ИНСТРУКЦИЯ ПО ОЦЕНКЕ ДЕФОРМАЦИЙ ОСНОВНОЙ ПЛОЩАДКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА (часть 5)

4.9 Возникновение пучин, при которых неравномерность морозного пучения превышает установленные нормы, вызывается следующими причинами:
- неоднородностью состава и сложения грунтов по простиранию и по глубине;
- неравномерностью увлажнения грунтов за счет перераспределения инфильтрующейся атмосферной влаги в местах балластных углублений либо за счет локальных источников грунтовых вод;
- неравномерностью промерзания грунтов земляного полотна и основания в местах инженерных сооружений (пересекающих трубопроводов, водопропускных труб, пассажирских платформ и т.п.) и из-за неодинаковой толщины снежного покрова.
Эти причины могут возникать порознь или совместно.
4.10 К особому виду относят наледные пучины, которые возникают при наличии напорного потока грунтовых вод. Наледные пучины характеризуются большой высотой, которая может составлять 100 мм и более.
4.11 Наиболее часто пучению и просадкам подвержены участки железнодорожного пути со следующими типами земляного полотна:
выемки, нулевые места и насыпи высотой до 2 м при залегании в пределах зоны промерзания пучинистых грунтов;
выемки и нулевые места в скальных легковыветривающихся породах при избыточном увлажнении или близком залегании грунтовых вод;
концевые участки выемок;
полунасыпи и полувыемки, основания, которых сложены пучинистыми грунтами;
насыпи высотой более 2 м, сложенных глинистыми грунтами;
насыпи на участках водопропускных труб и подходов к мостам, отсыпанных глинистыми грунтами
земляное полотно на пересечении трубопроводов, изменяющих температурный режим грунтов;
земляное полотно на косогорах или у их подошвы при наличии в пределах зоны промерзания потока грунтовых вод.
4.12 Деформации основной площадки в виде балластных углублений и пучинных деформаций по влиянию их на безопасность движения относятся к деформациям, вызывающим постепенные отказы и при своевременном их обнаружении, не приводящие к опасным ситуациям.
Исключение составляют балластные углубления в виде лож, мешков и гнезд, приходящиеся на высокие насыпи (высотой более 6 м), и пучины высотой более 50 мм, а также наледные пучины.
На потенциально-опасных насыпях (высотой более 6 м) балластные углубления могут явиться причиной сплыва откосов, приводящих к полным и внезапным отказам земляного полотна.
Пучины с высотой более 50 мм для скоростей движения поездов до 100 км/ч и более 25 мм для скоростей выше 100 км/ч, а также наледные пучины, характеризуются высокой скоростью их протекания, что также может приводить к опасным ситуациям.
Данные деформации должны классифицироваться, как опасные и их выявлению и диагностике должно быть уделено первостепенное внимание.
4.13 Выявленные деформации основной площадки, приводящие к по степенным отказам, паспортизируются и включаются в перечень деформирующихся мест, подлежащих устранению при очередных работах по реконструкции или капитальном ремонте пути.
Решение об устранении опасных деформаций должно приниматься во внеплановом порядке, не дожидаясь сроков очередных ремонтов.