РАЗДЕЛ 4. О правах руководителей хозяйствующих субъектов ОАО "РЖД" по реализации Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора (часть 6)

4.5. Права юридического лица (его представителя) при рассмотрении дел об административном правонарушении - административное приостановление деятельности

4.5.1. На защиту прав юридических лиц направлены положения Закона при определении должностными лицами органов госнадзора мер реагирования по фактам выявленных нарушений, которые должны учитывать:
- их соответствие тяжести нарушений, потенциальной опасности для жизни и (или) здоровья граждан, нанесения вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или возникновения угрозы причинения такого вреда;
- возможность применения временного запрета деятельности объекта только в исключительных случаях (статья 27.16 КоАП РФ);
- своевременность принятия мер по устранению допущенных нарушений после возбуждения дела об административном правонарушении; (например, руководителем организации незамедлительно приняты меры к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, восстановлению ограждения опасных зон, устранения нарушения габарита приближения строений, нарушения на опасном производственном объекте и др.).
При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, выраженном например, в необеспечении безопасности движения или безопасности пассажиров и др. (часть 2 статьи 32.12 КоАП РФ).
4.5.2. При ходатайстве юридического лица судья, должностное лицо органа госнадзора, назначившее административное наказание в виде административного приостановления деятельности, досрочно могут прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие для его назначения (часть 3 статьи 3.12 КоАП РФ).
КоАП РФ установлены следующие права юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении:
а) присутствие законного представителя при составлении протокола об административном правонарушении, с представлением привлекаемому к ответственности лицу возможности реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой, с разъяснением прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, о чем делается запись в упомянутом протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ);
б) предоставление возможности представителю юридического лица ознакомления с протоколом, дать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к документу и получение разъяснения о порядке обжалования действий представителя юридического лица (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ);
в) в случае неявки представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен: в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие, а копия протокола направляется юридическому лицу в течение трех дней со дня составления протокола (часть 41 статьи 28.2 КоАП РФ);
г) при рассмотрении наказания административное приостановление деятельности должен решаться вопрос о мероприятиях, необходимых для его исполнения (часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ);
д) руководители хозяйствующих субъектов могут ходатайствовать о прекращении административного приостановления деятельности, если устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, и имеют право участвовать при рассмотрении ходатайства судом или должностным лицом органа госнадзора, представляя необходимые документы (часть 3 статьи 3.12, статьи 32.12 КоАП РФ);
е) решение об удовлетворении ходатайства рассматривается в пятидневный срок со дня его поступления. При этом судья (должностное лицо органа госнадзора) обязан запросить заключение должностного лица, составлявшего протокол, свидетельствующее об устранении или не устранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.
Решение об удовлетворении ходатайства и прекращении исполнения административного наказания, либо отказе в удовлетворении ходатайства может приниматься судом (должностным лицом органа госнадзора) без заключения должностного лица, составившего протокол, оцениваться по установленным правилам, с указанием даты возобновления деятельности приостановленного объекта (часть 4 статьи 32.12 КоАП РФ).
4.5.3. Порядок обжалования постановления о назначении административного наказания представителями юридического лица (статья 25.4 и часть 1 статьи 30.1 КоАП РФ):
а) вынесенное судьей, с обжалованием в вышестоящий суд;
б) вынесенное должностным лицом органа Ростехнадзора - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
в) в случае если жалоба поступила в суд и в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), жалобу рассматривает суд.
Жалобы на постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются. При этом жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день подачи жалобы (части 5 и 6 статьи 30.2 КоАП РФ).
Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд (часть 4 статьи 30.5 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об его отмене или прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 и 30.7 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ (часть 2 статьи 27.1 КоАП РФ).