ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ от 30 ноября 2011 г. N 2576р стр6

5.10 Проявления карста подразделяются на поверхностные проявления, которые затрагивают покровную грунтовую толщу и выходят на поверхность грунта, и подземные, которые не проявляются на поверхности грунта.
5.11 К поверхностным проявлениям относятся провалы, локальные оседания, карстовые воронки (ранее образовавшиеся провалы), общие (медленные) оседания, карстовые (карстово-суффозионные) просадки, неравномерные осадки, коррозионные воронки (в условиях открытого карста).
Проявления карста перечислены в порядке уменьшения их опасности (при прочих равных условиях) для железнодорожного пути. Механизмы протекания проявлений карста приведены в приложении В.
5.12 К подземным проявлениям карста в покровной грунтовой толще относятся древние погребенные карстовые воронки, локальные зоны разуплотнения грунтов и полые пространства (промежуточные полости). Зоны разуплотнения и промежуточные полости взаимосвязаны между собой и во времени могут переходить друг в друга. Срок существования промежуточных полостей, как правило, весьма небольшой (до месяца в песчаных породах и до нескольких лет в глинистых породах). Над разуплотненными зонами следует прогнозировать повышенную вероятность образования локальных оседаний земной поверхности, а над промежуточными полостями - провалов. При расположении этих аномалий в сжимаемой зоне основания или в рабочей зоне земляного полотна вероятность поражения земляного полотна провалом или локальным оседанием близка к единице.
5.13 К подземным проявлениям в толще карстующихся пород относятся: системы взаимосвязанных полостей (заполненных целиком или частично водой, обрушенными породами или привнесенными фунтами за счет суффозии и подземной эрозии); трещиноватые зоны; породы, разрушенные вследствие карстового процесса до состояния щебня и муки; вертикальные и горизонтальные каналы; коррозионные воронки на поверхности карстующихся пород (в условиях покрытого карста).
Характер и степень опасности указанных проявлений карста для различных железнодорожных сооружений определяется многими факторами (конкретные инженерно-геологические условия, размеры проявлений карста, величины статических и вибродинамических нагрузок и т.д.).
При этом не все обнаруженные карстовые полости следует считать опасными. Однако, в случае, когда карстовые полости расположены в сжимаемой зоне основания сооружений или в рабочей зоне земляного полотна, вероятность поражения искусственного сооружения и земляного полотна провалом или локальным оседанием близка к единице.