11. Регистрация лицензионного договора и договора об отчуждении исключительного права в уполномоченном органе

В патентных законах многих стран, а также законах, относящихся к другим объектам интеллектуальной собственности, определен обязательный порядок письменного оформления лицензионных договоров на предоставление права пользования изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, средствами индивидуализации.
Также в патентных законах большинства зарубежных стран предусматривается регистрация лицензионных договоров и договоров об отчуждении права на патент.
Регистрация лицензионных договоров может иметь обязательный и добровольный характер, однако незарегистрированные лицензионные договоры, как правило, считаются недействительными в отношении третьих лиц, предъявивших претензии за нарушение их прав в связи с данными договорами. Такой порядок действует в Австрии, Бельгии, Франции.
При регистрации лицензионных договоров контролируется их соответствие действующим в стране законодательным актам в области лицензионной торговли.
Так, в Патентном реестре Австрии регистрация проводится по письменному ходатайству одного из заинтересованных лиц или по решению суда. Вместе с ходатайством о регистрации должен быть представлен документ, на основании которого может быть проведена регистрация, содержащий существенные условия соглашения и заявление о согласии патентообладателя на регистрацию в Патентном реестре. Если документ не является официальным, он должен быть снабжен надлежащим образом удостоверенной подписью лица, распоряжающегося своим правом. Вместо подлинного документа может быть представлена надлежащим образом заверенная копия. Договоры и ходатайства при регистрации договора и ходатайства подлежат проверке по форме и по существу. В отношении третьих лиц предоставленные права действуют лишь при условии их регистрации в Патентном реестре.
В соответствии с Законом о патентах на изобретения Бельгии в Патентное ведомство должно быть сообщено о любой уступке или отчуждении, полном или частичном, заявки на патент или патента. Уступка и отчуждение заявки на патент или патента действуют в отношении Ведомства и противопоставляются третьим лицам только после внесения в хронологическом порядке сообщения о них в реестр.
Согласно кодексу интеллектуальной собственности Франции, права, вытекающие из заявки на патент или патента, могут быть переданы полностью или частично. При этом все действия, связанные с передачей или изменением в праве, вытекающем из заявки на патент или патента, должны быть в целях противопоставления их третьим лицам внесены в Национальный патентный реестр, который ведется Патентным ведомством Франции. Вместе с тем действие, связанное с передачей или изменением в правах, может иметь силу и до его внесения в реестр против сторон, которые приобрели право после даты совершения такого действия, но знали об этом действии в момент приобретения прав.
В Великобритании в Патентном ведомстве ведется реестр, в котором регистрируются сделки, юридические документы и события, затрагивающие права по патентам и заявкам, в том числе договоры о передаче права на патент или по заявке на патент, залога патента или заявки, лицензионные и сублицензионные, договоры залога лицензии или сублицензии. Формально регистрация не требуется, но любое лицо, заявляющее о приобретении патента, лицензии по нему на основании договора, иного юридического документа или события и зарегистрировавшее этот документ, считается законным владельцем прав по патенту в отличие от лица, которое обосновывает свои права более ранним договором, юридическим документом или событием, не зарегистрированными в патентном реестре (ст. 33 п. 1). Иными словами, реестр является презумпцией доказательства любых данных, регистрация которых требуется или предусматривается на основании закона о патентах. Следовательно, можно сделать вывод, что любые сделки, предметом которых являются права, вытекающие из патента, без регистрации недействительны для третьих лиц.
В ряде стран имеются другие особенности в порядке регистрации договоров об отчуждении патента и лицензионных договоров.
В Канаде договоры уступки патента и договоры о предоставлении исключительной лицензии не имеют юридической силы для последующего правопреемника, если такие договоры не зарегистрированы в Патентном ведомстве.
В США на федеральном уровне регулируются только договоры уступки патента (заявки на патент). Доказательством совершения уступки служит "удостоверение о подтверждении уступки за подписью и официальной печатью лица, уполномоченного на принятие присяги в пределах США или в иностранном государстве, дипломатического или консульского служащего США или должностного лица, правомочного принимать присягу, полномочия которого подтверждены дипломатическим или консульским служащим США, или должностного лица, назначенного зарубежным государством, которое в силу договора предоставляет аналогичную возможность назначенным должностным лицам США". При этом договоры уступки патента недействительны, "если им противостоит какой-либо последующий и не уведомленный об этих действиях покупатель или залогодержатель..., кроме случаев, когда эти действия зарегистрированы в Ведомстве по патентам и товарным знакам...". Сходное правовое регулирование договоров уступки патента, исключительной лицензии и залога патента предусмотрено в Республике Корея.
Так, упомянутые договоры влекут юридические последствия только при их регистрации в Патентном ведомстве. Кроме того, в Японии решен вопрос о регистрации простых (неисключительных) лицензий. Закон не требует обязательной регистрации простой лицензии в Патентном ведомстве, однако она желательна для обеспечения прав владельца лицензии.
Целью регистрации неисключительной лицензии является защита лицензиата от последующих правопреемников или от обладателя исключительной лицензии. Если неисключительная лицензия зарегистрирована, то она действует и в отношении лица, приобретшего патент или основанное на патенте исключительное право использовать изобретение.
Вместе с тем опыт некоторых стран свидетельствует об отсутствии системы государственной регистрации передачи объектов интеллектуальной собственности. Так, например, в ФРГ предусмотрена возможность уступки патента и заключения лицензионных договоров. Однако Патентное ведомство ФРГ не регистрирует такие договоры. Более того, Патентный закон ФРГ не содержит положений относительно их формы и содержания. Как указывают немецкие авторы, по-прежнему правовая природа лицензионных договоров определяется судебной практикой и доктриной.
Иная ситуация с регистрацией договоров о передаче права на охраняемые объекты интеллектуальной собственности сложилась в странах СНГ.
Общей нормой для законодательств государств СНГ является обязательная регистрация указанных договоров, вступающих в силу с даты регистрации. Отсутствие факта регистрации влечет недействительность договоров либо в отношении всех лиц, в том числе сторон договора (законодательства большинства стран СНГ), либо в отношении третьих лиц (законодательства Украины, Молдавии - в отношении полезных моделей и промышленных образцов).
Обязательный порядок регистрации лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительных прав действует и в России.