КОНЦЕПЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ С АДАПТАЦИЕЙ К ЛОГИКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ от 08.12.2011 г. N 342

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
Вице-президент ОАО "РЖД"
С.М.Бабаев
от 08.12.2011 г. N 342

КОНЦЕПЦИЯ
ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ С АДАПТАЦИЕЙ К ЛОГИКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ


1. Общие положения

1.1. Термины и сокращения
Оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по предоставлению этого железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом заинтересованным юридическим и физическим лицам;
Перевозчик - Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить, вверенный им отправителем груз, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, уполномоченному лицу (получателю);
ЭИП - электронная информационная площадка.

1.2. Предпосылки создания электронной информационной площадки

В результате либерализации рынка грузовых железнодорожных перевозок и развития частной собственности на грузовые вагоны возникла необходимость решения следующих проблемных вопросов:
- снижение скорости доставки грузов, в том числе связанное с увеличением оборота вагонов и возросшим количеством собственников вагонов;
- увеличение транзакционных (в том числе операционных) издержек участников транспортного рынка, связанных с организацией перевозок в приватном парке;
- учащение возникновения ситуаций, когда обеспечивается погрузка "своего" груза в "свой" вагон, не используются в полной мере возможности неаффилированных собственников вагонов;
- увеличение нагрузки на инфраструктуру железнодорожного транспорта, приводящее к ограничению пропускных способностей по движению и недостаточности локомотивного парка.
Пунктом 2 Плана мероприятий по реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года предусмотрена трансформация ЭИП в торговую площадку, позволяющую грузоотправителям находить и заключать сделки на получение необходимого подвижного состава для осуществления перевозок, а операторам и собственникам подвижного состава - осуществлять поиск и получение грузовой базы.
Формализация и стандартизация бизнес-процессов, а также применение современных информационных технологий, при заключении и исполнении типовых договоров на ЭИП, позволит сократить операционные издержки операторов и оптимизировать тарифную нагрузку для грузовладельцев. Это создаст новые рыночные возможности для развития рынка услуг операторских компаний.

2. Цель, результаты и выгоды

Целью реализации публичной ЭИП является создание единого общедоступного информационного пространства, позволяющего участникам достигать следующих выгод:
- расширение доступа операторов (в том числе мелких) к грузовой базе и расширение доступа грузовладельцев/грузоотправителей к услугам операторов;
- обеспечение участников ЭИП информационным, юридическим и финансовым инструментарием для повышения эффективности транспортных услуг, предоставлению подвижного состава;
- содействие росту экономических и производственных показателей участников ЭИП;
- установление стабильности на рынке транспортных услуг;
- своевременное обеспечение на договорной основе достоверной информацией обо всех операциях/событиях, происходящих со всеми вагонами, участвующими в исполнении сделок, совершенных на информационно-торговой площадке в рамках пользования инструментами ЭИП;
- снижение времени нахождения вагонов на подъездных путях предприятий;
- оптимизация/сокращение доли порожнего пробега, индивидуализированного для каждого региона и тарифного класса (на основе анализа его детализации по регионам и тарифным классам).

3. Базовые положения по созданию ЭИП

1. ЭИП является публичным механизмом.
2. ЭИП может использовать на договорной основе данные о перевозках из информационных систем ОАО "РЖД".
3. Использование инструментов ЭИП при осуществлении операционной коммерческой деятельности является добровольным и необязательным.
4. Основной функциональностью ЭИП является реализация возможности публикации информации от грузовладельцев и операторов подвижного состава (электронная доска объявлений), такой как публикация заявок следующих типов:
- заявка перевозчика/грузовладельца к операторам о необходимости привлечения ПС для перевозки груза;
- заявка оператора к грузовладельцам о возможности предоставления ПС для осуществления перевозки груза;
- заявка перевозчика/грузовладельца к оператору/владельцу ПС о потребности в краткосрочной аренде ПС (спрос);
- заявка оператора/владельца ПС о возможности передачи ПС в краткосрочную аренду ПС.
5. Аппаратно-программный комплекс ЭИП обеспечивает соблюдение требований законодательства РФ и организационно-распорядительных документов ОАО "РЖД" по обеспечению информационной безопасности.

4. Риски реализации концепции.

Основными рисками нереализации концепции ЭИП являются:
- отсутствие мотивации у грузовладельцев и операторов использования в своей операционной деятельности инструментов ЭИП;
- отсутствие достаточного финансирования со стороны инвесторов ЭИП;
- недостаточная компетенция проектной команды - исполнителя, и внешнего консультанта - постановщика задачи, привлекаемых для реализации концепции.
Минимизировать эти риски необходимо на уровне детализации технического задания на разработку ЭИП и формулирования требований к квалификации исполнителя и внешнего консультанта.

5. Дальнейшее развитие ЭИП.

В соответствии с решениями, принятыми на совещаниях в Министерстве транспорта РФ, дальнейшее развитие ЭИП целесообразно вести на основе Технического задания к научно-исследовательской работе, по результатам которой будет приниматься решение о целесообразности дальнейшего развития ЭИП. Разработка соответствующего Технического задания и проведение научно-исследовательской работы будут включены в план НИОКР и заказаны Минтрансом России.