ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА (часть 5 - ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. В соответствии с Положением об Управлении охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" от 25.05.2009 г. N 57, утвержденным Президентом ОАО "РЖД" В.И.Якуниным, Управление охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" организует работу по охране окружающей среды, координирует и контролирует выполнение программы по охране окружающей среды в ОАО "РЖД".
4.2. Управление пути и сооружений Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО РЖД, Служба механизации Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", Служба диагностики Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", главные инженеры служб пути железных дорог - филиалов ОАО "РЖД", главные инженеры дистанций пути (ПЧ), путевых дорожных мастерских (ПДМ), дистанций защитных лесонасаждений (ПЧЛ), центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (ДИЦДМ), механизированных дистанций пути (ПЧМ), дирекций по эксплуатации и ремонту путевых машин (ДПМ), путевых машинных станций (ПМС), специализированных путевых машинных станций (СПМС), дистанций искусственных сооружений (ПЧ ИССО), хозяйственная и иная деятельность которых оказывает техногенное воздействие на окружающую среду, организуют природоохранную работу и контролируют выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с Положением об Управлении природоохранной деятельностью в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги", утвержденным Президентом ОАО "РЖД" В.И. Якуниным от 2 декабря 2007 г. N 1480 [100].
Для всех видов деятельности филиалам и структурным подразделениям ОАО "Российские железные дороги" необходимо руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области экологической безопасности, а также положениями Экологической стратегии ОАО "РЖД (2009 г) [99] и внутренними документами ОАО "РЖД".
4.2.1. Экологическая стратегия ОАО "РЖД" указывает цели и направления деятельности по обеспечению экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования в филиалах, структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах ОАО "РЖД", механизмы и этапы их реализации, а также распределение ответственности между различными уровнями природоохранного управления компании.
4.2.2. Структурные подразделения (ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ПЧМ, ПМС, ДПМ, СПМС, ПЧ ИССО), осуществляющие эксплуатацию и обслуживание оборудования, должны соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды.
4.2.3. Нарушение требований природоохранного законодательства, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения, влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной деятельности структурного подразделения при невозможности устранения природоохранных нарушений (по решению суда). Должностные лица ПЧ, ПЧЛ, ПДМ, ДИЦДМ, ПЧМ, ПМС, СПМС, ДПМ, ПЧ ИССО (начальники цехов, мастера, бригадиры), виновные в нарушении природоохранного законодательства, несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 246, 247, 250, 251, 254, 255, 260, 261 Уголовного кодекса Российской Федерации; главы 8, 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - далее КоАП РФ) [19]. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
4.2.4. Компенсация причиненного вреда осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекулътивационных и иных восстановительных работ.
4.2.5. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении, а также перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, приведен в главе 28 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации [17]. Порядок возбуждения уголовного дела приведен в VII разделе Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Выписки из нормативных документов, отражающих требования природоохранного законодательства, представлены в разделе 19 и Приложении N 1 настоящей Инструкции.
4.2.6. Иски о компенсации вреда нанесенного окружающей среде, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, могут предъявляться в течение двадцати лет.
4.3. Природоохранную работу в структурных подразделениях, взаимодействие с территориальными природоохранными и надзорными органами должны организовать главные инженеры в соответствии с "Положением о главном инженере".
4.4. Порядок организации природоохранной деятельности и производственного экологического контроля в ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ПЧМ, ПМС, ДПМ, СПМС, ПЧ ИССО должен регулироваться соответствующими положениями, согласованными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования [26];
4.5. В структурном подразделении должен быть ответственный за природоохранную деятельность, назначаемый приказом руководителя, находящийся в непосредственном подчинении главного инженера подразделения. Пример приказа о назначении ответственных лиц за природоохранную деятельность приведен в Приложении N 2 настоящей Инструкции. Не допускается назначать работника ответственным за природоохранную деятельность, не имеющего необходимой экологической подготовки.
4.6. Согласно статье 73 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (редакция от 18 июля 2011 г.) "Об охране окружающей среды" [11] и статье 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (редакция от 19 июля 2011 г.) "Об отходах производства и потребления" [8] руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2007 г. N 793 "О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности" [101], повышение квалификации руководителей и специалистов производится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью не реже 1 раза в пять лет на основании утвержденных Министерством образования и науки профессиональных образовательных программ, в т.ч.:
"Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления" (72 ч);
"Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами" (112 ч).
4.7. Ответственный за природоохранную деятельность должен разработать и утвердить у главного инженера план мероприятий по природоохранной деятельности предприятия текущего года и на перспективу с учетом рекомендаций по достижению нормативов выбросов, сбросов и размещению отходов. Ответственность за реализацию настоящего плана лежит на главном инженере.
4.8. Начальник ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ДИЦДМ, ПЧМ, ПМС, ДПМ, СПМС, ПЧ ИССО обязан предоставлять возможность проведения представителям районных контролирующих органов Росприроднадзора необходимых осмотров и замеров для оценки эффективности проводимых природоохранных мероприятий.
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), а также невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица) государственного надзора об устранении нарушений законодательства - влечет к привлечению юридического лица к административной ответственности в виде штрафа (глава 19 КоАП РФ).
4.9. В случае выброса (сброса) загрязняющих веществ в воздух, воду или почву, происшедшего в результате аварии или иных обстоятельств начальник ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ПЧМ, ПМС, ДПМ, СПМС, ПЧ ИССО обязан немедленно принять меры по ликвидации последствий и известить об этом местные органы исполнительной власти и районные органы МЧС России.
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 237 УК РФ).
4.10. Уровень шума, создаваемого структурным подразделением, должен соответствовать требованиям, изложенным в СП 2.2.1.1312-03. "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий" [67] и СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" [68].