Распоряжение ОАО РЖД от 19.08.2011 N 1831р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2011 г. N 1831р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО "РЖД" "СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ОБЪЕКТОВ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

В целях установления единого подхода к организации работ по охране и защите объектов ОАО "РЖД" утвердить и ввести в действие с 1 октября 2011 года СТО РЖД 02.036-2011 "Система управления охраной и защитой объектов. Общие положения".

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов

 

 

СТО РЖД 02.036 -2011

 

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

 

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ОБЪЕКТОВ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дата введения - 2011-10-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (ОАО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО "РЖД" от 19.08.2011 N 1831р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает задачи, принципы построения и функционирования системы управления охраной и защитой объектов ОАО "РЖД".
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52551-2006 Системы охраны и безопасности. Термины и определения
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО "РЖД". Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52551 и СТО РЖД 1.02.014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 ведомственная охрана: Совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
[Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 1]
3.1.2 инструменты управления: Совокупность форм и методов воздействия субъекта управления на объект, с помощью которых он может побудить последнего выполнять управленческие команды.
3.1.3 контролирующий орган: Уполномоченный орган государственной власти или подразделение ОАО "РЖД", имеющее право принятия предусмотренных законодательством мер пресечения и устранения последствий выявленных нарушений при организации работ по охране и защите объектов.
3.1.4 методы управления: Совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.
3.1.5 объект управления: Хозяйствующий орган (подразделение) ОАО "РЖД", получающий команды от субъекта управления и действующий в соответствии с ними.
3.1.6 охрана: Комплекс организационных и технических мероприятий по ограничению доступа и защите территории, помещений, сооружений, средств и предметов производства, другого имущества, информации и персонала от противоправных посягательств.
3.1.7 охраняемые объекты: Здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.
[Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статья 1]
3.1.8 система управления охраной и защитой объектов (СУОЗ):
Система управления, предназначенная для разработки и реализации политики ОАО "РЖД" по охране и защите объектов от актов незаконного вмешательства.
3.1.9 субъекты охраны: Персонал охраняемого объекта (владельцы, работники, администрация) и его посетители, сотрудники службы охраны и безопасности (охранники, инженерно-технические специалисты), совместно участвующие в функционировании системы охраны и безопасности объекта. [ГОСТ Р 52551-2006, пункт 2.4.5]
3.1.10 субъект системы управления: Орган (подразделение, должностное лицо) ОАО "РЖД", воздействующий на объект управления в целях обеспечения его функционирования.
3.1.11 управление: Выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), включающих сбор, обработку и передачу необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.
3.1.12 уровни управления: Градация совокупностей элементов системы управления, сгруппированных и выделенных в соответствии с иерархическим принципом, при котором каждый элемент системы решает задачи только своего уровня и не вовлекается в выполнение других функций.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АНВ - акт незаконного вмешательства [2]
СУОЗ - Система управления охраной и защитой объектов ОАО "РЖД"
ФГП ВО ЖДТ России - Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
ЧОО - частная охранная организация ИТСО - инженерно-технические средства охраны

4 Система управления охраной и защитой объектов

4.1 Общие положения
4.1.1 СУОЗ направлена на обеспечение непрерывного и целенаправленного процесса охраны объектов ОАО "РЖД" и представляет собой комплекс мер правового, организационного и технического характера, направленных на предупреждение АНВ.
4.1.2 Целью СУОЗ является обеспечение уровня охраны объектов и прилегающих территорий охранных зон, исключающего возможность реализации угроз безопасности их инфраструктуры, транспортных средств, персонала и пассажиров.
4.1.3 Задачами СУОЗ являются:
- реализация единой политики ОАО "РЖД" в области обеспечения охраны объектов ОАО "РЖД";
- обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
- оперативное реагирование на угрозы безопасности охраняемых объектов;
- постоянный мониторинг оперативной обстановки на охраняемых объектах железных дорог;
- принятие обязательных мер по пресечению несанкционированного проникновения на охраняемые объекты;
- прогнозирование, своевременное обнаружение, предупреждение и устранение угроз безопасности объектам железных дорог;
- взаимодействие с правоохранительными органами и органами местного самоуправления по вопросам охраны объектов.
4.1.4 Основными принципами функционирования СУОЗ являются:
- приоритет охраны жизни и здоровья людей;
- законность - соблюдение законодательства Российской Федерации при предупреждении, обнаружении и пресечении правонарушений и АНВ;
- приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности [3];
- приоритет применения ИТСО в обеспечении безопасности;
- оперативное взаимодействие с правоохранительными органами;
- оптимальное распределение сил и средств охраны на основе комплексного подхода, сочетающего использование организационных и технических мер;
- регистрация, накопление и передача в подразделения аппарата управления ОАО "РЖД", руководству филиалов ОАО "РЖД", иных структурных подразделений ОАО "РЖД" информации о событиях, связанных с обеспечением безопасности охраняемых объектов;
- совершенствование СУОЗ на основе отечественного и зарубежного опыта с учетом появления новых видов угроз безопасности объектам железнодорожного транспорта.

4.2 Объекты СУОЗ
4.2.1 Объектами СУОЗ являются структурные подразделения железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД".
4.2.2 Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ФГП ВО ЖДТ России, утвержден Правительством Российской Федерации [4].
4.2.3 Перечни охраняемых объектов, кроме перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации [5].

4.3 Субъекты СУОЗ
4.3.1 Субъекты СУОЗ выделяют в две группы:
- первая (внешние) - органы законодательной, исполнительной и судебной власти, формирующие законодательную и нормативную правовую основу охраны объектов и обеспечивающие ее исполнение. Их деятельность не может контролироваться хозяйствующим субъектом;
- вторая (внутренние) - органы управления, подразделения и должностные лица ОАО "РЖД", осуществляющие деятельность по обеспечению охраны объектов. К ним относятся:
а) совет директоров ОАО "РЖД";
б) президент ОАО "РЖД";
в) правление ОАО "РЖД";
г) Департамент безопасности ОАО "РЖД" (Управление транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО "РЖД") разрабатывает и контролирует реализацию единой политики в области охраны объектов ОАО "РЖД";
д) региональные центры безопасности - структурные подразделения ОАО "РЖД" организуют работы по охране объектов ОАО "РЖД" в границах ответственности железных дорог;
е) подразделения безопасности филиалов ОАО "РЖД" и иных структурных подразделений ОАО "РЖД".
4.3.2 Организации, осуществляющие охрану объектов ОАО "РЖД" при наличии договорных отношений:
- подразделения МВД России;
- ФГП ВО ЖДТ России;
- ЧОО, победители конкурса по отбору охранных организаций на оказание услуг по охране объектов ОАО "РЖД".
4.3.3 Субъектами правоотношений в решении вопросов охраны объектов ОАО "РЖД" являются:
- органы законодательной власти;
- органы исполнительной власти;
- судебные органы;
- правоохранительные органы;
- хозяйствующие субъекты железнодорожного транспорта.

4.4 Инструменты СУОЗ
4.4.1 Нормативная правовая база - совокупность официальных документов установленной формы, принятых (изданных) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или должностного лица с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащих общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, а также внутренние нормативные документы ОАО "РЖД", которые включают в себя исполнительно-распорядительные документы, принятые (изданные) в пределах компетенции органов управления или должностных лиц ОАО "РЖД".
4.4.2 Профилактика правонарушений - социально-правовая деятельность руководства и должностных лиц, а также профильных подразделений и общественных организаций ОАО "РЖД", направленная на выявление, устранение либо нейтрализацию причин и условий правонарушений, оказание корректирующего воздействия на лиц, склонных к совершению правонарушений.
4.4.3 Подготовка и проведение конкурсов на предоставление услуг по охране объектов - состязательный порядок отбора юридического лица для последующего заключения с ним договора на предоставление охранных услуг.
Условия проведения конкурса по выбору охранных организаций на оказание услуг по охране объектов устанавливает ОАО "РЖД" [6].
4.4.4 Проверка - постоянно действующий механизм контроля и анализа, призванный установить соответствие реального состояния услуги по охране объекта, исполнения поручений в этой области требуемому стандарту, образцу, установленным правилам.
По предмету и организационному признаку проверки подразделяются на:
- документальные - проверка документов, отражающих организацию, ход и результаты деятельности по охране объектов (приказов, журналов, ведомостей, рапортов, докладных, иных материалов документальной отчетности);
- фактические - проверка реального состояния охраны объекта (наличие работников охраны на постах, соответствие их количества договору и актам выполненных работ, проверка знаний, связанных с выполнением договорных обязательств у работников охраны, наличие и состояние технических средств охраны, технической укрепленности объекта);
- полные (сплошные) - проверка выполнения охранной структурой договорных обязательств по охране объектов ОАО "РЖД" за определенный период;
- выборочные (частичные) - контроль какой-либо отдельной стороны деятельности охранной структуры;
- плановые - предусмотренные в плане работы соответствующего органа (подразделения) управления;
- внеплановые - назначаемые с проведением профилактических мероприятий, в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений, требующих безотлагательной проверки;
- комплексные - проводимые совместно несколькими контролирующими органами.
4.4.5 Информационный обмен - взаимодействие аппарата управления ОАО "РЖД", железных дорог, иных филиалов и структурных подразделений с правоохранительными органами и охранными организациями по вопросам организации охраны объектов, в том числе принятия своевременных и эффективных мер по устранению выявленных недостатков и обеспечения безопасного функционирования железнодорожного транспорта.
4.4.6 Расследование (корпоративное расследование) - особая форма контроля, представляющая собой реализацию предоставленного права по сбору, закреплению и исследованию доказательств, устанавливающих наличие правонарушения, виновных в его совершении лиц, характер и размер причиненного ущерба, а также иных обстоятельств, негативно влияющих на производственную и финансово-хозяйственную деятельность ОАО "РЖД".
Расследование проводится контролирующими органами только по конкретным событиям и установленным фактам нанесения ущерба.
4.4.7 Претензионно-исковая работа - совокупность действий по предъявлению и рассмотрению претензий в сфере охранной деятельности, а также по применению информации, полученной в результате этих действий.
Ее составляющими являются:
- анализ создавшейся ситуации;
- разработка позиции;
- подготовка необходимых претензий и исков;
- подготовка отзывов на претензии и иски в арбитражные, третейские суды и суды общей юрисдикции.
4.4.8 Информирование руководства ОАО "РЖД" (регулярное предоставление отчетности) о результатах деятельности по охране объектов и подвижного состава ОАО "РЖД", а также о чрезвычайных происшествиях.

4.5 Уровни управления СУОЗ
4.5.1 СУОЗ состоит из двух уровней:
а) общий уровень - реализуется руководством ОАО "РЖД", всеми подразделениями и работниками в пределах своей компетенции и регулируются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД";
б) специальный уровень - реализуется Департаментом безопасности ОАО "РЖД" (Управлением транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО "РЖД"), региональными центрами безопасности - структурными подразделениями ОАО "РЖД" и соответствующими подразделениями (сотрудниками) безопасности филиалов, в пределах предоставленных им полномочий.
4.5.2 Формы управления СУОЗ:
а) вертикальная, при которой каждый руководитель отвечает за работу своих подчиненных в определенной сфере деятельности. В этом случае распределение задач производится "сверху вниз";
б) горизонтальная, при которой распределение ответственности работников направлено на выполнение задач в конкретной функциональной области.
4.5.3 Иерархия управления:
а) институциональный уровень - высшее звено управления, в котором осуществляется планирование на длительный период, принимаются жизненно важные решения, имеющие стратегический для ОАО "РЖД" характер, в том числе касающиеся взаимодействия с внешней средой: конкурентами, государством, общественными объединениями и т.п. К данному уровню управления относятся:
1) совет директоров ОАО "РЖД";
2) президент ОАО "РЖД";
3) правление ОАО "РЖД";
4) первый вице-президент, старшие вице-президенты ОАО "РЖД";
5) вице-президенты ОАО "РЖД";
б) начальники железных дорог в границах ответственности дорог.
б) координационный уровень - среднее звено управления, в котором оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений, осуществляют координацию и контроль деятельности руководителей низшего звена, а также посредничество между руководителями высшего звена и руководителями низшего звена. На данном уровне управления решения принимают:
1) начальник Департамента безопасности ОАО "РЖД";
2) начальник Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО "РЖД" и его заместитель;
3) начальник регионального центра безопасности - структурного подразделения ОАО "РЖД" и его заместители.
в) технический уровень - низшее звено, в котором выполняют повседневную работу по обеспечению охраны объектов и осуществляют текущий контроль за ее состоянием. Решения на этом уровне принимают:
1) начальник отдела организации охраны объектов Управления транспортной безопасности Департамента безопасности ОАО "РЖД";
2) начальники отделов (секторов) региональных центров безопасности - структурных подразделений ОАО "РЖД";
4.5.4 Алгоритм выработки управленческого решения:
- постановка задачи и поручение исполнителю - выработка цели, являющейся условием качественного решения задач планируемого и контролируемого процесса управления охраной объектов;
- мониторинг ситуации, анализ состояния защиты объекта, оценка различных вариантов обеспечения его безопасности;
- соотнесение и корректировка цели с учетом ресурсов (человеческих, инженерно-технических, финансовых, административных, информационных);
- разработка способов достижения целей по охране объектов;
- разработка планов по охране объектов, этапов их реализации с указанием исполнителей и ответственных.
4.5.5 Эффективность СУОЗ обеспечивается правильностью установленных целей и исполнением обязанностей руководителей на всех уровнях управления.
Эффективность СУОЗ достигается:
- наличием правовой и нормативной документации на выполняемые работы по охране объектов;
- своевременным проведением оценки уязвимости [2] объектов;
- категорированием [2] объектов ОАО "РЖД";
- реализацией утверждаемых Федеральным агентством железнодорожного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности;
- наличием собственных служб обеспечения транспортной безопасности или договоров с охранными структурами;
- наличием оперативного информационного взаимодействия между уровнями СУОЗ, необходимых регламентов и протоколов информационного обмена;
- оснащением объектов высокотехнологичными ИТСО;
- проведением плановых, текущих и капитальных ремонтов зданий, строений, сооружений, а также ИТСО в целях исключения несанкционированного проникновения посторонних лиц в зону безопасности объекта и на его критические элементы;
- разработкой и внедрением новых более устойчивых угрозам АНВ технологических процессов и производств;
- проведением регулярных осмотров, проверок и обследований элементов инфраструктуры объектов с целью выявления и устранения факторов, способствующих возникновению АНВ.
4.5.6 Обязательными условиями эффективности работы СУОЗ являются:
- наличие в структурных подразделениях железных дорог, других филиалах и структурных подразделениях ОАО "РЖД", являющихся объектами управления СУОЗ, нормативных документов по управлению охраной объектов, разработанных на основе настоящего стандарта;
- координация действий и единообразие выработки требований по обеспечению безопасности объектов и соответствующих механизмов контроля;
- взаимосвязь каждого элемента СУОЗ и их взаимное воздействие друг на друга;
- выделение ведущих звеньев управления, ответственных за реализацию задач по охране объектов;
- обеспечение достижения консолидированных решений по охране объектов с органами исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления;
- своевременное и максимально точное прогнозирование угроз и выработка мер по их локализации.
4.5.7 В соответствии с указанными принципами и задачами СУОЗ включает следующую последовательность действий:
- оценка сложившейся обстановки, влияющей на организацию охраны объекта, а также тенденций ее развития (учитывается социально-экономическая и криминогенная ситуация на объекте и прилегающей территории, количество и характер совершенных противоправных деяний, в том числе АНВ);
- подготовка предупредительных (профилактических) мер - включает деятельность по изучению причин и условий совершения противоправных действий, состояния пропускного и внутриобъектового режимов и т.д. Осуществляется регулярно и непрерывно. Обеспечивает безопасность субъектов охраны на основе постоянно действующей системы организационных мероприятий;
- мониторинг и выявление угроз безопасности объектов - непрерывное отслеживание обстановки на объекте и в его окружении для последующего ее анализа и подготовки предложений для принятия управленческих решений;
- анализ и оценка возникших угроз безопасности объектов -предполагает сопоставление фактических или прогнозных значений индикаторов с пороговыми величинами, выход за пределы которых дестабилизируют устойчивую работу объекта;
- определение пороговых значений безопасности - набор определенных ключевых показателей, за пределами которых объект теряет возможность стабильного и эффективного функционирования, а затраты на его поддержание в работоспособном состоянии существенно возрастают. Одним из основных показателей безопасности объектов является их устойчивость к совершению АНВ;
- определение мероприятий по профилактике, предупреждению и нейтрализации угроз безопасности объектов инфраструктуры и подвижного состава ОАО "РЖД";
- деятельность по нейтрализации угроз безопасности объекту -реализация запланированных мероприятий по защите объектов.
4.5.8 Результативность функционирования СУОЗ определяется следующими основными показателями:
- общее количество инцидентов на объектах и прилегающих к ним территориях, связанных с АНВ;
- количество предупрежденных АНВ;
- количество пресеченных АНВ;
- количество объектов ОАО "РЖД", характеризующихся высокой степенью уязвимости и соответствующих требованиям их безопасного функционирования.

 

Библиография

[1] Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (в редакции федеральных законов от 15 июня 2006 г. N 88-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ, от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ, от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ, от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ)
[2] Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в редакции федеральных законов от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 29 июня 2010 г. N 131-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 197-ФЗ, от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ)
[3] Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"
[4] Перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 891-р
[5] Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 540 (пункт 9)
[6] Порядок размещения заказов на оказание охранными организациями услуг по охране объектов ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 9 ноября 2009 г. N 2280р