Корпоративный веб-портал ОАО РЖД (КВП РЖД) Концепция развития на 2011-2015 гг. от 7.08.2011 г. N 204

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО "РЖД"
В.И. Якунин
7 августа 2011 г. N 204

 

КОРПОРАТИВНЫЙ ВЕБ-ПОРТАЛ ОАО "РЖД"
(КВП РЖД)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
на 2011-2015 гг.

1 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КВП

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р) предусматривает в качестве целевого параметра внедрение технологий взаимодействия с клиентами через сеть Интернет.
Интегрированная система веб-порталов ОАО "РЖД" (далее - КВП РЖД) создана на базе Корпоративного веб-портала ОАО "РЖД" (КВП) в соответствии с Концепцией развития Корпоративного веб-портала ОАО "Российские железные дороги" (утверждена 09.03.2004) и Программой развития КВП на 2006 г. (утверждена 19.01.2006).
В 2009 г. была начата реорганизация структуры и навигации входящих в КВП ресурсов: представленные на портале информация и сервисы были сформированы в блоки, ориентированные на решение бизнес- и маркетинговых задач конкретных сегментов аудитории: пассажиров, грузоотправителей, партнеров и поставщиков холдинга, инвесторов, журналистов, сотрудников компании.
Данный подход позволил существенно повысить удобство портала для пользователей (о чем свидетельствуют результаты исследования "Оценка результатов модернизации КВП", проведенного компанией SpyLOG по заказу ОАО "РЖД") и привлечь на портал дополнительную аудиторию.
В настоящее время портал rzd.ru - наиболее посещаемый ресурс транспортной тематики в Рунете: ежедневное количество уникальных посетителей - более 250 тыс., ежедневное количество просмотров - более 2 млн.
Вместе с тем, КВП отстает от активно прогрессирующих тенденций Интернет-сферы и продолжает развиваться в первую очередь как информационно-справочный ресурс.
В 2010 г. развитие КВП осуществлялось в первую очередь в направлении внедрения информационно-справочных сервисов. Наиболее крупные сервисы, запущенные в 2010 г.:
- актуализируемое в режиме онлайн расписание пригородных поездов;
- справка о местоположении подвижного состава (для грузоотправителей);
- электронная информационная площадка для грузовладельцев (грузоотправителей) и собственников подвижного состава.
Однако единственным действующим на портале сервисом, позволяющим пользователю купить или заказать услугу в режиме онлайн, остается сервис продажи билетов на поезда дальнего следования физическим лицам.
В то же время на рынке on-line продаж электронных железнодорожных билетов наблюдается растущая конкуренция. Несмотря на агентскую наценку, пользователи (в первую очередь корпоративные клиенты и агентства) активно используют независимые сайты, позволяющие осуществлять оплату электронных железнодорожных билетов различными способами и покупать не только билеты, но и сопутствующие услуги.
Все больше транспортных компаний активно используют интернет-ресурсы в качестве полноценных инструментов ведения бизнеса, предлагая онлайн-продажу не только услуг по перевозке, но и комплекса сопутствующих услуг, а также расширяя аудиторию за счет онлайн-продажи услуг юрлицам и агентствам.
Так, например, сайт компании S7 Airlines (s7.ru) позволяет купить билет на аэроэкспресс, заказать гостиницу и прокат авто, совместный проект Аэрофлота и iGlobe (aeroflot.iglobe.ru) - забронировать также услугу по оформлению визы. Холдинг S7 TOUR объединил авиакомпанию, туристического оператора и розничную сеть продаж туруслуг и билетов под единым брендом S7, и организовал онлайн-взаимодействие с агентствами и корпоративными клиентами на своем сайте s7tour.ru.
Аналогично развиваются сайты зарубежных железнодорожных и авиакомпаний: www.bahn.de, www.sncf.fr, www.amtrak.com, www.trenitalia.com, www.renfe.com, www.nationalrail.co.uk, www.irctc.co.in, www.klm.com, www.airfrance.com, www.iberia.com и многие другие.
Наряду с необходимостью соответствовать новейшим тенденциям Интернет-сферы потребность в активном развитии корпоративного веб-портала обусловлена структурными изменениями ОАО "РЖД", требующими специфических особенностей при представлении холдинга в сетях Интернет и Интранет.
В целевом состоянии холдинг будет представлять собой владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предоставляющего транспортные и сопутствующие услуги. Во главу угла при достижении этой цели будут поставлены рост эффективности всех видов деятельности компании и существенная оптимизация затрат.
Согласно Положению о порядке использования бренда ОАО "РЖД" дочерними и зависимыми обществами, в холдинге принята монолитная архитектура бренда. То есть, единый бренд "РЖД" распространяется на все профильные виды деятельности ОАО "РЖД", а также применяется для обозначения всех продуктов (услуг) и коммуникационных материалов, используемых ОАО "РЖД", его дочерними и зависимыми обществами, ведущими свою деятельность под брендом "РЖД", включая представительство ОАО "РЖД", его дочерних и зависимых обществ в сети Интернет.
Однако из-за отсутствия механизмов финансового и организационного участия предприятий холдинга в развитии и использовании КВП для решения собственных бизнес-задач, попадающие под монолитный бренд филиалы и дочерние общества холдинга стремятся создать собственные интернет-ресурсы. При этом помимо создания новых сервисов, предлагается реализовать функциональность, уже имеющуюся на портале ОАО "РЖД".
Существование под брендом ОАО "РЖД" нескольких сайтов с идентичной функциональностью:
- приведет к прямой конкуренции сайтов в сети Интернет, как следствие - к существенному снижению эффективности и конкурентоспособности каждого из сайтов и усилению позиций сторонних ресурсов, что равнозначно упущенной выгоде для холдинга в целом;
- означает рост совокупных затрат холдинга на сопровождение и развитие интернет-проектов;
- угрожает единству бренда "РЖД",
- снижает управляемость и предсказуемость коммуникационных процессов в холдинге.
Кроме того, при развитии онлайн-сервисов на отдельных веб-площадках, технически не связанных с КВП (например, ЭТП ТУ, ЭИП, ЭТЗП), не учитывается необходимость сохранения единообразия визуального оформления и навигации с rzd.ru, что также отрицательно сказывается на бренд-политике холдинга.
В этой связи становится актуальным использование портала как единого инструмента повышения эффективности бизнес-единиц холдинга РЖД (филиалы, структурные подразделения, дочерние зависимые общества) при соблюдении корпоративных политик, норм, стандартов и регламентов.

2 ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КВП НА ПЕРИОД 2011-2015 гг.

Согласно Распоряжению президента ОАО "РЖД" В.И.Якунина N 2360р от 18 ноября 2010 г. целью Концепции является развитие и продвижение портала ОАО "РЖД" как единственной в холдинге централизованной площадки комплексного транспортного обслуживания, которая одновременно выполняет роль официального сайта субъекта естественной монополии (с точки зрения соблюдения законодательных стандартов раскрытия информации и решения необходимых ОАО "РЖД" идеологических задач) в качестве СМИ. Наличие такого инструмента будет способствовать устойчивому экономическому развитию как холдинга в целом, так и входящих в него филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ.
В связи с необходимостью сохранения контроля ОАО "РЖД" над инфраструктурой железнодорожного транспорта (в том числе над сопровождением и развитием автоматизированных систем), а также в целях сохранения единой идеологии монолитного бренда, на сайтах филиалов, подразделений и дочерних обществ ОАО "РЖД", попадающих под действие монолитного бренда(1), исключено создание самостоятельных (см. 3.5.1) сервисов(2), предполагающих:
- онлайн-продажу услуг, предоставляемых структурами холдинга (например, билетов на поезда дальнего и пригородного сообщения, услуг вокзалов, сопутствующих услуг пассажирам и т.п.);
- предоставление пользователям информации, транслируемой через сайт из корпоративных информационных ресурсов (автоматизированных систем ОАО "РЖД").
--------------------------------
(1)Перечень ДО, подлежащих брендированию и попадающих под действие данного требования, приведен в Приложении.
(2) Данный подход, в частности, отражен в договоре ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК" об оказании услуг по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта N 252 от "31" марта 2010 г. (Приложение N 7).

Данный подход:
- позволит повысить эффективность расходования средств, затрачиваемых холдингом на интернет-проекты,
- обеспечит сохранение контроля над деятельностью филиалов, структурных подразделений, дочерних обществ в сети Интернет с точки зрения обеспечения единства идеологии, бренда и информационной политики холдинга,
- будет способствовать повышению эффективности проводимой от имени бренда ОАО "РЖД" коммуникационной политики, как ключевого условия построения сильного монолитного бренда с высокой капитализацией,
- позволит максимально полно использовать естественные конкурентные преимущества портала ОАО "РЖД".
Филиалам, структурным подразделениям и дочерним обществам холдинга использование КВП в качестве единственной в холдинге централизованной площадки комплексного транспортного обслуживания позволит:
- снизить финансовые и временные затраты на внедрение и сопровождение требующейся функциональности и онлайн-сервисов,
- быстро получить доступ к максимально возможному объему аудитории,
- воспользоваться преимуществами продвижения своих онлайн-предложений совместно с ведущим российским порталом транспортной отрасли,
- воспользоваться преимуществами использования корпоративного бренда и корпоративной коммуникационной политики холдинга.
Концепция развития КВП направлена на решение следующих задач:
- реализация совокупного потенциала холдинга в части онлайн-продажи услуг;
- снижение совокупных издержек холдинга на обеспечение продвижения и онлайн-продажи услуг;
- приведение качества онлайн-продажи услуг в соответствие с современными требованиями и лучшими мировыми стандартами; обеспечение комфортной обстановки приобретения услуги;
- соблюдение идеологического единства веб-ресурсов холдинга с точки зрения коммуникационной политики и использования бренда;
- соблюдение технического и технологического единства при развитии веб-ресурсов холдинга;
- унификация управленческих процедур в части развития КВП;
- повышение инвестиционной привлекательности холдинга.
Получатели наиболее существенных эффектов от развития КВП как единственной в холдинге централизованной площадки комплексного транспортного обслуживания:
- ОАО "РЖД" - в части формирования имиджа компании и развития бренда,
- аффилированные ОАО "РЖД" компании-перевозчики (так, например, пассажирские компании - в части онлайн-продажи билетов и реализации маркетинговых инициатив),
- филиалы и дочерние общества холдинга, предоставляющие услуги пассажирам в поездах и на вокзалах - в части онлайн-продажи сопутствующих услуг и реализации маркетинговых инициатив,
- филиалы и дочерние общества холдинга в сфере грузовых перевозок.

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КВП НА ПЕРИОД 2011-2015 гг.

Исходя из целей, задач и специфики деятельности ОАО "РЖД", могут быть выделены внешние и внутренние аудитории пользователей.
Внешние целевые аудитории:
- клиенты (отечественные и зарубежные);
- инвесторы (отечественные и зарубежные);
- поставщики (отечественные и зарубежные);
- представители СМИ (отечественные и зарубежные);
- потенциальные работники.
Внутренние целевые аудитории:
- работники холдинга;
- члены семей работников холдинга.
Учитывая информационные потребности указанных целевых аудиторий, наиболее актуальные направления развития КВП на 2011-2015 гг.:
1. Расширение возможностей использования портала как инструмента повышения эффективности бизнес-единиц холдинга РЖД.
2. Сохранение и развитие возможностей портала в качестве корпоративного СМИ, доводящего до посетителей КВП необходимую ОАО "РЖД" идеологически значимую информацию.
3. Повышение удобства КВП при взаимодействии с партнерами и поставщиками холдинга.
4. Использование портала в качестве инструмента внутрикорпоративной политики.
5. Развитие технического комплекса КВП.

3.1. Расширение возможностей использования портала как инструмента повышения эффективности бизнес-единиц холдинга РЖД

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает повышение качества транспортно-логистических услуг путем интеграции отдельных составляющих процесса перевозки в единую логистическую цепочку и предоставление клиентам комплексных услуг "от двери до двери" по принципу "одного окна".
Использование портала как инструмента повышения эффективности бизнес-единиц холдинга РЖД в первую очередь направлено на представление в рамках КВП возможностей он-лайн-заказа и он-лайн-покупки услуг, относящихся к профильным видам деятельности, подлежащим обязательному включению в сферу компетенции единого монолитного бренда ОАО "РЖД"(3).
--------------------------------
(3) В соответствии с положением о бренде ОАО "РЖД", утвержденным решением Правления ОАО "РЖД" от 25.03.2010.

3.1.1 Расширение возможностей заказа и онлайн-покупки билетов и сопутствующих услуг физлицами

Наиболее востребован пользователями сегмент портала, ориентированный на пассажиров - ежедневно 82% от общего объема просмотров портала (в летний период - до 87%). Большинство пользователей ограничиваются просмотром расписания, и лишь 11% переходят от просмотра расписания к покупке билета. Через портал ОАО "РЖД" продается около 4,7% от общего числа проданных мест.
Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, "реализация программы развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО "Российские железные дороги", повышение уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров на всех этапах перевозки, рост деловой активности и повышение реальных денежных доходов населения на перспективу приведут к росту количества поездок, а также к увеличению доли транспортных расходов на туристические поездки в семейном бюджете и повышению транспортной подвижности населения".
На перспективу до 2030 года ожидаются высокие темпы роста объемов пассажирских перевозок: на подходе к Московскому узлу - рост в 1,3-1,4 раза, к Санкт-Петербургскому - в 1,5-1,6 раза, по всем основным международным направлениям - в 1,4 - 1,5 раза.
С учетом изложенного выше, ключевым направлением развития КВП должна стать реализация возможности он-лайн-заказа и он-лайн-покупки пассажирами комплекса услуг, предоставляемых предприятиями холдинга.
На портале пассажир должен иметь возможность полностью спланировать поездку:
- подобрать маршрут с пересадками на поезда дальнего следования и пригородного сообщения,
- выбрать сопутствующие услуги в поездах и на вокзалах,
- спланировать перевозку багажа и грузобагажа, в том числе с возможностью мониторинга его местоположения,
- заказать трансфер,
- воспользоваться бонусными программами (например, с помощью Универсальной карты РЖД),
- оплатить все услуги наиболее удобным для себя способом,
- в случае необходимости отказаться от оплаченных и заказанных услуг без обращения в билетную кассу.
При этом, для упорядочивания деятельности портала в части обслуживания физических лиц необходимо ограничить выписку групповых поездок физическими лицами, установив фильтры по количеству проданных билетов и заказанных услуг из одного личного кабинета, с одного IP-адреса, или с одной банковской карты. Введение данного ограничения позволит пресечь незаконную перепродажу услуг, организованную недобросовестными владельцами банковских карт в рамках текущей деятельности КВП.
Все предлагаемые структурами холдинга услуги должны быть консолидированы на одной площадке и предлагаться в том числе и в виде пакетов. Это позволит:
- максимизировать объем онлайн-продаж, что в перспективе может дать заметный эффект совокупной экономии расходов на организацию продаж,
- получить дополнительные маркетинговые возможности: например, позволит формировать более широкий спектр программ лояльности, в которых могут быть задействованы несколько предприятий холдинга,
- повысить качество и скорость обслуживания потребителей при покупке услуг.
Таким образом, портал будет являться полноценным представительством всего холдинга, а не отдельных видов бизнеса.
В случае заключения партнерских соглашений с независимыми компаниями сервис планирования поездки может быть дополнен подбором маршрута с пересадками между железнодорожным и иными видами транспорта, услугами по бронированию гостиниц, покупке страхового полиса и др.
При заключении партнерских соглашений с независимыми компаниями предпочтение должно отдаваться условиям, предполагающим возможность использования привлеченных средств на смежные задачи по развитию КВП.
В целях увеличения доходности деятельности КВП необходимо организовать продажу услуг на портале на условиях предоставления агентской скидки перевозчиками и владельцами дополнительных услуг и/или взимания сервисного сбора с пассажира в рамках предоставления отдельных сервисов (за исключением продажи билетов).

3.1.2 Реализация возможности заказа и он-лайн-покупки билетов юрлицами

Перечисленные выше возможности должны быть предоставлены также и юридическим лицам, для создания агентской сети продаж - с обеспечением необходимой договорной базы, формированием финансовых условий, получения подтверждающих документов и иных особенностей.
На портале также должны быть представлены следующие возможности для взаимодействия с агентами:
- регистрация агентов;
- ведение договорной работы с агентами;
- процесс реализации услуги агентами и субагентами;
- учет реализации агентами услуг;
- ведение взаиморасчетов с агентами;
- формирование статистической отчетности;
- интеграционное взаимодействие с информационной системой агента.
Аналогичные возможности должны быть представлены и для юрлиц, заключивших договоры с предприятиями холдинга, но не являющихся агентами.

3.1.3 Обеспечение возможности взаимодействия ОАО "РЖД" и компаний-перевозчиков в сфере пассажирских перевозок

В настоящее время на портале не представлено интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействия ОАО "РЖД" и компаний-перевозчиков в сфере пассажирских перевозок.
В рамках развития портала для обеспечения данного направления должны быть реализованы такие возможности, как:
- оформление перевозчиком онлайн-заявок на разработку графиков движения,
- автоматизированная обработка заявок перевозчиков уполномоченными сотрудниками ОАО "РЖД",
- интеграция с ЕАСД для передачи принятых заявок на обработку в ЦД.

3.1.4 Расширение информационных сервисов для грузоотправителей, грузополучателей, операторов и экспедиторов

В настоящее время большая часть сервисов, ориентированных на грузоотправителей, грузополучателей, операторов и экспедиторов, представлена на Электронной площадке транспортных услуг (ЭТП ТУ) и Электронной информационной площадке (ЭИП). Портал же выступает в качестве объединяющих "ворот" к данным площадкам, а также позволяет пользователям воспользоваться информационно-справочными сервисами, не требующими регистрации.
Развитие по данному направлению должно быть сосредоточено на следующих задачах:
1. Расширение функциональности ЭТП ТУ и ЭИП:
- расширение перечня услуг,
- введение электронной цифровой подписи,
- создание личного кабинета клиента,
- организации взаимодействия в рамках электронного документооборота.
2. Расширение информации о предоставляемых Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) услугах по комплексному транспортному обслуживанию: стоимости, технологических и нормативных документах, разъяснений о практике их применения и т.п.
3. Приведение пользовательских интерфейсов ЭТП ТУ и ЭИП в соответствие с требованием о единстве визуального оформления и навигации сервисов с rzd.ru (п. 3.5.1).

3.1.5 Реализация возможностей получения информации и он-лайн-заказа услуг инфраструктуры

В настоящее время на портале не представлено интерактивных сервисов по таким направлениям деятельности холдинга, как ремонт и обслуживание подвижного состава.
При планировании централизованных автоматизированных систем управления в данной области необходимо одновременно учитывать необходимость интеграции с порталом. Это позволит реализовать подход к развитию портала как "ворот", предназначенных для удобного доступа потребителей к информации об услугах и к возможностям заказа услуг в режиме он-лайн.

3.2. Развитие возможностей портала в качестве корпоративного СМИ

Корпоративный веб-портал является зарегистрированным средством массовой информации (Свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС77-25927).
Таким образом, КВП РЖД является инструментом реализации массовых корпоративных коммуникаций от имени ОАО "РЖД", реализации информационной политики ОАО "РЖД" и частью принадлежащей ОАО "РЖД" коммуникационной инфраструктуры.
Ключевым условием его дальнейшего развития является сохранение возможности довести до всех посетителей КВП необходимую ОАО "РЖД" идеологически значимую информацию, а также сохранение роли официального сайта ОАО "РЖД" как источника раскрытия информации согласно законодательству Российской Федерации.
Основными направлениями развития КВП как корпоративного СМИ являются следующие:
1. совершенствование структуры КВП с точки зрения обеспечения доступности и интуитивности поиска необходимой информации;
2. повышение эффективности внутрикорпоративных процессов сбора, обработки и представления информации для размещения на КВП;
3. развитие современных инструментов и сервисов, обеспечивающих мультиканальное представление информации (текст, аудио, видео).
Развитие портала в данных направлениях должно обеспечить увеличение числа постоянных пользователей КВП, воспринимающих его в качестве эффективного механизма получения актуальной информации о деятельности ОАО "РЖД", а также способствовать укреплению имиджа ОАО "РЖД" как компании, использующей современные коммуникационные инструменты взаимодействия с внешними и внутренними аудиториями общественности.
Расширение спектра предлагаемых на портале услуг также позволит привлечь дополнительную аудиторию, напрямую получающую информацию ОАО "РЖД", а развитие портала в качестве площадки комплексного транспортного обслуживания будет способствовать формированию имиджа ОАО "РЖД" как передовой технологически развитой компании, заботящейся об интересах клиентов.

3.3. Повышение удобства КВП при взаимодействии с поставщиками холдинга

В настоящее время существуют две площадки, ориентированные на поставщиков холдинга:
- tender.rzd.ru - официальная интернет-площадка тендеров ОАО "РЖД", на которой публикуются сообщения обо всех предстоящих тендерах,
- etzp.rzd.ru - Электронная торгово-закупочная площадка ОАО "РЖД" (ЭТЗП), на которой непосредственно проходят торги по части проводимых ОАО "РЖД" тендеров и публикуются результаты этих торгов.
Кроме того, информация о локальных региональных тендерах представлена также на всех сайтах железных дорог.
Наличие нескольких площадок по взаимодействию с поставщиками:
- не дает пользователям однозначного понимания о том, где именно они могут получить необходимую им информацию о тендере,
- требует двойной работы по их сопровождению,
- повышает риск предоставления пользователям противоречивой информации.
В этой связи важным направлением работы по развитию КВП должна стать проработка вопросов интеграции интерфейсов данных ресурсов, которая позволит устранить указанные недостатки, а также объединения центральной и региональной информации в единой базе с возможностью представления ее пользователям с учетом географического таргетинга.

3.4. Развитие портала в качестве инструмента внутрикорпоративной политики

Развитие портала как инструмента внутрикорпоративной политики нацелено на:
- формирование единой равнодоступной для всех работников ОАО "РЖД" информационной среды;
- повышение эффективности внутрикорпоративных коммуникаций в ОАО "РЖД", совершенствование процесса взаимодействия между специалистами компании, что, в свою очередь, должно облегчить обмен опытом и решение профессиональных вопросов сотрудниками компании;
- развитие корпоративной культуры ОАО "РЖД".
Наиболее актуальные задачи в данном направлении:
1. информирование работников;
2. внутрикорпоративная адаптация работников, только пришедших в компанию (адаптационные материалы и курсы);
3. развитие работников посредством современных инструментов дистанционного обучения;
4. реализация эффективных механизмов получения обратной связи от работников по различным вопросам деятельности и организации труда в компании;
5. развитие социальных и профессиональных связей между работниками посредством создания социальной сети.
В рамках развития КВП в качестве инструмента внутрикорпоративных коммуникаций должно быть обеспечено достижение целевого состояния, характеризующегося значительным повышением доступности КВП и его востребованности среди работников в качестве универсального информационно-коммуникационного и развивающего ресурса.

3.4.1 Создание корпоративной социальной сети

Существенным аспектом развития портала в качестве инструмента внутрикорпоративных коммуникаций является более широкое использование современных способов взаимодействия с аудиторией с учетом современных тенденций (web 3.0)(4).
--------------------------------
(4)Wikipedia.org определяет Web 3.0 как концепцию интернета, подразумевающую синтез сильных сторон Web 1.0 и Web 2.0: интернет-проекты, объединяющие профессионалов, но построенные по сетевому, полицентрическому принципу.

В настоящее время на портале функционирует ряд разрозненных пользовательских сервисов, предназначенных для свободного общения сотрудников холдинга и внешних аудиторий (форумы, блоги, фотогалереи и др.), что не соответствует современным тенденциям сети интернет.
Объединение данных сервисов в рамках корпоративной социальной сети позволит осуществлять взаимодействие с пользователями на новом, современном уровне.
Социальная сеть РЖД - интерактивный веб-сервис, направленный на создание, поддержание и развитие профессиональных и социальных связей между сотрудниками ОАО "РЖД", членами их семей, студентами профильных учебных заведений, а также лицами, рассматривающими ОАО "РЖД" в качестве потенциального работодателя.
Создание корпоративной социальной сети:
- позволит более эффективно осуществлять мониторинг настроения сотрудников ОАО "РЖД" для выстраивания внутрикорпоративной политики,
- будет способствовать повышению лояльности сотрудников к компании,
- усилит эффективность влияния на общественное мнение.

3.4.2 Формирование единого интерфейса информационно-справочного сегмента КВП и рабочих областей внутреннего портала (АСУ ОДИТ)

В настоящее время в корпоративной сети передачи данных ОАО "РЖД" (далее - СПД) действует два официальных веб-ресурса ОАО "РЖД: "внутреннее зеркало" КВП и АСУ ОДИТ - корпоративный портал, предназначенный в первую очередь для совместной работы сотрудников компании, но включающий также и перечень информации, транслируемый с КВП (новости, пресс-релизы и т.п.).
Необходимо осуществить интеграцию интерфейсов "внутреннего зеркала" КВП и АСУ ОДИТ. На основе этих двух ресурсов должно быть сформировано единое "лицо" компании в СПД: ресурсы должны выглядеть единым целым для пользователя, иметь единую навигацию, при этом технически оставаться независимыми. Такой подход позволит:
- сохранить единую площадку для проведения внутрикорпоративной политики;
- с одной стороны, привлечь к использованию АСУ ОДИТ уже сформированную аудиторию КВП, с другой - аудитория КВП получит дополнительную давно ожидаемую функциональность.
Таким образом, объединение функциональности "внутреннего зеркала" КВП и АСУ ОДИТ позволит создать полноценный внутренний портал ОАО "РЖД".
На последующих этапах возможна более глубокая интеграция за счет реализации единого поиска, единой системы регистрации и др.

3.5. Развитие программно-технического комплекса КВП

Развитие программно-технического комплекса (далее - ПТК) КВП должно осуществляться на основе ежегодных планов, основанных на:
- прогнозе увеличения посещаемости портала,
- планах по развитию функциональных возможностей КВП.
Ежегодные планы по развитию ПТК должны утверждаться Рабочей подгруппой по технической политике (телеграмма N 2568 от 03.11.2010).
Реализация обозначенных выше направлений развития портала возможна при условии, что планирование и развитие информационных систем ОАО "РЖД", связанных с пассажирским и грузовым комплексами, будет осуществляться консолидировано. Целесообразно разработать обобщенный план развития КВП и АСУ "Экспресс" до 2015 г., а также план развития КВП в части грузовых перевозок.

3.5.1. Технические требования к реализации сервисов в рамках КВП

Создание и развитие в рамках портала сервисов по продаже услуг предприятий холдинга и предоставлению информации из корпоративных информационных автоматизированных систем не предполагает обязательного включения данных сервисов в состав ПТК КВП.
Однако при технической реализации сервисов должны быть соблюдены следующие условия:
1. единство визуального оформления и навигации сервиса с rzd.ru таким образом, чтобы у пользователя не вызывало сомнений, что сервис входит в состав портала и является составной частью предоставляемой холдингом комплексной услуги;
2. хостинг сервисов на принадлежащих холдингу площадках (ГВЦ либо ИВЦ дорог);
3. реализация сервисов на платформах, поддерживаемых ВЦ холдинга (для обеспечения минимизации затрат на техническую поддержку);
4. реализация программного обеспечения сервиса должна позволять интеграцию с ПТК КВП при минимальных затратах на модернизацию КВП;
5. при проектировании сервиса обязательно согласование платформы разработки и способов интеграции с ПТК КВП с Рабочей подгруппой по технической политике корпоративного веб-портала ОАО "РЖД" (телеграмма N 2568 от 03.11.10).

4 МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Вопросами функционирования и развития портала в настоящее время коллегиально занимается несколько подразделений (департаменты корпоративных коммуникаций, пассажирских сообщений, информатизации и корпоративных процессов управления и др.) - каждое в рамках своей компетенции.
Финансирование портала осуществляется:
- в части разработки и сопровождения программного обеспечения - в рамках бюджета Программы информатизации (в последние годы в связи с ограничением бюджета из-за кризиса реализуется не более 50% планируемой функциональности),
- в части информационного сопровождения - в рамках бюджета Департамента корпоративных коммуникаций.
Доходная часть в проекте отсутствует.
В холдинге отсутствует структура, которая была бы непосредственно заинтересована в экономической эффективности портала и обладала бы необходимыми для этого инструментами.
Коммерциализация портала в рамках действующих схем финансирования представляется весьма затруднительной, поскольку существующий в ОАО "РЖД" механизм оформления доходов в качестве подсобно-вспомогательной деятельности не позволяет целевым образом направить на развитие портала основную часть средств, которые могут быть привлечены в результате его коммерческого использования.
С учетом ограниченных возможностей финансирования должен быть разработан механизм коммерческого использования портала, средства от реализации которого должны целевым образом направляться на развитие портала.
Прибыль, полученная от коммерческой эксплуатации портала, должна направляться на финансирование его развития.
Данный подход должен обеспечить постепенный переход от планово-затратного способа финансирования КВП к самоокупаемости.
Представляется целесообразным рассматривать портал ОАО "РЖД" как дочернюю структуру или некоммерческую организацию, учреждение холдинга. В рамках холдинга должна быть сформирована юридически выделенная структура для обеспечения эффективности развития портала, наделенная функциями коммерческой эксплуатации портала с правом:
- заключения договоров на комплексное интернет-обслуживание с предприятиями холдинга,
- определения и реализации способов получения дохода от функционирования портала, включая размещение коммерческой рекламы, продажу услуг физическим и юридическим лицам и др.
- определения размеров сервисных сборов взимаемых с пассажира в рамках предоставления отдельных сервисов (за исключением продажи билетов),
- проведения тендерных процедур по выбору субконтракторов по направлениям деятельности портала.
Управляющая порталом компания должна действовать под руководством и контролем рабочей группы (Распоряжение N 2074р от 04.10.10) в соответствии с данной концепцией и ежегодными планами развития.
Финансирование развития КВП должно осуществляться не только за счет средств ОАО "РЖД", но также и за счет средств ДЗО и сторонних инвесторов - в части представления на портале их услуг и маркетинговых инициатив.
При этом предоставленные на портале услуги и инициативы сторонних организаций не должны конкурировать с услугами, предоставляемыми ОАО "РЖД". В случае, если услуги стороннего инвестора не могут быть однозначно определены как конкурирующие с услугами ОАО "РЖД", вопрос о привлечении конкретного инвестора к развитию портала должен решаться Рабочей группой.
Переход к коммерческой эксплуатации портала может быть осуществлен в два этапа.
На первом этапе выделенная бизнес-единица должна обеспечить привлечение дополнительных источников финансирования развития портала, перечисленных ниже. Действующие схемы финансирования через Программу информатизации и бюджет Департамента корпоративных коммуникаций на первом этапе могут быть сохранены с целью обеспечения преемственности договорной работы.
На втором этапе привлеченные дополнительные источники финансирования могут быть консолидированы с текущими источниками в бюджетах Департамента корпоративных коммуникаций и Программы информатизации для консолидированного управления в рамках выделенной бизнес-единицы.
Возможные дополнительные источники финансирования:
1. Участие филиалов и ДО в софинансировании развития и технической поддержки портала в части необходимой данным структурам функциональности.
Софинансирование может осуществляться на основании договоров на разработку, внедрение и сопровождение соответствующей функциональности и/или в виде предоставления управляющей порталом компании агентского вознаграждения со стороны ДО.
Соотношение объемов софинансирования работ по развитию и сопровождению портала и объемов агентского вознаграждения должно определяться конкретными договорами.
2. Он-лайн-продажи сопутствующих услуг, которыми пассажир может воспользоваться в процессе организации поездки, а также транспортных услуг независимых перевозчиков.
Для филиалов и ДО софинансирование может осуществляться на основании договоров на разработку, внедрение и сопровождение соответствующей функциональности и/или в виде предоставления управляющей порталом компании агентского вознаграждения.
При продаже услуг прочих структур, включая сторонние, должна взиматься комиссия с конечного потребителя услуг либо предоставляться агентская скидка со стороны владельца услуги.
Соотношение объемов софинансирования работ по развитию и сопровождению портала и объемов агентского вознаграждения/размера комиссии должно определяться конкретными договорами.
3. Оказание услуги по технологическому обеспечению взаимодействия перевозчиков с агентствами и оптовыми заказчиками при он-лайн продаже билетов.
В настоящее время возможность прямого взаимодействия перевозчиков с юридическими лицами и агентствами на портале не реализована.
Данный сервис может быть разработан на условиях софинансирования разработки сервиса (в виде договоров на разработку, внедрение и сопровождение соответствующей функциональности) со стороны ДО.
Альтернативой данному подходу может быть предоставление со стороны заинтересованных перевозчиков агентских скидок.
Конкретные условия должны определяться договорами между управляющей порталом компанией и перевозчиками.
Подключение к сервису и техническая поддержка юридических лиц, заключивших с холдингом агентский договор или договор на резервирование мест, должна осуществляться на возмездной основе.
Заключение непосредственно агентских договоров и договоров на резервирование мест должно осуществляется уполномоченными структурами ОАО "РЖД" согласно действующему порядку без дополнительных комиссий.
4. Продажа рекламных услуг на портале.
Привлечение рекламодателей на портал при его текущей посещаемости способно, в случае максимального использования рекламных возможностей, обеспечить до 8-10 млн. руб. дохода в месяц.
Повышение посещаемости за счет расширения предлагаемых пользователям услуг будет одновременно способствовать повышению доходов от рекламы.
15-20% рекламных площадей может быть выделено под безвозмездное размещение корпоративных рекламных материалов ОАО "РЖД".
Должен быть разработан и утвержден порядок размещения на КВП рекламных материалов, предусматривающий размещение коммерческой рекламы только в тех сегментах портала, которые:
- направлены на предоставление справочной информации, не носящей идеологического характера (например, информация о расписании поездов),
- не связаны с процессом оформления он-лайн-заказа или покупки услуг,
- имеют высокие показатели посещаемости.

5 ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЕРЕЧЕНЬ ДОЧЕРНИХ И ЗАВИСИМЫХ ОБЩЕСТВ ОАО "РЖД", ПОДЛЕЖАЩИХ БРЕНДИРОВАНИЮ И ПОПАДАЮЩИХ ПОД ДЕЙСТВИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ В КОНЦЕПЦИИ ТРЕБОВАНИЙ

 

N пп

 

        Наименование общества       

 Доля ОАО 
"РЖД" в 
уставном 
капитале,
%    

       Основание      
включения компании  
под монолитный    
бренд         

  1 

ОАО "Скоростные магистрали"         

75% плюс 1
акция  

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  2 

ОАО "РейлТрансАвто"                 

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  3 

ОАО "Вторая грузовая компания"      

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-319/ЦОС   
от 28.12.2010    

  4 

ОАО "Алтай-Пригород"                

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  5 

ОАО "Кузбасс-Пригород"              

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  6 

ОАО "Омск-Пригород"                 

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  7 

ОАО "Экспресс-пригород"             

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  8 

ОАО "Экспресс Приморья"             

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

  9 

ОАО "Краспригород"                  

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 10 

ОАО "Свердловская пригородная       
компания"                           

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 11 

ОАО "Волгоградтранспригород"        

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 12 

ОАО "Северо-Западная пригородная     
пассажирская компания"              

    74    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 13 

ОАО "Дон-Пригород"                  

    74    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 14 

ОАО "Пермская пригородная компания" 

    51    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 15 

ОАО "Московско-Тверская пригородная 
пассажирская компания"              

    50    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 16 

ОАО "Волго-Вятская пригородная      
пассажирская компания"              

   49,3   

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 17 

ОАО "Содружество"                   

   49,3   

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 18 

ОАО "Центральная пригородная        
пассажирская компания"              

   49,3   

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 19 

ОАО "Федеральная пассажирская       
компания"                           

   99,99  

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 20 

ОАО "Научно-исследовательский       
институт технологии, контроля и     
диагностики железнодорожного        
транспорта"                         

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 21 

ОАО "Научно-исследовательский и     
конструкторско-технологический      
институт подвижного состава"        

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 22 

ОАО "Научно-исследовательский и     
проектно-конструкторский институт   
информатизации, автоматизации и связи
на железнодорожном транспорте"      

    75    

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 23 

ОАО "Научно-исследовательский       
институт железнодорожного транспорта"

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 24 

ОАО "Железнодорожная торговая       
компания"                           

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 25 

ОАО "Торговый дом РЖД"              

   19,9   

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 26 

ЗАО "Частное охранное               
предприятие "РЖД-ОХРАНА"            

 100 минус
1 акция 

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 27 

ОАО "Росжелдорстрой"                

   99,99  

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 28 

ОАО "Зарубежстройтехнологии"        

   80,5   

      Резолюция Ц     
к N ИСХ-649/ЦОС   
от 31.03.2010    

 29 

ОАО "Ямальская железнодорожная      
компания"                           

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
р. 2 п. 12

 30 

ОАО "Акционерная компания Железные  
дороги Якутии"                      

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
р. 2 п. 12

 31 

ОАО "РЖД-Трансфер"                  

 

   Протокол КР-3/пр   
от 22.10.2010    
р. 1 п. 16      

 32 

ОАО "РЖД-Такси"                     

 

   Протокол КР-3/пр   
от 22.10.2010    
р. 1 п. 16      

 33 

ОАО "РЖД-такси-центр"               

 

   Протокол КР-3/пр   
от 22.10.2010    
р. 1 п. 16      

 34 

ОАО "Развитие вокзалов"             

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 35 

ООО "Black Sea Ferries Shipping"    

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 36 

ООО "Black Sea Ferries Operator"    

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 37 

ООО "БФИ"                            

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 38 

TransContainer-Slovakia, a.s        

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 39 

ООО "РЖД-Пожарная охрана"           

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 40 

ООО РЖД Тур Корпорейт               
(аффилированная компания ОАО "РЖД" и
не является предприятием)дочерним   

 

   Протокол КР-2/пр   
от 29.06.2010    
приложение N 9

 41 

ОАО "Башкортостанская пригородная   
пассажирская компания"              

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3) 

 42 

ОАО "Самарская ППК"                 

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3) 

 43 

ОАО "Саратовская ППК"               

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3) 

 44 

ОАО "Северная ППК"                  

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3) 

 45 

ОАО "Калининградская ППК"           

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3) 

 46 

ОАО "Кубань Экспресс-Пригород"      

 

     Протокол КР-1    
от 01.02.2010    
(раздел II, пункт 3)