РАЗДЕЛ 5. Оформление результатов проверок (часть 6)

5.4.4. Только при установлении грубого нарушения требований промышленной безопасности имеют право руководитель федерального органа исполнительной власти (его заместители) и (или) руководители территориальных органов (их заместители) (части 2 и 3 статьи 23.31 КоАП РФ) рассматривать дела за административные правонарушения в виде административного приостановления деятельности от имени органов, госнадзора в сфере промышленной безопасности. Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни и здоровью людей (статья 9.1 КоАП РФ).
5.4.5. Должностные лица органов госнадзора, уполномоченные статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении" при возбуждении дела об административном правонарушении - административное приостановление деятельности, в соответствии с положениями статьи 17 Закона и статьи 27.16 КоАП РФ при выявлении непосредственной угрозы причинения вреда и для принятия мер его предотвращения, требующие временного запрета деятельности обязаны:
а) при выявлении любого административного правонарушения возбудить дело об административном правонарушении и немедленно составить протокол, который будет направляться со всеми материалами в суд для рассмотрения дела по административному приостановлению деятельности (часть 1 статьи 28.2 и часть 4 статьи 28.8 КоАП РФ). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления правонарушения, а в случае проведения административного расследования после его окончания в установленные сроки (части 2 и 3 статьи 28.5 КоАП РФ);
б) принять меры к кратковременному запрету деятельности объекта, предупреждая угрозу причинения вреда. Под "кратковременностью" в данном случае понимается "срок до рассмотрения дела об административном правонарушении судом или должностными лицами, указанными в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ. Указанная мера применяется, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности и только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения угрозы причинения вреда, если предупреждение названного нарушения другими способами невозможно (часть 1 статьи 27.16 КоАП РФ);
в) после составления протокола об административном правонарушении, оформить протокол о временном запрете деятельности, который также направляется в суд (должностному лицу, правомочному рассматривать дело) для рассмотрения дела об административном правонарушении в виде административного приостановления деятельности вместе со всеми материалами, проходящими по делу. В суд направляются для рассмотрения дела два протокола, после их составления - протокол о возбуждении дела об административном правонарушении и протокол о временном запрете деятельности объекта;
г) в протоколе о временном запрете деятельности, который подписывается составившим его должностным лицом и законным представителем юридического лица, указывается:
- дата и место составления протокола;
- ФИО должностного лица, составившего протокол;
- сведения о юридическом лице, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении и объекте юридического лица, подвергшемуся временному запрету деятельности;
- время фактического прекращения деятельности объекта;
- объяснения законного представителя юридического лица.
Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности объекта, а копия протокола вручается под роспись законному представителю юридического лица;
д) при временном запрете деятельности должностным лицом, составившим протокол, производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению должностным лицом юридического лица или законным представителем юридического лица указанных в настоящем протоколе мероприятий, необходимых для временного запрета деятельности (часть 6 статьи 27.16 КоАП РФ);
е) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности должно быть рассмотрено не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности объекта. При этом срок временного запрета деятельности объекта засчитывается в срок административного приостановления деятельности (часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ);
ж) постановление суда (должностного лица, правомочного рассматривать дело об административном приостановлении деятельности) исполняется немедленно после его вынесения с участием судебного пристава - исполнителя, который может производить наложение пломб, опечатывать помещения, места хранения товаров, иных материальных ценностей, применять другие меры по реализации мероприятий, указанных в решении суда (статья 32.12 КоАП РФ).
По истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным на основании статьи 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и применены меры обеспечения производства по делу (часть 5 статьи 32.12 КоАП РФ).
5.4.6. Доказательствами по делу об административном правонарушении могут служить следующие документы (материалы):
- акт проверки и распоряжение о проведении проверки;
- заключения проведенных технических расчетов и экспертиз;
- объяснения должностных лиц (очевидцев);
- нормативные правовые акты (локальные акты);
- поступившие в орган госнадзора обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ, др. документы, связанные с результатами проверки (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ).
Аналогичным порядком должны действовать должностные лица Ростехнадзора при установлении грубого нарушения требований промышленной безопасности. При этом они обязаны представить в установленных случаях (пункты 1 и 4 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ) должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении - административном приостановлении деятельности, вместе с протоколом об административном правонарушении и протоколом о временном запрете деятельности, доказательства по делу.
На основании представленных материалов уполномоченное должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела (статьи 26.2 и 28.8 КоАП РФ).