ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ от 30 ноября 2011 г. N 2576р стр3

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

В настоящей Инструкции используются следующие основные термины и понятия:
допустимый риск максимальный уровень риска для железнодорожного пути, который приемлем
карст - совокупность геологических, гидрогеологических и (или) техногенных процессов и явлений, обусловленных растворением скальных или полускальных горных пород, в результате которых происходят изменения структуры и состояния этих и вышележащих пород, образование системы взаимосвязанных полостей, трещиноватых и разуплотненных зон и обусловленных ими провалов, оседаний и других деформаций земной поверхности и оснований сооружений. Термин "карст" во множественном числе употреблять не допускается
карстующаяся порода - скальная или полускальная горная порода, подверженная растворению
карстовый риск - вероятность возникновения опасной ситуации вследствие негативного влияния карстовых процессов, являющейся причиной нанесения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба для железнодорожного транспорта и окружающей среде
карстоопасный участок пути - участок железнодорожного пути, имеющий опасность возникновения деформаций, вызванных проявлениями карста
мониторинг - система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе с оценкой состояния железнодорожного пути, прогноза его изменения и своевременного принятия решений по поддержанию его в исправном состоянии
противокарстовая защита - комплекс мероприятий, способствующий снижению карстового риска
проявления карста - аномалии в толще карстующихся пород, покрывающих их грунтах или на земной поверхности, образовавшиеся вследствие карстовых или карстово-суффозионных процессов.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Текущее содержание участков железнодорожного пути в районах распространения карста включает:
- усиленный надзор за состоянием верхнего строения пути, земляного полотна, его обустройств, искусственных сооружений, полосы отвода, имеющихся устройств и сооружений противокарстовой защиты;
- мониторинг карстоопасных участков пути;
- проведение работ по предупреждению появления и развития карстовых деформаций;
- своевременное устранение неисправностей пути;
- принятие неотложных мер при обнаружении карстовых деформаций для обеспечения безопасного движения поездов.
4.2 Надзор за состоянием пути в районах распространения карста выполняется работниками дистанций пути и состоит из:
- осмотров и проверок состояния верхнего строения пути в соответствии с требованиями "Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути";
- текущих и периодических осмотров земляного полотна, его обустройств и полосы отвода в соответствии с требованиями "Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути", и настоящей Инструкции;
Частота осмотров и сроки их проведения определяются в зависимости от степени карстового риска, и регламентируется местной инструкцией.
4.3 За карстоопасными участками устанавливается мониторинг, который выполняется работниками дорожных диагностических центров и входящих в него инженерно-геологических баз и путеобследовательских станций по земляному полотну. К мониторингу могут также привлекаться научные и специализированные организации в области карстоведения.
Мониторинг проводится в соответствии с положениями "Технологического регламента диагностики и режимных наблюдений объектов земляного полотна для постоянной эксплуатации".
Программа мониторинга карстоопасных участков определяется в зависимости от степени карстового риска и конкретных условий участка.
4.4 При проведении работ по предупреждению появления и развития карстовых деформаций и своевременному устранению неисправностей пути основное внимание обращается на обеспечение исправного и быстрого отвода воды от земляного полотна и с прилегающей территории в полосе отвода, максимально быстрому устранению трещин и других поверхностных форм проявления карста.
4.5 На участки с опасностью карстового риска должны составляться местные инструкции, в которых должны отражаться особенности текущего содержания пути. Они должны учитывать специфичные инженерно-геологические и эксплуатационные условия на конкретных участках.
Местные инструкции составляются техническим отделом дистанции пути, согласовываются с инженерно-геологической базой службы пути и утверждаются начальником дистанции пути.
4.6 Наиболее опасные участки должны оборудоваться контрольно- оповестительной системой обнаружения карстовых деформаций, технические требования к которой согласовываются с Управлением пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры.
4.7 Сведения обо всех карстоопасных участках пути, полученные в ходе осмотров, наблюдений и мониторинга заносятся в "Паспорт карстоопасного участка", форма которого приведена в приложении Б.
4.8 По результатам мониторинга карстоопасных участков пути в пределах дороги инженерно-геологической базой или путеобследовательской станцией ежегодно составляется отчет с рекомендациями по проведению соответствующих мероприятий противокарстовой защиты.