ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ от 30 ноября 2011 г. N 2576р стр7

6. КЛАССИФИКАЦИЯ КАРСТОВЫХ РИСКОВ И КАТЕГОРИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО-ОПАСНЫХ УЧАСТКОВ

6.1 По характеру влияния на сооружения железнодорожного пути карстовые риски (опасности) следует разделять на следующие типы и подтипы:
карстовый риск типа А обусловлен вероятностью повреждения сооружений вследствие различных типов поверхностных проявлений карста (провалов, локальных и общих оседаний и др.). В зависимости от прогнозирования тех или иных видов проявлений карстовый риск типа А подразделяется на подтип A1 - опасность провалов и A2 - опасность других поверхностных проявлений: локальных оседания и т.д.;
карстовый риск типа В обусловлен вероятностью повреждений фундаментов глубокого заложения мостов и конструкции тоннелей из-за наличия и развития подземных проявлений карста (полостей, зон повышенной трещиноватости, разрушенных и разуплотненных зон, подземных вод и т.д.). Этот тип карстового риска подразделяется на три подтипа:
подтип B1 связан с наличием карстовых полостей, устойчивость кровли которых может быть нарушена в результате дополнительной нагрузки от фундаментов глубокого заложения;
подтип В2 обусловлен расположением подземных проявлений карста (полостей, разуплотненных зон и т.п.) в сжимаемой толще основания;
подтип В3 связан с возможным повышенным водопритоком трещинно- карстовых вод в тоннели.
Кроме того, выделяется карстовый риск типа С (С1 - связан с поверхностными проявлениями, С2 - с подземными), который обусловлен повышенной чувствительностью геологической среды к загрязнению подземных вод с поверхности территории. Площадь, на которой возможно интенсивное загрязнение геологической среды отходами "жизнедеятельности" железной дороги, определяется границами полосы отвода. Загрязнение подземных вод ведет к локальной активизации карстового процесса непосредственно в зоне расположения пути.
Величина карстового риска типа С существенно возрастает при прогнозе негативных последствий аварийных ситуаций, связанных с разливом экологически опасных веществ из наливного подвижного состава.
6.2 При оценке карстового риска должна быть установлены:
1) потенциально возможные типы и подтипы карстового риска на рассматриваемом карстоопасном участке;
2) характер и степень влияния различных техногенных воздействий на развитие карстовых и карстово-суффозионных процессов как непосредственно на рассматриваемом участке пути (инфильтрация воды из водоотводных сооружений, статические нагрузки и вибродинамические воздействия поездов и др.), так и на окружающей территории (подтопление, откачка подземных вод, добыча полезных ископаемых и др.);
3) закономерности (механизмы) формирования различных поверхностных и подземных проявлений карста в основании земляного полотна и искусственных сооружений;
4) количественные характеристики тех или иных проявлений карста, определяющих вероятность поражения ими верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений;
5) прогнозируемые размеры проявлений карста, которые необходимы для назначения и проектирования противокарстовой защиты.
6.3 Уровни тяжести опасных ситуаций, возникающих из-за карстовых проявлений, по своим последствиям зависят от типа и подтипа карстового риска и места их проявления относительно пути. Уровни могут быть приняты по классификации "Концепции комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте", а их соответствие типам карстовых проявлений по таблице 6.1.