023 ПКБ ЦЛ-2010 РЭ (страница 47)

8.2.2 При контроле технического состояния необходимо обращать внимание на характерные признаки неисправностей, приводящих к саморасцепу автосцепок и другим нарушениям работы автосцепного устройства:
- наличие посторонних предметов под головками маятниковых подвесок и на центрирующей балочке;
- наличие посторонних предметов под хвостовиком автосцепки (в местах прохождения розетки);
- отсутствие сигнального отростка замка;
- излом направляющего зуба замка (определяемый по выходу его из отверстия в корпусе автосцепки);
- трещины в узлах автосцепного устройства, выявляемые по следам коррозии, наличию пылевого валика в летнее время, инея - в зимнее;
- несоответствие допускаемому расстоянию от упора головки автосцепки до ударной розетки. Расстояние от упора головы до наиболее выступающей части розетки, имеющие длину выступающей части 185 мм должно быть в пределах (60-90) мм, имеющие длину выступающей части 130 мм должно быть в пределах (110-150) мм.
Расстояние от вертикальной кромки малого зуба автосцепки до вертикальной кромки замка в его крайнем нижнем положении должно быть не менее 2 мм и не более 8 мм. Параметр проверяется у хвостового и головного вагона.
При обнаружении неисправностей необходимо устранить.
8.2.3 Исправность действия механизма автосцепки, износы контура зацепления и ударной поверхности большого и малого зубьев, износ замка, исправность замкодержателя осмотрщик вагонов выявляет при помощи специального ломика или по внешним признакам. Шаблоном 873 проверяют автосцепки концевых вагонов поезда, групп сцепленных вагонов и отдельно стоящих вагонов с каждого конца.
Действие предохранителя от саморасцепа проверяют специальным ломиком, для проверки ломик заостренным концом вводят, как показано на рисунке 8.1, снизу через отверстие в нижней стенке кармана и, упираясь в кромку отверстия, нажимают на замок в нижней части (положение 1а).

См. Рисунок 8.1 - Положение ломика при проверке автосцепки

Если при проверке действия предохранителя от саморасцепа обнаружено, что замок раскачивается более чем на 20 мм, (определяют это при помощи заостренной части ломика, имеющей толщину 20 мм), или он выходит за кромку ударной поверхности малого зуба, то необходимо проверить надежно ли лежит на полочке верхнее плечо предохранителя. Для этого изогнутый конец ломика заводят за выступ замка (положение II) и нажимают на выступающую часть ломика по направлению стрелки, выталкивая замок из кармана корпуса до отказа.
Если замок неподвижен и его свободное качание действительно уменьшилось, то это означает, что предохранитель соскочил с полочки.
Когда автосцепки натянуты, и утопить замки невозможно, надежность работы механизма определяется по состоянию замкодержателя, предохранителя и полочки.
Чтобы проверить замкодержатель, ломик вводят в пространство между ударными поверхностями автосцепок, сверху или снизу в отверстие корпуса, предназначенное для восстановления сцепленного состояния ошибочно расцепленных автосцепок (положение III), и нажимают на лапу замкодержателя. Если лапа после прекращения нажатия возвратится в первоначальное положение, и будет прижиматься к ударной поверхности малого зуба смежной автосцепки, то замкодержатель исправен. В том случае, когда противовес замкодержателя отломан, лапа свободно качается и при нажатии на нее ломиком проверяющий не испытывает заметного сопротивления. Заедание замкодержателя внутри кармана корпуса, обнаруживаемое при нажатии на его лапку ломиком сверху, свидетельствует о возможном изгибе полочки для верхнего плеча предохранителя, препятствующем свободному повороту замкодержателя.
Наличие верхнего плеча предохранителя определяется ломиком, который вводят в карман корпуса через отверстие для сигнального отростка (положение IV). Прижимая ломик к замкодержателю, упирают его изогнутый конец в предохранитель и перемещают по направлению к полочке. Когда ломик отпускают, металлический звук от удара предохранителя о полочку подтверждает, что верхнее плечо предохранителя не изломано. Если ломик при перемещении не упрется в полочку, значит, она отсутствует.
8.2.4 В пунктах формирования и оборота пассажирских составов дополнительно контролируют ломиком-калибром износ элементов контура зацепления сцепленных автосцепок при растянутых вагонах. При этом зазор а к б (рисунок 8.2) проверяют утолщенной крестообразной частью ломика, имеющей контрольные размеры (22+/-0,1) мм для проверки зазора а и (25+/-0,1) мм для проверки зазора б.

См. Рисунок 8.2 - Зазоры в контурах сцепленных автосцепок, проверяемых ломиком

Если ломик проходит в соответствующий зазор, то необходимо расцепить и разъединить вагоны, полностью проверить автосцепку шаблоном N 940р, заменить негодные детали или автосцепку в сборе с механизмом.