ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14 сентября 2010 г. N 1924р

 

СТО РЖД 1.02.029-2010

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ УЧАСТКОВ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ДВИЖЕНИЯ И РАСПОЛОЖЕННЫХ НА НИХ ОБЪЕКТОВ (ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ, ПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ, ПУНКТОВ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ПУНКТОВ ПОСАДКИ И ВЫСАДКИ ПАССАЖИРОВ, ПУНКТОВ ОТСТОЯ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА).

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 14 сентября 2010 г. N 1924р.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1  Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования по организации охраны участков пути, предназначенных для движения высокоскоростного железнодорожного транспорта (ВСЖТ), и расположенных на них охраняемых объектов ВСЖТ (высокоскоростного подвижного состава, верхнего строения пути, терминалов ВСЖТ, пунктов досмотра пассажиров и багажа, пунктов посадки и высадки пассажиров, пассажирских платформ, пунктов отстоя и технического обслуживания высокоскоростного подвижного состава, пересечений и примыканий железнодорожных путей, тяговых подстанций, искусственных сооружений) и защиты от актов незаконного вмешательства.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2  Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.
СТО РЖД 1.02.021-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Требования по обеспечению безопасности тяговых подстанций.
СТО РЖД 1.02.023-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Требования по обеспечению безопасности подвижного состава.
СТО РЖД 1.02.024-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны искусственных сооружений. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.028-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны пассажирских терминалов, пунктов досмотра пассажиров и багажа, пунктов посадки и высадки пассажиров. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.026-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны пунктов отстоя и технического обслуживания подвижного состава. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.025-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны пересечений и примыканий железнодорожных путей Технические требования.
СТО РЖД 1.02.027-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны железнодорожного пути. Технические требования.
Примечание -  При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО "РЖД". Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3  Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по СТО РЖД 1.02.014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 внутриобъектовый режим: Порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил выполняемых физическими лицами находящимися на объектах в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности.
3.1.2 опорный пункт охраны: Помещение (группа помещений) для централизованной охраны рассредоточенных объектов (части объектов) ВСЖТ, в которых расположены персонал охраны и совокупность оконечных технических средств охраны, средств приема и передачи информации и средств оповещения.
3.1.3 пост охраны: Место или участок местности, на котором персонал охраны исполняет должностные обязанности.
3.1.4 подвижный пост: Пост, расположенный на транспортном средстве, на котором персонал охраны несет службу, передвигаясь вместе с объектом охраны или меняя свое расположение вокруг объекта в зависимости от решения поставленных задач.
3.1.5 пропускной режим: Порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемые объекты и с охраняемых объектов.
3.1.6 стационарный пост: Пост, расположенный на определенном участке местности.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

 АНВ        - акт незаконного вмешательства;
ВПС        - высокоскоростной подвижной состав;
ВСЖТ       - высокоскоростной железнодорожный транспорт;
ИТСО       - инженерно-технические средства охраны;
ОПО        - опорный пункт охраны;
ТСО        - технические средства охраны.

 

4  Требования по организации охраны участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов (подвижного состава, искусственных сооружений, терминалов высокоскоростного железнодорожного транспорта, пунктов досмотра пассажиров и багажа, пунктов посадки и высадки пассажиров, пунктов отстоя и технического обслуживания подвижного состава)

Охрана участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов представляет собой систему организационно-правовых мер, направленных на устойчивое и безопасное функционирование высокоскоростного железнодорожного транспорта, с целью устранения недопустимых рисков, связанных с АНВ и причинения вреда жизни или здоровью пассажирам и персоналу объектов ВСЖТ, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, расположенному в охраняемых зонах объектов ВСЖТ.
Основными мерами по организации охраны участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов ВСЖТ являются:
- нормативно-правовое регулирование в области транспортной безопасности на участках высокоскоростного движения и расположенных на них объектах ВСЖТ;
- оценка уязвимости участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов ВСЖТ от реализации АНВ;
- разработка и реализация организационно-правовых мер;
- подготовка персонала объектов ВСЖТ и ситуационных центров, а также лиц, ответственных за обеспечение безопасности объектов ВСЖТ от АНВ;
- информационное, материально-техническое обеспечение охраны объектов ВСЖТ.
Весь путь ВСЖТ с охраняемыми объектами ВСЖТ должен быть разделен на участки ВСЖТ, подлежащими охране.
На каждом участке ВСЖТ должен быть размещен опорный пункт охраны (ОПО). В ОПО осуществляют первичный сбор и обработку информации о состоянии защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В случае совершения АНВ (попытки совершения АНВ), либо в случае возникновения ситуации, создающей угрозу транспортной безопасности, а также по запросу, тревожная информация передается из ОПО в ситуационный центр (центры) ВСЖТ.
Примечание -  организация охраны участков ВСЖТ должна предусматривать взаимодействие с подразделениями ФСБ России, МЧС России, с иными органами государственной власти и местного самоуправления при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации.

4.1 Нормативно-правовое регулирование по организации охраны участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов ВСЖТ.
Собственник объекта ВСЖТ в процессе решения задач нормативно-правового регулирования при организации охраны объектов обеспечивает:
- реализацию единого подхода к определяемой государством системе правовых, организационных и иных мер на объектах ВСЖТ, соответствующих угрозам совершения АНВ. Перечень потенциальных угроз представлен в [1];
- разработку нормативно-правовых документов по организации охраны объектов ВСЖТ, отвечающих современным условиям эксплуатации объектов ВСЖТ и требованиям по обеспечению транспортной безопасности;
- приведение действующих документов в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования по обеспечению транспортной безопасности;
- координацию деятельности лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов ВСЖТ, с подразделениями охраны, правоохранительными органами и обеспечение эффективного взаимодействия их по вопросам охраны и защиты объектов.
- заключение договоров с организациями, предоставляющими услуги и выполняющими работы в области обеспечения транспортной безопасности;
- контроль выполнения условий договоров юридическими лицами, являющимися участниками договорных отношений по обеспечению охраны участков ВСЖТ.

4.2 Оценка уязвимости объектов ВСЖТ
4.2.1 Оценку уязвимости объектов ВСЖТ от АНВ (далее - оценка уязвимости) проводят специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности на основе хозяйственных договоров с собственниками объектов ВСЖТ в соответствии с Федеральным законом о транспортной безопасности, статья 5 [2].
4.2.2 Оценку уязвимости проводят в целях определения степени защищенности объектов ВСЖТ от угроз совершения АНВ в деятельность объектов ВСЖТ.
4.2.3 В ходе оценки уязвимости следует выполнить:
- изучение технических и технологических характеристик объекта (части объекта) ВСЖТ (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта ВСЖТ), а также организации их эксплуатации (функционирования);
- изучение системы принятых на объекте ВСЖТ мер по защите от АНВ;
- оценку способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ с использованием моделей вероятного нарушителя применительно к объекту ВСЖТ.
- описание дополнительных мер по защите от АНВ, которые необходимо принять на объекте ВСЖТ в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.
4.2.4 При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта ВСЖТ, и/или потенциальных угроз совершения АНВ, а также требований по обеспечению безопасности объектов ВСЖТ проводят дополнительную оценку уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

4.3 Организационно-правовые меры
В ходе подготовки и выполнения организационно-правовых мер необходимо:
а) составить описание технических и технологических характеристик каждого объекта ВСЖТ, включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта, а также режимы и порядок эксплуатации, ремонта и технического обслуживания. При этом объекты ВСЖТ, находящиеся в собственности одного юридического (физического) лица или использующиеся им на ином законном основании и идентичные по своим конструктивным, техническим и технологическим характеристикам, могут быть объединены в группы однотипных объектов;
б) составить описание границ охраняемых зон каждого объекта ВСЖТ, (наземной, подземной, надводной), доступ в которые осуществляется через специально оборудованные места;
в) составить описание технических и технологических характеристик элементов объектов ВСЖТ (строений, конструкций и т.д.) совершение АНВ, в отношении которых может привести к полному или частичному прекращению функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;
г) определить границы участков, входящих в зоны ответственности ОПО. Протяженность участков, а также оснащенность ОПО средствами передвижения устанавливается в зависимости от:
1) количества и типов объектов ВСЖТ, расположенных на участке;
2) максимально допустимого времени прибытия персонала охраны по сигналу "Тревога" к границам зоны ответственности ОПО;
3) наличие факторов, увеличивающих вероятность совершения АНВ на объектах ВСЖТ (близость к населенным пунктам, геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объектов, а также режимы и порядок их эксплуатации и т.д.);
д) выбрать и составить описание мест расположения специально оборудованных помещений ОПО, из которых осуществляют управление силами охраны и ТСО;
е) составить план размещения ИТСО и систем ТСО для каждого объекта ВСЖТ. Требования к ИТСО объектов ВСЖТ устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.021, СТО РЖД 1.02.023, СТО РЖД 1.02.024, СТО РЖД 1.02.025, СТО РЖД 1.02.026, СТО РЖД 1.02.027, СТО РЖД 1.02.028;
ж) описать порядок накопления, обработки и хранения данных со всех систем и ТСО, а также их передачи в ситуационный центр;
з) определить порядок организации связи между персоналом объектов ВСЖТ, лицами, ответственными за обеспечение безопасности объектов от АНВ в субъектах транспортной инфраструктуры, диспетчерскими центрами управления, ситуационным центром, подразделениями охраны и МЧС России по вопросам обеспечения безопасности ВСЖТ от АНВ;
и) назначить лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов ВСЖТ в субъекте транспортной инфраструктуры;
к) определить пропускной и внутриобъектовый режимы;
л) определить порядок досмотра людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, предметов и устройств, запрещенных для проноса (провоза) в охраняемые зоны;
м) определить регламент взаимодействия между персоналом объектов ВСЖТ, лицами, ответственными за обеспечение безопасности объектов от АНВ в субъектах транспортной инфраструктуры, диспетчерскими центрами управления, ситуационным центром, подразделениями охраны и МЧС России, по вопросам обеспечения безопасности ВСЖТ от АНВ;
н) определить порядок действий персонала объектов ВСЖТ, лиц, ответственных за обеспечение безопасности объектов от АНВ в субъектах транспортной инфраструктуры, персонала диспетчерских центров управления и ситуационного центра в случаях обнаружения попыток совершения АНВ;
Охрана объектов ВСЖТ в зависимости от их расположения, оснащенности ТСО и других особенностей обеспечивается организацией стационарных и подвижных постов охраны, патрулированием пешим порядком или с помощью транспортных средств (на автомобилях, мотоциклах и т.д.).

Библиография

 [1]  Утвержден Приказом     Перечень потенциальных угроз совершения актов
Минтранс России от     незаконного вмешательства в деятельность объектов
5 марта 2010 года      транспортной инфраструктуры и транспортных средств
N52/112/134

 [2]  Федеральный закон      О транспортной безопасности
Российской Федерации
ФЗ-16 от 9 февраля
2007 г.