и локомотивного хозяйства, пути, грузовой и коммерческой работы, информатизации и связи, сигнализации, электроснабжения, водоснабжения и других причастных служб (отделов) организаций. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. В состав комиссии включается представитель филиала ФГП ВО ЖДТ России.
24. Пути постоянной стоянки пожарных поездов должны располагаться вблизи пожароопасных объектов железнодорожных станций и иметь выходы на главный путь в обе стороны. В исключительных случаях и, как правило, на тупиковых железнодорожных станциях допускается организовывать выход пожарного поезда на главный путь в одну сторону, при условии протяженности не более 500 м маневровых передвижений с пути постоянной стоянки на путь отправления.
25. Пути постоянной стоянки пожарных поездов не разрешается занимать другим железнодорожным подвижным составом, не вошедшим в типовой табель оснащения железнодорожным подвижным составом пожарных поездов, в том числе и железнодорожным подвижным составом восстановительных поездов.
26. Для постоянной стоянки пожарных поездов выделяются железнодорожные пути свободные от контактного провода и оборудованные околопутевой наземной площадкой (далее - территория пожарного поезда).
27. На территории пожарного поезда, с учетом требований Санитарных правил для формирований железнодорожного транспорта специального назначения СП 2.5.1335-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 мая 2003 г. N 113 (зарегистрированы Минюстом России 16 июня 2003 г., регистрационный N 4689) (далее - Санитарные правила СП 2.5.1335-03), за счет средств организации оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:
учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).
28. При наличии в месте дислокации пожарного поезда пожарного депо расстояние от него до территории пожарного поезда не должно превышать 500 м.
29. Входы в вагоны пожарного поезда должны быть оборудованы приставными лестничными тумбами с поручнями.
30. Стационарные объекты на территории пожарного поезда и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов обеспечиваются за счет средств организации источниками наружного противопожарного водоснабжения, линиями водяного или парового отопления, водоснабжения, связи, а также 3-фазного электроснабжения напряжением 380 В соответствующей расчетной мощности потребителей и необходимым запасом угля.
31. Расходы на строительство, текущее содержание, в том числе и на оплату коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и электроснабжение), а также на ремонт стационарных объектов и железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производятся за счет средств организации.
32. Текущее содержание и ремонт железнодорожных путей постоянной стоянки пожарных поездов осуществляется за счет средств организации.
33. Очистку от снега железнодорожных путей на расстоянии до 40 м от пожарного поезда, ведущих непосредственно к пути его постоянной стоянки, производят работники пожарного поезда, а очистку стрелочных переводов на путях постоянной стоянки пожарного поезда осуществляют работники организаций.
34. Границы участка обслуживания пожарного поезда определяются приказом руководителя организации по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России, из расчета максимального удаления от путей постоянной стоянки пожарного поезда на расстояние не более 100 км, а также времени доставки железнодорожного подвижного состава пожарного поезда на конечный пункт в пределах участка обслуживания не более 1,5 часов.
35. На железнодорожных станциях, расположенных на участке обслуживания пожарного поезда, приказом руководителя организации по согласованию с филиалами ФГП ВО ЖДТ России определяются пункты заправки водой цистерн-водохранилищ из водораздаточных устройств, снабженных необходимыми приспособлениями для наполнения через горловину, а также назначаются работники организации, ответственные за хранение приспособлений и заправку водой цистерн-водохранилищ.

IV. Техническое оснащение пожарных поездов

36. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должен соответствовать требованиям нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, проектным решениям (техническими условиями) на переоборудование (модернизацию, строительство) железнодорожного подвижного состава в вагон-насосную станцию, вагон-перекачивающую станцию, цистерну-водохранилище и другой железнодорожный подвижной состав, а также Санитарным правилам СП 2.5.1335-03.
37. Техническое оснащение пожарных поездов пожарной техникой, пожарным и специальным аварийно-спасательным оборудованием, а также средствами индивидуальной защиты производится за счет средств ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с типовым табелем, утвержденным ФГП ВО ЖДТ России.
38. Исходя из особенностей перевозочного процесса и функционирования пожарных поездов за счет средств организаций, по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России, может приобретаться дополнительное оборудование для постановки его в пожарный поезд с последующей передачей на баланс ФГП ВО ЖДТ России в установленном порядке.
39. Электростанции и насосные установки для перекачки опасных грузов содержатся и обслуживаются в порядке, предусмотренном инструкциями по их эксплуатации.
40. Оборудование (оснащение, установка), техническое обслуживание и ремонт средств пожарной связи, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
41. Оборудование (оснащение, установка), техническое обслуживание и ремонт средств поездной радиосвязи, диспетчерской связи, телефонной связи и локальной вычислительной сети, состоящих на вооружении пожарных поездов, осуществляется за счет средств организации.
42. В каждом пожарном поезде должен быть постоянный неснижаемый запас продуктов питания. При отсутствии по местным условиям приведенного наименования продуктов допускается их замена другими продуктами без снижения питательной ценности всего набора. Неснижаемый запас продуктов питания должен комплектоваться с учетом установленной численности работников, прибывающих на усиление караула в течение трех суток (п.п. 7.11 и 7.12 Санитарных правил СП 2.5.1335-03).
43. Расходование неснижаемого запаса продуктов питания допускается по истечении 4 часов с момента отправления пожарного поезда на тушение пожара.
44. Нормы расхода продуктов питания утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
45. Количество продуктов питания, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица филиалов ФГП ВО ЖДТ России.
46. Пожарные поезда обеспечиваются постоянным неснижаемым запасом продуктов питания и аптечкой первой медицинской помощи за счет средств ФГП ВО ЖДТ России.
47. Состав аптечки первой медицинской помощи утверждает ФГП ВО ЖДТ России.
48. Количество медикаментов, условия и сроки их хранения в пожарных поездах контролируют должностные лица филиалов ФГП ВО ЖДТ России.

V. Содержание и эксплуатация железнодорожного
подвижного состава пожарных поездов

49. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должен содержаться в технически исправном состоянии, обеспечивающем его безопасное движение при следовании к месту пожара с максимально допустимой скоростью.
50. Железнодорожный подвижной состав пожарных поездов окрашивается в красный цвет и имеет две параллельные белые полосы по всей длине вагонов, шириной 80 мм вверху и 230 мм внизу, а также надпись на вагоне-насосной станции белым цветом "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации".
51. Каждой единице железнодорожного подвижного состава пожарного поезда присваивается номер в установленном в порядке.
52. На железнодорожный подвижной состав пожарных поездов наносится нумерация, знаки и надписи, код железнодорожной администрации в соответствии с требованиями соответствующих стандартов.
53. На каждую единицу железнодорожного подвижного состава пожарного поезда ведется технический паспорт (формуляр) установленного образца, содержащий технические и эксплуатационные характеристики. Паспорт (формуляр) хранится в соответствующей службе (отделе) организации, а его копия - в пожарном поезде. Ведение паспорта (формуляра) на железнодорожный подвижной состав пожарного поезда обеспечивается соответствующими службами (отделами) организации.
54. Осмотр ходовых и тормозных частей, а также автосцепных приборов железнодорожного подвижного состава пожарного поезда производят в установленном порядке работники эксплутационного вагонного депо в присутствии начальника пожарного поезда, заместителя начальника пожарного поезда или начальника караула (отделения) пожарного поезда не реже одного раза в месяц и после каждого выезда.
О проведении осмотра ходовых и тормозных частей, а также сцепных приборов делается соответствующая запись в книге предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию и в журнале учета работы пожарного поезда.
55. В случае если железнодорожный подвижной состав пожарного поезда не выезжал на линию, по заявке начальника пожарного поезда не реже одного раза в 6 месяцев, производится его обкатка с выставлением на приемо-отправочные пути, проведение хронометража времени по выполнению операций при отправлении пожарного поезда и выполнению технологического графика, утвержденного руководителем организации. Сведения об итогах обкатки заносятся в книгу предъявления вагонов грузового парка к техническому обслуживанию и журнал учета работы пожарного поезда.
56. Вагоны-насосные станции, цистерны-водохранилища, вагоны-перекачивающие станции, вагоны (платформы) под нейтрализующие материалы и другой железнодорожный подвижной состав пожарного поезда должны соответствовать требованиям технических условий и проектной документации на данный вид железнодорожного подвижного состава.
57. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава пожарного поезда производится в соответствии с настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, а также организационно-распорядительными документами организации и ФГП ВО ЖДТ России с учетом правил по охране труда на объектах железнодорожного транспорта.
58. При эксплуатации оборудования, находящегося в вагоне-насосной станции, вагоне-перекачивающей станции и вагоне (платформе) под нейтрализующие материалы обеспечивается выполнение требований эксплуатации, установленных соответствующей технической документацией, в том числе в части соблюдения требований безопасности и организации их содержания и использования.
59. В соответствии с типовым проектом (техническими условиями) на переоборудование (модернизацию, строительство) вагон-насосная станция оборудуется внутренней электрической сетью напряжением 380/220 В с учетом мощности потребителей. При этом обеспечивается возможность электроснабжения потребителей вагона-насосной станции от автономного источника (электростанции).
Подключение вагона-насосной станции к внешнему источнику энергоснабжения выполняется с учетом установленных требований к размещению и условиям его исполнения.
60. Цистерны-водохранилища содержатся заполненными водой. Пополнение израсходованного запаса воды производится немедленно по прибытии пожарного поезда на пути постоянной стоянки или при возвращении с пожара в пунктах заправки.
61. Наружные трубопроводы обогрева цистерн-водохранилищ, а также наружные трубопроводы отопления вагона-перекачивающей станции, вагона (платформы) под нейтрализующие материалы и наружные соединительные всасывающие рукава, соединяющие цистерну-водохранилище с всасывающим трубопроводом насосных установок вагона-насосной станции, в холодное время года должны быть утеплены. Утепление должно исключать возможность замерзания трубопроводов и соединительных всасывающих рукавов в самое холодное время года.

VI. Переоборудование (модернизация, строительство), ремонт и техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов

62. Переоборудование (модернизация, строительство), капитальный и деповской ремонт, а также техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов осуществляется в установленном порядке.
63. Внесение изменений в конструкцию основных узлов принятого в эксплуатацию железнодорожного подвижного состава пожарных поездов допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и ФГП ВО ЖДТ России.
64. Переоборудование (модернизация, строительство), капитальный и деповской ремонт, а также техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарных поездов производится за счет средств организации на заводах или в специализированных депо по согласованным и утвержденным в установленном порядке типовым проектам и техническим условиям.
65. Ответственность за своевременное проведение капитального и деповского ремонта, а также технического обслуживания железнодорожного подвижного состава пожарных поездов несет организация.
66. Организация по заявкам ФГП ВО ЖДТ России планирует проведение капитального и деповского ремонта, а также своевременную замену (переоборудование, модернизацию и строительство) железнодорожного подвижного состава пожарных поездов с истекшими нормативными сроками эксплуатации, а также его техническое обслуживание, сезонное техническое обслуживание (покраску) перед летними и зимними сезонами (периодами).
67. Сроки службы железнодорожного подвижного состава пожарных поездов ограничиваются сроком службы их базового железнодорожного подвижного состава (в годах), начиная с года постройки.
68. Железнодорожному подвижному составу пожарных поездов в установленном порядке проводятся планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание. Планирование и контроль за соблюдением сроков их проведения, а также своевременное выделение средств на планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание (покраску) железнодорожного подвижного состава пожарных поездов обеспечивает организация.
69. Расходы на проведение ремонта железнодорожного подвижного состава пожарных поездов, а также расходы по его сопровождению в ремонт и из ремонта несет организация.
70. Деповской ремонт железнодорожного подвижного состава пожарного поезда производится:
в пассажирском вагонном депо - вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе пассажирских вагонов;
в вагонном рефрижераторном депо - вагонам-насосным станциям, вагонам-перекачивающим станциям и вагонам под нейтрализующие материалы на базе вагона грузового рефрижераторная секция;
в грузовом вагонном депо, специализирующемся на ремонте цистерн - цистернам-водохранилищам;
в вагонном депо - остальному железнодорожному подвижному составу пожарных поездов.
71. Капитальный ремонт железнодорожного подвижного состава пожарного поезда производится на заводах или в специализированных депо организаций.
72. Эксплуатация железнодорожного подвижного состава пожарных поездов с просроченными сроками плановых ремонтов запрещается.
73. На время ремонта железнодорожного подвижного состава пожарных поездов организация обеспечивает его замену из числа резервных вагонов-насосных станций, вагонов-перекачивающих станций, цистерн-водохранилищ и другого железнодорожного подвижного состава. Допускается осуществлять замену цистерн-водохранилищ на время их ремонта 4-х осными цистернами с нижним сливным прибором.
74. В случае отсутствия у организации резервной вагон-насосной станции пожарный поезд на время ее ремонта выводится приказом руководителя организации, согласованным с ФГП ВО ЖДТ России, из боевого расчета в установленном порядке.
75. При сдаче вагонов-насосных станций, вагонов-перекачивающих станций, цистерн-водохранилищ и другого железнодорожного подвижного состава пожарных поездов в ремонт специальное оборудование (мотопомпы, электростанции, средства связи и др.) снимается и хранится на складе в структурном подразделении филиала ФГП ВО ЖДТ России.

VII. Вызов пожарного поезда к месту пожара

76. Основанием для вызова пожарного поезда являются пожары в поездах или на стационарных объектах железнодорожного транспорта, крушения, аварии, сходы и столкновения подвижного состава в организованных поездах и при маневровой работе, аварийные ситуации с опасными грузами.
77. Вызов пожарного поезда к месту пожара производится локомотивной бригадой, дежурным по железнодорожной станции или другими работниками железнодорожного транспорта по телефону, радиосвязи или иным средствам связи.
78. В исключительных случаях, при отсутствии телефонной и радиосвязи, для вызова пожарного поезда может быть использован поездной локомотив или локомотивная бригада встречного поезда (на двухпутных (многопутных) участках).
79. Отцепка поездного локомотива от состава поезда, в котором произошел пожар, для доставки требования о помощи осуществляется после принятия мер безопасности в установленном порядке.
80. Привлечение пожарных поездов для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах экономики, не относящихся к железнодорожному транспорту, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности и на основании утвержденных в установленном порядке планов привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров, которые согласовываются организацией и ФГП ВО ЖДТ России.
81. Право вызова пожарных поездов на пожары предоставляется должностным лицам органов управления Федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - ФПС МЧС России) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

VIII. Порядок отправления и следования пожарных поездов
к месту пожара

82. Руководитель организации в соответствующих организационно-распорядительных документах определяет порядок действий диспетчерского персонала при отправлении, беспрепятственном продвижении к месту пожара и возвращению к путям постоянной стоянки пожарных поездов.
83. Отправление пожарного поезда в пределах участка обслуживания производится на основании оперативного приказа старшего дорожного диспетчера (руководителя смены), а в пределах железнодорожной станции - дежурного по железнодорожной станции.
84. Дежурный по железнодорожной станции, диспетчер локомотивный (района управления) и дежурный локомотивного депо обязаны обеспечить подачу локомотива для отправки пожарного поезда. Время выдачи локомотива для пожарного поезда не должно превышать более 8 минут с момента получения оперативного приказа на отправление (с учетом технологического времени на подготовку пожарного поезда), а время отправления пожарного поезда с путей постоянной стоянки не должно превышать 10 минут с момента передачи оперативного приказа.
85. Ответственность за своевременное отправление, беспрепятственное проследование и прибытие пожарного поезда к месту пожара и возвращение его на пути постоянной стоянки возлагается на старшего дорожного диспетчера, диспетчера поездного и начальника железнодорожной станции приписки (дислокации) пожарного поезда.
86. На электрифицированных железнодорожных линиях пожарные поезда, как правило, отправляются тепловозом (паровозом). При отправлении пожарного поезда электровозом к его прибытию на конечную станцию перед местом пожара должен быть подготовлен тепловоз (паровоз) для замены электровоза.
87. При отсутствии на железнодорожной станции свободного локомотива для пожарного поезда выдается локомотив любого поезда, находящегося на этой железнодорожной станции и прилегающих участках.
88. Отцепка и прицепка локомотива к железнодорожному подвижному составу пожарного поезда, а также разъединение, соединение и подвешивание тормозных рукавов, открытие и закрытие концевых кранов производится локомотивной бригадой.
89. Снятие и постановка тормозных башмаков при отправлении и возращении железнодорожного подвижного состава пожарного поезда на пути постоянной стоянки производится соответствующими работниками организаций.
90. Осмотрщик вагонов, выполняющий техническое обслуживание железнодорожного подвижного состава пожарного поезда перед отправлением, является ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе пожарного поезда, а машинист локомотива - за правильность сцепления локомотива с первым вагоном пожарного поезда.
91. Пожарный поезд следует к месту пожара со скоростью, максимально допустимой для участка пути, и (или) с конструкционной скоростью, предусмотренной для локомотива и железнодорожного подвижного состава пожарного поезда.
92. Пожарные поезда при следовании к месту пожара и обратно отправляются в установленном порядке.
93. Поездной диспетчер обязан обеспечить быстрейшее продвижение пожарного поезда и при наличии сведений о ситуации на месте происшествия информировать о ней начальника пожарного поезда или начальника караула (отделения) пожарного поезда для подготовки пожарного поезда к работе.
94. Не допускается оставление пожарного поезда без локомотива до возвращения его на пути постоянной стоянки.
95. При сходе с рельсов вагонов с опасными грузами без последующего пожара пожарный поезд при необходимости высылается совместно с восстановительным поездом для оказания помощи в обеспечении пожарной безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ.
96. Для оказания помощи в тушении пожара на соседней железной дороге пожарные поезда отправляются на основании письменного запроса. При этом на дежурных и диспетчеров этой железной дороги распространяется ответственность, предусмотренная организационно-распорядительными документами организации.
97. При пожаре на территории соседних государств приграничные железные дороги на основании письменного запроса и по решению руководителя организации отправляют пожарные поезда для оказания помощи в тушении пожаров с последующим сообщением в ФГП ВО ЖДТ России.
В этом случае пожарный поезд сопровождается к месту пожара должностным лицом организации, который является ответственным за безопасность его движения.
На месте пожара начальник пожарного поезда или начальник караула (отделения) пожарного поезда обязан действовать по указанию руководителя тушения пожара или руководителя аварийно-восстановительных работ.
98. Расходы для возмещения затрат, связанных с оказанием помощи по тушению пожара на территории соседних государств, относятся на счет стороны, по запросу которой пожарный поезд был отправлен для тушения пожара или проведения аварийно-восстановительных работ.
99. Все передвижения пожарного поезда производятся по согласованию с начальником пожарного поезда или начальником караула (отделения) пожарного поезда.

IX. Тушение пожаров

100. Началом тушения пожара считается момент получения сообщения о пожаре и окончанием - возвращение пожарного поезда на пути постоянной стоянки.
101. Порядок тушения пожаров определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также организационно-распорядительными документами организаций и ФГП ВО ЖДТ России.
102. Тушение пожаров осуществляется в соответствии с установленными требованиями по охране труда и может проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров.
103. Руководство тушением пожара до прибытия должностных лиц ФПС МЧС России осуществляют должностные лица ФГП ВО ЖДТ России.
104. Требования руководителя тушения пожара, связанные с организацией спасения людей, тушением пожара, эвакуацией имущества, рассредоточением железнодорожного подвижного состава и другие, в пределах его компетенции, должны незамедлительно выполняться всеми работниками железнодорожного транспорта.
105. При совместном выезде пожарного и восстановительного поездов к тушению пожара привлекаются работники восстановительного поезда.
106. По прибытии пожарного поезда к месту пожара действия работников дежурного караула (отделения) пожарного поезда, наряду с действиями по тушению пожара, следует направлять на:
спасение людей в случае угрозы их жизни и здоровью;
восстановление перевозочного процесса;
эвакуацию наиболее ценного груза, имущества и животных;
защиту объектов железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава и перевозимых грузов;
обеспечение сохранности материальных ценностей до прибытия специальных нарядов или правоохранительных органов.
107. Организации обязаны оказывать работникам пожарных поездов помощь в тушении пожара и обеспечении сохранности имущества и грузов с целью быстрейшего восстановления перевозочного процесса.
108. Особенности тушения пожаров регламентируются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также организационно-распорядительными документами организаций и ФГП ВО ЖДТ России.
109. Тушение пожаров на электрифицированных участках железных дорог производится после снятия напряжения в контактной сети и высоковольтной линии и их заземления по письменному разрешению работника дистанции электроснабжения с указанием реквизитов приказа энергодиспетчера.
110. В случаях, когда прибытие работника дистанции электроснабжения и получение письменного разрешения на снятие напряжения в контактной сети и высоковольтной линии и их заземление требует времени, в течение которого может произойти развитие пожара с опасными последствиями, в соответствии с требованиями по охране труда допускается принятие разрешения по радио с последующим его письменным подтверждением.
111. До снятия напряжения с контактной сети и высоковольтной линии и заземления проводов в соответствии с требованиями по охране труда запрещается приближение к этим и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 10 м.
112. При крупных и затяжных пожарах в состав дежурного караула (отделения) пожарного поезда могут включаться работники пожарного поезда, свободные от дежурства и работники ФГП ВО ЖДТ России, осуществляющие охрану в парках железнодорожной станции и допущенные в установленном порядке к участию в тушении пожаров, а также добровольные пожарные организаций.
113. Порядок включения добровольных пожарных организаций в состав дежурного караула (отделения) пожарного поезда определяется приказом руководителя организации по согласованию с ФГП ВО ЖДТ России.
114. Начальнику пожарного поезда, заместителю начальника пожарного поезда и начальнику караула (отделения) пожарного поезда предоставляется право пользования на безвозмездной основе всеми видами железнодорожной связи для сообщения о пожаре, передачи оперативных донесений о ходе его ликвидации, подачи служебных телеграмм и ведения телефонных переговоров по категории "вне очереди".
115. Возмещение затрат, понесенных ФГП ВО ЖДТ России при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на железнодорожном транспорте осуществляется, в порядке, определенном договором на оказание услуг в области пожарной безопасности с организацией.
116. Возмещение затрат, понесенных ФГП ВО ЖДТ России при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах и в подвижном составе, не являющихся собственностью организации, с которой заключен договор на оказание услуг в области пожарной безопасности, а также в населенных пунктах и на объектах экономики, осуществляется за счет собственников этих объектов.

 

Приложение
к Положению об организации работ по содержанию,
эксплуатации и использованию пожарных поездов на
железнодорожном транспорте Российской Федерации

 

ТИПОВОЙ ТАБЕЛЬ
оснащения железнодорожным подвижным составом пожарных поездов

 N 
п/п

    Наименование подвижного состава    

       Тип вагона      

 Кол-во

               1. Специализированный пожарный поезд 1 категории               

1.1.

Вагон-насосная станция (ВНС)           
(с  купе   для   размещения   работников
караула  (отделения)  пожарного  поезда,
пожарной    техники    и    специального
оборудования)                          

 4-х осный пассажирский
цельнометаллический  
вагон (далее - ЦМВ) или
вагон грузовой    
рефрижераторной секции

   1   

1.2.

Цистерна-водохранилище (ЦВ)            

   4-х осная цистерна  
объемом не менее   
73,1 куб.м     

   2   

1.3.

Вагон-перекачивающая станция (ВПС)     
(для размещения насосных установок и   
дизель-электростанций)                 

     4-х осный ЦМВ,    
крытый грузовой вагон,
вагон грузовой    
рефрижераторной секции

   1   

1.4.

Вагон  (платформа)  под   нейтрализующие
материалы (ВН)                         
(для размещения нейтрализующих и  других
материалов)                            

 Крытый грузовой вагон,
ЦМВ, вагон грузовой  
рефрижераторной секции,
4-х осная платформа  

   1   

                         2. Пожарный поезд 2 категории                        

2.1.

Вагон-насосная станция (ВНС)           
(с  купе   для   размещения   работников
караула  (отделения)  пожарного  поезда,
пожарной    техники    и    специального
оборудования)                          

   4-х осный ЦМВ или   
вагон грузовой    
рефрижераторной секции

   1   

2.2.

Цистерна-водохранилище (ЦВ)            

   4-х осная цистерна  
объемом не менее   
73,1 куб.м     

   2   

Примечание:
1. В состав специализированного пожарного поезда 1 категории, при необходимости, по решению руководителя организации согласованному с ФГП ВО ЖДТ России может включаться другой железнодорожный подвижной состав.
2. Допускается использование (размещение) нейтрализующих веществ в вагоне-перекачивающей станции.
3. С учетом требований настоящего Положения руководитель организации должен содержать в резерве необходимое количество железнодорожного подвижного состава для замены вагон-насосных станций, вагон-перекачивающих станций, вагонов (платформ) под нейтрализующие материалы и цистерн-водохранилищ на время их ремонта.
4. В летний пожароопасный период по решению руководителя организации, согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, в состав пожарного поезда могут дополнительно вводиться 4-х осные цистерны с нижним сливным прибором.