ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ от 30 ноября 2011 г. N 2576р стр18

Приложение В

Характеристика поверхностных проявлений карста (справочное)

В.1 Провалы
Формирование провалов в толще горных пород и грунтов, происходит, как правило, длительное время. Однако, непосредственный выход провала на земную поверхность или в основание сооружений образуется практически мгновенно. Нередко при воздействии поездной нагрузки провалы происходят непосредственно при движении поезда. В некоторых случаях образованию провалов предшествуют просадки, небольшие локальные оседания и концентрические трещины, которые могут служить определенными симптомами провалообразования.
Провалообразование носит ярко выраженный вероятностный характер как во времени и по площади, так и по размерам провалов.
Часто на месте ранее образовавшегося провала (карстовой воронки) или непосредственно вблизи него вновь образуются провалы.
Зона вблизи свежего провала характеризуется пониженной несущей способностью грунтов и повышенной водопроницаемостью.

В.2 Локальные оседания
Формирование мульд (понижений) локальных оседаний на земной поверхности может происходить постепенно в течение от нескольких дней до нескольких месяцев. Конечные диаметры мульд локальных оседаний на земной поверхности, могут достигать нескольких десятков метров, поэтому образование этих деформаций даже в стороне от пути может представлять реальную опасность.
В зоне локального оседания существуют значительные горизонтальные сдвижения грунтов. Краевые зоны локальных оседаний характеризуются пониженной несущей способностью грунтов и повышенной водопроницаемостью и в этих зонах часто образуются провалы небольших размеров.

8.3 Карстовые воронки
В местах расположения уже существующих карстовых воронок и в непосредственной близости от них существует высокая вероятность образования новых провалов или локальных оседаний.

8.4 Общие оседания
Формирование мульды оседания на земной поверхности происходит в течение длительного времени (годы - десятки лет). В плане мульда оседания может достигать значительных размеров - до нескольких сотен метров вдоль пути. Скорость оседания в разных частях мульды, как правило, неравномерна и может составлять от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Возможны периоды оживления и затухания оседания. При этом выявленная тенденция увеличения скоростей оседания в отдельных зонах мульды может служить определенным симптомом возможного образования локального оседания или провала. В зоне общего оседания существуют горизонтальные сдвижения грунтов.
При надлежащем текущем содержании пути сами по себе общие оседания не представляют опасности для движения поездов. Однако при высокоскоростном движении поездов общие оседания, при определенных условиях, также могут представлять реальную опасность.

8.5 Карстовые (карстово-суффозионные) просадки
Карстовые просадки образуются практически мгновенно. Диаметр просадок, как правило, составляет не более 1 м, а глубина не более 0,3 м.
Чаще всего карстовые просадки формируются при длительной инфильтрации воды в грунт, а также при вибродинамических воздействиях. В ряде случаев регулярно возникающие карстовые просадки могут служить симптомом образования в будущем провала или локального оседания.
При надлежащем текущем содержании пути сами по себе просадки неопасны для движения поездов. Однако при скоростном и высокоскоростном движении поездов карстовые просадки при определенных условиях, также могут представлять серьезную опасность.