ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

УТВЕРЖДАЮ
Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов
10 июня 2011 г. N 143

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПОЭТАПНОГО ПЕРЕХОДА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ НА 2011-2015 ГГ.

Аннотация

"Комплексная программа поэтапного перехода на организацию движения грузовых поездов по расписанию на 2011-2015 гг." (далее - Комплексная программа) разработана в соответствии с:
решением Правления ОАО "РЖД" от 22-23 декабря 2010 г. (протокол N 51, п. 3.4);
решением Научно-технического совета ОАО "РЖД" от 26 ноября 2010 г. (протокол N 10, п. 3);
поручением N П-ВМ-77 от 12.05.2011г. п. 3 о Создании новой технологии единой интегрированной системы управления перевозочным процессом.
Комплексная программа содержит:
полигоны, сроки и формы внедрения технологии управления движением грузовых поездов по расписанию;
набор мероприятий, обеспечивающих внедрение и функционирование технологии управления движением грузовых поездов по расписанию на полигонах сети ОАО "РЖД";
порядок мониторинга выполнения и актуализации Комплексной программы.

 

1. ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ПОЛИГОНОВ И ЭТАПНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ

1.1. Технология управления движением грузовых поездов по расписанию на сети ОАО "РЖД" должна предусматривать основные очереди развития, имеющие следующие основные цели:
1) снижение расходов ОАО "РЖД" (в первую очередь - за счет улучшения использования тягово-энергетических ресурсов) при организации движения по согласованным ниткам графика грузовых поездов, включая:
маршруты, обеспеченные ежесуточной погрузкой;
сквозные и участковые поезда, ежедневно формируемые на сортировочных и участковых станциях;
поезда из порожних вагонов, отправляемые ежесуточно по установленным направлениям к пунктам массовой погрузки.
2) повышение доходов ОАО "РЖД" при создании и внедрения нового транспортного продукта грузовой перевозки по расписанию;
3) в перспективе, учитывая целевую модель рынка грузовых перевозок - создание технологии взаимодействия инфраструктуры общего пользования с локальными перевозчиками на основе согласованных ниток графика движения.
1.2. Для первой очереди развития должны устанавливаться этапы внедрения на основе анализа структуры и устойчивости поездопотоков, оценки экономической эффективности.
В качестве первоочередных объектов могут быть установлены:
- направления пропуска технологических маршрутов, ускоренных, тяжеловесных и длинносоставных поездов, с целью улучшения увязки работы станций и участков по их продвижению;
- направления продвижения маршрутов из порожних вагонов с целью повышения устойчивости питания погрузочными ресурсами районов массовой погрузки;
- направления, примыкающие к пограничным переходам, морским портам и другим объектам, лимитирующим продвижение потоков, с целью выравнивания ритма поездной работы;
- участки с малоинтенсивным движением, где устанавливаются регламентированные перерывы или односменная работа раздельных пунктов.
1.3. В целях снижения неблагоприятных последствий внедрение организации движения грузовых поездов по расписанию целесообразно начинать либо со станций, к которым примыкают участки с относительно стабильными поездопотоками и на которых имеется достаточный резерв путевого развития, либо с малодеятельных и тупиковых участков. Полигоны (направления) внедрения организации движения грузовых поездов по расписанию следует ограничивать станциями оборота локомотивов, станциями с большой долей перерабатываемого вагонопотока.
1.4. Выбор полигонов первоначального внедрения организации движения грузовых поездов по расписанию должен производиться с учетом следующих факторов:
- степени неравномерности поездопотоков (месячной, суточной, внутрисуточной);
- степени использования приемо-отправочных путей, особенно на буферных станциях;
- загрузки технических станций, степени использования пропускной способности участков, эффективности использования поездных локомотивов и локомотивных бригад;
- организованности взаимодействия на грузовых, пограничных станциях железнодорожного транспорта общего пользования с грузополучателями, грузоотправителями, с железнодорожным транспортом других стран, с другими видами транспорта;
- возможностей управления поездообразованием, обеспечивающего подготовку составов на согласованные нитки графика;
- возможностей реализации календарно-маршрутного отправления вагонов;
- имеющегося опыта применения твердого графика движения грузовых поездов или его элементов.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ПОЛИГОНОВ И СРОКОВ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ

2.1. Исходя из принципов, указанных в разделе 1, Комплексная программа предусматривает внедрение технологии управления движением грузовых поездов по расписанию в следующих формах (рисунок 2.1).


┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│                Внедрение технологии управления движением грузовых поездов по расписанию                 │
└──────┬─────────────────┬──────────────────┬────────────────┬──────────────────┬──────────────────┬──────┘
│                 │                  │                │                  │                  │
V                 V                  V                V                  V                  V
┌──────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────────┐ ┌──────────────┐
│   Грузовое   │ │               │ │               │ │              │ │      Поезда      │ │              │
│ движение по  │ │               │ │Технологические│ │  Ускоренные  │ │   (технические   │ │              │
│    ниткам    │ │   Групповые   │ │   маршруты    │ │   грузовые   │ │    маршруты)     │ │   Сборные,   │
│ нормативного │ │   поезда по   │ │   массовых    │ │  поезда по   │ │   регулярного    │ │  вывозные и  │
│  графика с   │ │ согласованным │ │   грузов по   │ │ специализи-  │ │ обращения между  │ │ передаточные │
│  выделением  │ │  расписаниям  │ │ согласованным │ │   рованным   │ │   крупнейшими    │ │    поезда    │
│ ядра поездов │ │               │ │  расписаниям  │ │ расписаниям  │ │  промышленными   │ │              │
│              │ │               │ │               │ │              │ │     центрами     │ │              │
└──────┬───────┘ └───────┬───────┘ └────────┬──────┘ └───────┬──────┘ └─────────┬────────┘ └───────┬──────┘
│                 │                  │                │                  │                  │
V                 V                  V                V                  V                  V
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Грузовое движение по ниткам нормативного графика с постоянными (в течение декады или месяца) размерами  │
│                                        движения грузовых поездов                                        │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 2.1 - Формы внедрения технологии управления движением грузовых поездов по расписанию

1) Организация грузового движения по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов. (В этом случае колебания вагонопотоков в течение месяца и суток погашаются за счет колебаний размеров движения. В этом варианте твердый график оборота локомотивов охватывает, как правило, не более 60 - 70 % общих размеров грузового движения за месяц. Остальные 30 - 40 % поездов назначаются оперативно в рамках сменно-суточного планирования поездной работы и пропускаются по расписаниям, не включенным в график оборота локомотивов).
2) Организация обращения групповых поездов по согласованным расписаниям.
3) Организация обращения технологических маршрутов массовых грузов по согласованным расписаниям.
4) Организация формирования и пропуска ускоренных грузовых поездов по специализированным расписаниям.
5) Назначение технических маршрутов регулярного обращения между крупнейшими городами и промышленными центрами. (Технический маршрут регулярного обращения - это грузовой поезд, обращающийся по установленным ниткам графика между выделенными станциями формирования и расформирования, обеспечивающий гарантированную доставку повагонных отправок к определенному сроку).
6) Организация грузового движения по ниткам нормативного графика с постоянными (в течение декады или месяца) размерами движения грузовых поездов. В этом случае колебания вагонопотоков в течение месяца и суток погашаются за счет экономически обоснованных гибких норм веса и длины грузовых поездов. При этом твердый график оборота локомотивов охватывает, как правило, 85 - 90 % и более от общих размеров грузового движения за месяц. При резком увеличении вагонопотока в отдельные сутки оперативно в рамках сменно-суточного планирования поездной работы назначаются дополнительные поезда, которые пропускаются по расписаниям, не включенным в график оборота локомотивов.
7) Сборные, вывозные и передаточные поезда.
2.2. В таблице 2.1 представлены полигоны и сроки внедрения технологии управления движением грузовых поездов по расписанию.

Таблица 2.1 - Полигоны и сроки внедрения технологии управления движением грузовых поездов по расписанию


  Год 
внедре-
ния 

  Направления и 
участки    

  Категории 
поездов*  

Назначения
поездов**

  Обеспечение 
локомотивами и
бригадами*** 

 Обеспечение 
составом****

 Периодичность
курсирования
поездов   

     1. Организация грузового движения по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов 

2011 

Инская - Входная 
- Челябинск,     
Алтайская -      
Входная, Курган -
Екатеринбург     

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2012 

Люблино -        
Ожерелье,        
Бекасово,        
М.Киевская -     
Бекасово         

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2012 

Входная - Войновка
- Екатеринбург - 
Дружинине, Инская
- Мариинск -     
Карымская        

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Орехово-Зуево -  
Бекасово -Брянск 
- Зерново        

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Карымская -      
Забайкальск,     
Карымская -      
Владивосток -    
Находка-Восточная

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2012 

Междуреченск -   
Тайшет - Таксимо 

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Екатеринбург -   
Лянгасово-Лоста, 
Орехово-Зуево,   
Арзамас          

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Челябинск -      
Пенза3,          
Октябрьск -      
Рыбное - Перово  

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2014 

Пенза3 - Валуйки 
- Стойленская,   
Стойленская - Елец
- Казинка -      
Кочетовка -      
Ртищево - Анисовка

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2014 

Сызрань -        
Анисовка -       
им.М.Горького -  
Краснодар -      
Новороссийск     

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2015 

Дружинине -      
Вековка - Орехово-
Зуево - Лоста -  
Бело-морск -     
Мурманск,        
Лосиноостровская -
Александров,     
Перово - Вековка,
Люблино - Вековка

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2015 

Лоста -          
Бусловская,      
Лужская          

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2015 

Орехово-Зуево -  
Кочетовка -Батайск
- Новороссийск,  
Им.М.Горького -  
Лихая - Гуково,  
Успенская        

все         

все       

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

          2. Организация обращения групповых поездов по согласованным расписаниям               

2012 

Москва - Санкт-  
Петербург -Великие
Луки - Смоленск- 
Сорт.            

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2012 

Орехово-Зуево -  
Нижний Новгород- 
Сорт. - Муром    

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Обозерская -     
Сольвычегодск    

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2013 

Инта 1 -         
Сольвычегодск    

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2013 

Ульяновск-Центр.,
Агрыз -Дема      

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2013 

Хабаровск-2 -    
Уссурийск --     
Находка-Вост     

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2013 

Люблино - Орел - 
Курск -Старый    
Оскол             

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2014 

Астрахань -      
Анисовка, Кинель 

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2014 

 Пермь-Сорт. -   
Чусовская -     
Смычка          

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2014 

   Сызрань -     
Анисовка      

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

 ежедневно   

2014 

Рузаевка - Юдино 

 

выделенные
расчет)   

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2015 

Казинка, Лиски - 
им. Максима      
Горького         

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
расчет)   

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

2015 

Новокузнецк-Вост.
- Саянская, Тайшет

сборно-     
участковые, 
участково-  
групповые   

выделенные
(расчет)  

локомотивы РЖД
в общей увязке

   поездо-   
образование на
сортировочных
станциях  

ежедневно    

3. Организация обращения технологических маршрутов массовых грузов по согласованным расписаниям 

2011 
-2013

Северо-Кавказская
ж.д., полигон    
доставки         
олимпийских грузов
(Ханская,        
Лабинская, Анд-  
реедмитриевка,   
Курганная -      
Веселое,         
Мостовская - Сочи)

выделенные  

выделенные

локомотивы РЖД
в отдельной   
увязке        

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

По запросам      
операторов       
собственных      
поездных         
формирований,    
операторов       
подвижного состава

выделенные  

выделенные

собственные   
(арендованные)
локомотивы    

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Кириши- Автово-э,
Мууга            

отпр. маршрут

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Ковдор, Оленегорск
- Череповец2,    
Костомукша - Кошта

отпр. маршрут

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Зелецино -       
Высоцк_Эксп      

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Новоярославская -
Мууга            

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Новолипецк -     
Новороссийск_Э   

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Стойленская -    
Чугун 2          

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Березники_Ср -   
Автово_Эксп      

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Осенцы -         
Высоцк_Эксп      

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Экибастуз -      
Малорефтинская   

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2013

Кия-Шалтырь-     
Ачинск2          

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Зуй-Хабаровск 1  

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2013

Коршуниха_Анг -  
Рудногорск       

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы  РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Суховская -      
Крабовая_Эксп    

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы  РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Сковородино-     
Хмыловский       

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы  РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

Шахтерская-      
Хабаровск2       

отпр.       
маршрут     

выделенные

локомотивы  РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

2011 
-2015

По запросам      
операторов       
подвижного       
состава          

выделенные  

груженые и
порожние  
маршруты  

локомотивы  РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки,  
кольцевые  
маршруты  

ежедневно или
календарное  
расписание   

4. Организация формирования и пропуска ускоренных грузовых поездов по специализированным        
расписаниям                                                                                     

2011 
-2015

по запросам      
операторов       
подвижного состава
и экспедиторских 
организаций      

ускоренные  

 

 локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование
погрузки  

календарное  
расписание   

5. Назначение технических маршрутов регулярного обращения между крупнейшими городами и           
промышленными центрами                                                                          

2014 

Санкт-Петербург -
Москва, Нижний   
Новгород, Пермь, 
Екатеринбург     

технический 
маршрут     

выделенные
(расчет)  

 локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование 
погрузки   

календарное  
расписание   

2015 

Пермь -          
Екатеринбург -   
Челябинск - Омск -
Новосибирск      

 

выделенные
(расчет)  

 локомотивы РЖД
в общей увязке

календарное и
почасовое  
планирование 
погрузки   

календарное  
расписание   

 6. Организация грузового движения по ниткам нормативного графика с постоянными (в течение декады
или месяца) размерами движения грузовых поездов                                                 

с 2015

 

 

 

 

 

 

*Переход к гибким нормам веса и длины составов производится для поездов из немаршрутизированных вагонов, по определенным перечням поездных назначений, курсирующих в границах выделенных полигонов сети. При этом выбираются полигоны, где достигнуты положительные результаты в грузовом движении по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов, где эффект от ускорения пропуска поездов и от устранения неграфиковых остановок перекроет возможные потери от снижения веса поезда.

3. НОРМАТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ

3.1. Нормативно-технологическое и методическое обеспечение включает в себя следующие мероприятия (таблица 3.1).

Таблица 3.1 - Мероприятия по нормативно-технологическому и методическому обеспечению


Наименование мероприятий      

    Срок   

 Ответственный 

1. Разработка "Комплексной          
интегрированной технологии управления
движением грузовых поездов по        
расписанию"                         

09.2011    

ОАО "НИИАС"    

2. Утверждение и ввод в действие    
"Комплексной интегрированной        
технологии управления движением     
грузовых поездов по расписанию"     

11.2011    

ЦД,            
ОАО "НИИАС"    

3. Разработка комплекта методик,    
необходимых для реализации технологии

06.2012    

ОАО "НИИАС"    

4. Утверждение и ввод в действие    
комплекта методик, необходимых для  
реализации технологии               

06.2012    

ЦД,            
ОАО "НИИАС"    

5. Технологическая подготовка       
полигонов внедрения, включая выбор  
рационального варианта из типовых   
модулей, их привязку к местным      
условиям, разработку местных        
инструкций                           

2012-2015  

ЦД,            
ОАО "НИИАС"    

6. Регламентация новой технологии в 
Технологических процессах           
диспетчерских центров управления    
перевозками                         

2012-2015  

ЦД             

3.2. "Комплексная интегрированная технология управления движением грузовых поездов по расписанию" должна иметь содержание, представленное в таблице 3.2.
Типовые (продуктовые) модули, входящие в данную технологию (рисунок 3.1), следует:
- настраивать и адаптировать к особенностям конкретных полигонов внедрения;
- объединять в разных сочетаниях в зависимости от структуры и динамики транспортных потоков;
- включать в технологические процессы Диспетчерских центров управления перевозками на региональном и сетевом уровнях;
- применять при создании сквозных мультимодальных транспортных продуктов на основе календарного и скользящего планирования.
См. рисунок 3.1

Таблица 3.2 - Содержание "Комплексной интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию"

    ЧАСТЬ 1. Типовая    
технология организации 
грузового движения по 
расписанию на полигонах
железнодорожной сети  

      ЧАСТЬ 2. Типовые    
технологические модули 
организации грузового  
движения по расписанию 
для различных категорий 
транспортных потоков  

 ЧАСТЬ 3. Рекомендации 
по разработке и    
внедрению технологии 
управления движением 
грузовых поездов по  
расписанию на     
полигонах сети ОАО  
"РЖД"         

- Основные положения    
- Разработка плана      
формирования и       
графика движения     
грузовых поездов     
- Организация работы    
локомотивов и        
локомотивных бригад  
грузового движения   
- Организация поездной  
работы на            
планируемый месяц    
- Оперативное           
планирование поездной
и грузовой работы    
- Диспетчерское         
руководство          
эксплуатационной     
работой              
- Контроль и анализ     
технологии           
управлением движения 
грузовых поездов по  
расписанию           

- Организация             
вагонопотоков в        
групповые поезда,      
обращающиеся по        
расписанию             
- Согласованный подвод    
грузовых поездов по    
расписанию к           
грузоперевалочным      
комплексам             
- Согласованный подвод    
вагонопотоков к        
техническим станциям   
для организации        
движения грузовых      
поездов по расписанию  
- Организация и           
продвижение порожних   
вагонопотоков в        
грузовых поездах по    
расписанию             
- Организация и           
продвижение            
тяжеловесных и         
длинносоставных        
грузовых поездов по    
расписанию             
- Организация и           
продвижение кольцевых и
технологических        
маршрутов по расписанию
- Организация и           
продвижение ускоренных 
грузовых поездов по    
расписанию             
- Ресурсосберегающая      
технология управления  
малодеятельными линиями

- Рекомендации к       
составлению          
технологических      
процессов            
Диспетчерских        
центров управления   
перевозками          
- Рекомендации к       
составлению плана    
формирования и       
графика движения     
поездов              
- Рекомендации к       
составлению          
организационно-      
распорядительных     
документов           

3.3. В технологических процессах работы Диспетчерских центров управления перевозками должны регламентироваться:
распределение функций оперативно-диспетчерского персонала по руководству движением грузовых поездов по расписанию на конкретных направлениях;
порядок оперативного планирования поездной и грузовой работы с учетом особенностей назначения и продвижения грузовых поездов по расписанию;
порядок регулирования парком локомотивов и работы локомотивных бригад при тяговом обеспечении грузового движения по расписанию на конкретных направлениях;
порядок диспетчерского регулирования продвижения грузовых поездов по расписанию.
3.4. Комплект методических документов, необходимых для реализации комплексной интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию, должен соответствовать основным требованиям, указанным в таблице 3.3.

Таблица 3.3 - Основные требования к методическому обеспечению



п/п

Наименование методик

               Требования к содержанию              

  1

Методика учета      
непарности движения 
поездов по станциям 
смены локомотивных  
бригад              

Расчет   непарности   для   определения    количества
резервных  рейсов  локомотивов   и   поездок   бригад
пассажирами при нормировании  контингента  машинистов
и  их  помощников   для   обслуживания   локомотивов,
необходимых для освоения заданного объема перевозок 

 2 

Методика расчетов по
комплексной         
оптимизации         
параметров          
организации движения
грузовых поездов по 
расписанию          

Включая  размеры  движения  и  допустимые   колебания
(уменьшение, увеличение) веса  и  длины  составов  по
вариантам специализации назначений  поездов  и  ниток
графика,  оптимальные  резервы  графика,  оптимальную
специализацию   ниток   и   периодичность   изменения
графика оборота локомотивов                         

 3 

Методика оптимизации
пониточного         
распределения       
пассажирских и      
грузовых поездов на 
разветвленных       
полигонах с         
параллельными ходами

Определение влияния изменения направлений  следования
пассажирских  поездов  и  их  ускорения  на  грузовое
движение по  твердым  ниткам  графика;  сопоставление
решений по отклонению  поездопотоков  и  переходу  на
параллельный график на лимитирующих участках        

 4 

Методика оценки     
включения в график  
грузовых поездов с  
дифференцированными 
режимами продвижения
(ДРП)               

Специализированные  нитки  для  ускоренных   и   иных
грузовых   поездов,   в   том   числе   по   запросам
независимых перевозчиков,  условия  движения  которых
отличаются от  унифицированных  грузовых  поездов  по
скоростному режиму, тяговому обслуживанию, работе  на
станциях, условиям  безопасного  пропуска,  с  учетом
реальной устойчивости предъявления  таких  поездов  к
перевозке по выделенным ниткам                      

  5

Методика расчета схем
грузовых            
поездопотоков для   
составления графика 
движения            

Число  и  специализация  ниток  грузовых  поездов  по
категориям поездов и периодичности  их  обращения,  в
увязке с планом формирования, тяговым  обслуживанием,
взаимодействием станций примыкания с путями  необщего
пользования,  структурой  оперативного   планирования
поездной работы                                     

  6

Методика разработки 
совмещенных         
вариантных графиков 
(СВГД) для          
организации движения
грузовых поездов по 
расписанию          

Регламентирование   общих   методических    принципов
составления  СВГД  и  особенностей  их  применения  в
различных эксплуатационных условиях                 

  7

Методика расчетов по
оптимизации прокладки
ниток грузовых      
поездов и графика   
оборота локомотивов в
условиях совмещенного
вариантного графика 
движения            

Оптимизация  построения  сквозного  графика  движения
поездов и уплотненного оборота локомотивов          

 8 

Методика согласования
и развязки расписаний
грузовых поездов по 
железнодорожным узлам
и станциям в условиях
совмещенного        
вариантного графика 
движения            

Оптимизация  развязки  твердых  расписаний   грузовых
поездов  в  узлах  в  увязке  с  внутристанционной  и
грузовой работой                                     

 9 

Методика расчета    
технологической     
надежности графика  
движения грузовых   
поездов и технико-  
экономической оценки
мер по ее повышению 

Разработка   перечня   показателей,   характеризующих
надежность  системы  организации  движения   грузовых
поездов   по   расписанию   -   внешних,   отражающих
своевременность перемещения транспортных  потоков,  и
внутренних, характеризующих  качество  взаимодействия
в работе узлов и направлений;  порядка  расчета  этих
показателей и расчета экономически  обоснованных  мер
по обеспечению заданного уровня надежности          

 10

Методика расчета    
расходных ставок для
экономической оценки
технологии          
перевозочного       
процесса            

С учетом  отсутствия  у  перевозчика  парка  грузовых
вагонов, новой структуры ОАО "РЖД",  различных  серий
и секционности локомотивов                          

 11

Методика комплексной
технико-экономической
оценки нормативного 
графика движения    
грузовых поездов    

Оценка продвижения по нормативному графику  расчетных
транспортных потоков с учетом  их  неравномерности  в
динамике  с  помощью   ресурсной   модели   сети,   с
определением натуральных и стоимостных показателей  

 12

Переработка         
нормативно-          
методических        
документов в связи с
новой системой      
показателей         
использования       
локомотивов грузового
движения            

В  связи  с  вводом   нового   основного   бюджетного
показателя     "среднесуточная     производительность
локомотива    рабочего    парка"    с    упразднением
показателей  "эксплуатируемый   и   неэксплуатируемый
парк локомотивов" подлежат переработке:             
Методика    расчета     показателей     использования
локомотивов согласно перечню формы ЦДЛ-13;          
Методика оперативного нормирования парка  локомотивов
грузового движения;                                 
Методика  месячного  нормирования  локомотивов  парка
грузового движения; Методика по  расчету  потребности
в поездных локомотивах и  локомотивных  бригадах  для
освоения годового объема грузовых перевозок         

 13

Методика расчетов   
поездообразования по
ниткам графика с    
учетом оперативной  
экономической оценки
формирования составов
с гибкими нормами   
веса и длины        

В оперативных условиях при  невозможности  подготовки
полносоставного поезда  на  согласованное  расписание
должны оцениваться варианты отмены  расписания,  либо
отправления   тяжеловесных   (длинносоставных)    или
неполновесных   (неполносоставных)   поездов,    либо
локомотива  резервом,  либо  группового   поезда   (с
учетом  поездной  обстановки,  расходных  и  доходных
факторов)                                           

 

4. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ И УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ

4.1. Разработка и внедрение информационно-аналитических и управляющих компонентов "Комплексной интегрированной технологии управления движением грузовых поездов по расписанию" включает в себя следующие мероприятия (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Мероприятия по разработке и внедрению информационно-аналитических и управляющих компонентов


Наименование мероприятий      

 Срок  

 Ответственный   

1. Разработка Концепции            
многопользовательской              
автоматизированной системы,        
обеспечивающей организацию движения
грузовых поездов по расписанию     

01.2012

ОАО "НИИАС"      

2. Разработка и сдача в эксплуатацию
информационного и программного     
обеспечения на головных объектах   
(решение технологических задач - см.
раздел 3 Комплексной программы):   
- Система автоматизированного      
построения схем обращения кольцевых
и технологических маршрутов с      
оценкой эффективности              
- Система автоматизированного      
построения технологического графика
оборота локомотивов грузового      
движения                           
- Модернизация системы             
автоматизированного расчета        
расходных ставок (АРРС) для        
экономической оценки технологии    
перевозочного процесса             
- Интегрированная система          
автоматизированной разработки и    
корректировки технологии           
перевозочного процесса при движении
грузовых поездов по расписанию     
- Функциональное развитие          
имитационной ресурсной модели      
использования инфраструктуры ОАО   
"РЖД" в условиях движения грузовых 
поездов по расписанию              

2012-  
2014   

ОАО "НИИАС", ОАО 
"ВНИИЖТ"         

3. Разработка и сдача в эксплуатацию
информационного и программного     
обеспечения на головных объектах   
(решение оперативных задач):       
- Система планирования поездной    
работы в условиях движения грузовых
поездов по расписанию              
- Динамическая система оптимизации 
составообразования в железнодорожных
узлах и распределения грузовых     
вагонов по ниткам твердого графика 
движения поездов на основе         
вариантного плана формирования     
(пилотная версия)                  

2012-  
2013    

 

4. Разработка и сдача в эксплуатацию
информационного и программного     
обеспечения на головных объектах   
(решение задач учета и анализа новых
и модернизированных показателей    
эксплуатационной работы - см. раздел
5 Комплексной программы)           

2013-  
2014   

ЦКИ,ЦД           

5. Тиражирование информационного и 
программного обеспечения           

2013-  
2015   

ЦКИ, ЦД,         
ОАО "НИИАС"      

6. Сопровождение информационного и 
программного обеспечения           

2013-  
2015   

ЦКИ, ЦД,         
ОАО "НИИАС", ОАО 
"ВНИИЖТ"         

7. Функциональное развитие         
информационного и программного     
обеспечения                        

2014-  
2015   

ЦД, ЦКИ, ОАО     
"НИИАС"          

Реализация настоящей Комплексной программы является составной частью создания Единой интеллектуальной системы управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте.

5. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

5.1. Разработку и внедрение технологии управления движением грузовых поездов по расписанию проводить на базе построения процессных моделей производственного блока холдинга "РЖД" с учетом формирования новой системы показателей эксплуатационной деятельности.
Комплекс мероприятий по модернизации системы показателей эксплуатационной работы в связи с введением системы движения грузовых поездов по расписанию направлен на определение набора показателей, подлежащих мониторингу и контролю в новых условиях и позволяющих обеспечить процесс принятия решения адекватной и достаточной информацией (таблица 5.1).

Таблица 5.1 - Мероприятия по модернизации системы показателей эксплуатационной работы в связи с введением системы движения грузовых поездов по расписанию

       Наименование мероприятий      

  Срок 

Ответственный

1. Разработка поуровневой процессной 
модели и пооперационных моделей      
функционирования подразделений       
производственного блока холдинга "РЖД"

 2011 -
2012 

ОАО "НИИАС"  

2. Разработка  Концепции  модернизации
системы  показателей  эксплуатационной
работы в  связи  с  введением  системы
движения    грузовых    поездов     по
расписанию                           

  2012 

ЦЧУ,         
ОАО "НИИАС"  

3.    Анализ    действующей    системы
показателей эксплуатационной работы на
предмет необходимости и  достаточности
информации для планирования и принятия
оперативных решений                  

  2012 

ОАО "НИИАС"  

4.  Разработка   новых   и   уточнение
действующих                показателей
эксплуатационной работы и  методик  их
расчета  по  результатам  проведенного
анализа (пункт 3).                   

  2012 

ЦЧУ,         
ОАО "НИИАС"  

5.    Разработка    методики    оценки
эффективности           взаимодействия
участников  технологических  процессов
по  блокам  бизнеса  при   организации
движения    грузовых    поездов     по
расписанию на основе модернизированной
системы  показателей  эксплуатационной
работы                               

  2013 

ЦЧУ,         
ОАО "НИИАС"  

6. Внесение  изменений  в  действующую
систему  показателей  эксплуатационной
работы в  связи  с  введением  системы
движения    грузовых    поездов     по
расписанию                           

  2013 

ЦЧУ,         
ОАО "НИИАС"  

 

6. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ГРУЗОВ ПРИ ДВИЖЕНИИ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ ПО РАСПИСАНИЮ

6.1. Переход к созданию и внедрению новой линейки транспортных продуктов грузовой перевозки по расписанию требует проведения следующего комплекса основных мероприятий:
проведение маркетинговых исследований и анализа спроса на рынке транспортных услуг;
разработка существенных условий и типового договора о предоставлении услуг, в том числе регламентирование взаимной ответственности участников транспортного процесса за гарантированные сроки исполнения объявленных параметров;
формирования системы планирования грузовых перевозок с описанием методик планирования, взаимодействия между производственным и сбытовым блоком ОАО "РЖД";
организация договорной работы с грузоотправителями, грузополучателями, операторами подвижного состава при выполнении грузовых перевозок с согласованным временем отправления и прибытия;
тарифообразование на услуги по выполнению грузовых перевозок с согласованным временем отправления и прибытия, включая определение состава работ и услуг, не учитываемых в действующей тарифной системе, показателей себестоимости услуг ОАО "РЖД" и ценовых параметров услуги;
разработка методики расчетов взимания платы за предоставленные услуги;
регламентирование взаимодействия между производственным и сбытовым блоком ОАО "РЖД" при организации перевозок по расписанию и выполнению договоров на перевозки;
разработка и вывод на рынок комплексных транспортно-логистических продуктов (через сбытовой блок ОАО "РЖД" (ЦФТО) с привлечением специализированных ДЗО ОАО "РЖД" (предоставление подвижного состава, контейнеров по согласованному времени, терминальные услуги, консолидация грузопотоков и др.).
6.2. Сроки и ответственность за подготовку и проведение указанных мероприятий определяются при актуализации Комплексной программы после рассмотрения научно-техническим советом ОАО "РЖД" результатов научно-технических работ и практической реализации новой технологии на базовых полигонах в 2011-12 гг.

7. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА

7.1. Организация обучения производственного персонала включает в себя следующие мероприятия (таблица 7.1).

Таблица 7.1 - Мероприятия по организации обучения производственного
персонала


Наименование мероприятий      

   Срок  

Ответственный

1. Определение задач обучения и     
контингента обучаемых               

12.2011  

ЦД          

2. Разработка и утверждение планов  
обучения                            

03.2013  

ЦД, ЦКАДР,  
ЦКЦР, ФГОУ  
"УМЦ ЖДТ",  
ВУЗы        

3. Разработка учебных курсов (в т.ч.
электронных), пособий, обучающих    
компьютерных программ               

09.2013  

ЦД, ЦКАДР,  
ЦКЦР, ФГОУ  
"УМЦ ЖДТ",  
ВУЗы        

4. Проведение обучения              

2013-2015

ЦД, ЦКАДР,  
ЦКЦР, ВУЗы  

7.2. Подготовка производственного персонала является важнейшим компонентом практической реализации новой технологии в сетевом масштабе. По результатам разработок и внедрения на базовых полигонах должна быть сформирована программа обучения и реализована на базе современных образовательных технологий, в т.ч. с применением дистанционного обучения.
Подготовка производственного персонала должна охватывать все уровни и формы обучения - подготовка кадров в дорожных технических школах, повышение квалификации на базе транспортных вузов; технические занятия на производстве и в центрах практического обучения в составе Дирекций управления движением.
7.3. Предварительный перечень вопросов практического обучения производственного персонала при организации грузового движения по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов представлен в таблице 7.2, при организации обращения групповых поездов по согласованным расписаниям - в таблице 7.3.

Таблица 7.2 - Вопросы практического обучения производственного персонала при организации грузового движения по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов


Объекты  

  Должности  

                 Вопросы                 

ДЦУП        

  ДЦУП(ДГ),  
ДГПС,    
ДГПЛ    

контроль за передачей поездов по графику
через стыковые пункты; контроль за      
поддержанием графикового наличия        
локомотивов для вывоза поездов; контроль
за организацией поездок локомотивных    
бригад с оборота                        

  ДГП(ДРУ),  
ДНЦУ, ДНЦ, 
ТНЦ     

планирование обеспечения ниток графика  
поездами, взятие информации о подходе,  
согласование действий при назначении    
дополнительных (в т.ч. с двойной тягой) 
и отмене графиковых поездов, пропуск    
дополнительных поездов не в ущерб       
графиковым, оперативное планирование    
поездной работы, регулирование          
локомотивами и диспетчерское руководство
движением поездов, пропуск грузовых     
поездов при опозданиях и при отсутствии 
в ходу графиковых пассажирских, пропуск 
резервных локомотивов                   

Железно-    
дорожные    
станции     

    ДСЗ по   
оперативной 
работе, ДСЦС,
ДСЦ, ДСП,  
работники ПТО
вагонов, ПКО,
СТЦ,    
машинисты- 
инструкторы 
маневровых 
колонн   

оперативное планирование поездной       
работы, подготовка поездов на твердые   
нитки графика, особенности планирования 
очередности роспуска, формирования       
поездов и передачи углового потока,     
организация оборота поездных локомотивов
по графику, беспрепятственный пропуск   
поездных локомотивов по маневровым      
маршрутам, меры по освобождению горловин
и путей для беспрепятственного приема и 
пропуска грузовых поездов с             
локомотивами, работающими по графику    
оборота                                 

Эксплуата-  
ционные     
локомотивные
депо        

  ТЧЗ, ТЧД,  
нарядчики, 
машинисты- 
инструкторы,
локомотивные
бригады   

работа по графику оборота, планирование 
поездок с оборота, ведение поездов по   
графику, организация нагонов,           
взаимодействие с ДНЦ                    

Таблица 7.3 - Вопросы практического обучения производственного персонала при организации обращения групповых поездов по согласованным расписаниям


Объекты  

   Должности   

                  Вопросы                 

ДЦУП        

Главный        
диспетчер ДЦУП 
(ДГПС), ДГП    
(ДРУ)          

Координация назначения групповых поездов в
масштабах полигона дороги. Текущее        
планирование назначения групповых поездов 
на 6-8ч. Организация на основе текущего   
плана работы технических станций по       
формированию и пропуску групповых поездов,
их своевременного обеспечения локомотивами
и бригадами; принятие через ДНЦ и ДСП мер к
устранению опозданий групповых поездов,   
ускорению в необходимых случаях подвода к 
станциям формирования и перецепки вагонов,
подлежащих включению в групповые поезда.  
Контроль за продвижением групповых поездов
по расписаниям, на которые они назначены; 
координация работы подразделений, в которые
входят станции формирования и перецепки, по
организации и продвижению групповых       
поездов.                                   

ДНЦ            

Организация работы по продвижению групповых
поездов в соответствии с текущим планом;  
применение мер диспетчерской регулировки, 
направленных на уменьшение отклонений от  
утвержденного текущего плана организации и
пропуска групповых поездов.               

ТНЦ            

Обеспечение запланированных поездов       
локомотивами и бригадами, с применением в 
случаях отклонений (позднее прибытие,     
порча локомотивов и др.) мер по           
регулированию локомотивами и бригадами    

Железно-    
дорожные    
станции     

ДСЦ            

Организация работы по формированию        
групповых поездов и своевременной         
подготовке прицепных групп на станциях    
перецепки; недопущение на станциях        
остатков вагонов, не прицепленных к       
проследовавшим поездам, случаев           
преждевременного расформирования          
транзитного ядра групповых поездов и      
пропуска групп, подлежащих отцепке, на    
впередилежащие станции                     

8. ПОРЯДОК МОНИТОРИНГА ВЫПОЛНЕНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Этапность и перечень полигонов внедрения в Комплексной программе подлежат уточнению после рассмотрения научно-техническим советом ОАО "РЖД" результатов научно-технических работ и практической реализации новой технологии на базовых полигонах в 2011-12 гг.
8.2. Мониторинг выполнения Комплексной программы и ее актуализация должны быть увязаны с этапами и сроками ежегодной разработки графика движения поездов и плана формирования грузовых поездов.
Мониторингу подлежат как внешние и внутренние факторы, влияющие на технологию управления движением грузовых поездов по расписанию, так и результаты применения указанной технологии (таблица 8.1).
По результатам мониторинга подготавливаются решения:
по уточнению полигонов, сроков и форм внедрения технологии;
по необходимым изменениям и дополнениям нормативно-методических документов и информационных систем.

Таблица 8.1 - Задачи мониторинга выполнения Комплексной программы


Наименование
организаций

 Мониторинг факторов, влияющих на
технологию           

 Мониторинг результатов
применения технологии 

динами-
чность
потоков

  развитие  
инфраструк-
туры    

  развитие 
рынка   
транспортных
услуг   

 достигнутый
эффект  

допущенные
потери  

ЦД         

   V  

 

 

     V     

     V    

ЦТ         

 

 

 

     V     

     V    

ЦФТО       

   V  

 

     V     

 

 

ИЭРТ       

 

      V     

 

 

 

НИИАС      

   V  

 

 

     V     

     V    

ВНИИЖТ     

 

 

 

     V     

     V    

8.3. Информационно-технологическое сопровождение мониторинга выполнения Комплексной программы организуется в соответствии с требованиями разделов 3 и 4.

 

Приложение

Схемы железнодорожной сети с указанием полигонов внедрения организации движения грузовых поездов по расписанию

Организация грузового движения по ниткам нормативного графика с выделением ядра поездов
См. рисунок

Организация обращения групповых поездов по согласованным расписаниям
См. рисунок

Организация обращения технологических маршрутов массовых грузов по согласованным расписаниям
См. рисунок

Назначение технических маршрутов регулярного обращения между крупнейшими городами и промышленными центрами
См. рисунок