РАЗДЕЛ 5. Оформление результатов проверок (часть 5)

5.4. О действиях должностных лиц органов госнадзора при возбуждении дел об административном правонарушении - административном приостановлении деятельности

5.4.1. Должностные лица органов госнадзора при проведении проверки обязаны в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ при выявлении нарушений законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта, его филиала, представительства, структурного подразделения, эксплуатации принадлежащих ему зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), или если такой вред причинен, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности объекта (27.16 КоАП РФ). При этом учитывать требования статей 18, 21 - 24 Федерального закона N 294-ФЗ, которыми предоставлены широкие полномочия юридическим лицам на защиту своих прав при осуществлении государственного контроля (надзора), в том числе и на возмещение вреда, причиненного неправомерными действиями.
5.4.2. Административному наказанию - административное приостановление деятельности может быть подвергнуто юридическое лицо, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статьи 2.1 и 3.2 КоАП РФ).
Под таковым понимается временное прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, а также эксплуатация агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятельности (работ), оказание услуг. Часть 1 статьи 3.12 КоАП РФ устанавливает основания, при которых может применяться названный вид административного наказания:
- угроза жизни или здоровью людей;
- возникновение эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
- наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы;
- причинение существенного вреда состоянию окружающей среды;
- нарушения порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности;
- нарушение в области градостроительной деятельности;
Максимальный срок административного приостановления деятельности не должен превышать 90 суток (часть 2 статьи 3.12 КоАП РФ).
5.4.3. Органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях - административном приостановлении деятельности:
а) суды, если менее строгий вид административного наказания (предупреждение, административный штраф) не может обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ);
б) должностные лица, осуществляющие надзор в сфере промышленной безопасности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ (при установлении грубого нарушения требований промышленной безопасности), в соответствии с требованиями пунктов 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ.
Иные должностные лица органов госнадзора (Ростехнадзор при установлении нарушения, не относящегося к грубому нарушению, Роспотребнадзор, Гострудинспекция и др.), не могут рассматривать дела по административному приостановлению деятельности. При этом им предоставлены полномочия только по возбуждению дела об административном правонарушении - административное приостановление деятельности, с последующим составлением протокола об административном правонарушении и протокола о временном запрете деятельности объекта и направлением их с необходимыми материалами в суд, для дальнейшего рассмотрения дела.