8. Маркировка и хранение
Маркировка и хранение проката - по ГОСТ 7566-94 и ГОСТ 15846 - 79.
9. Методы определения служебных свойств проката для мостостроения
9.1. Служебными характеристиками проката для мостостроения являются:
сопротивление усталости сварных модельных образцов;
хладостойкость сварных модельных образцов;
циклическая трещиностойкость, скорость роста усталостных трещин, кинетическая диаграмма усталостного разрушения (КДУР);
коэффициент трения контактных поверхностей в соединениях на высокопрочных болтах;
скорость коррозии при лабораторных испытаниях.
9.2. 3аводская служба ОТК и мостовая инспекция на заводах мостовых конструкций осуществляют контроль за соблюдением требований п. 6.13, своевременным изготовлением и отправкой сварных модельных образцов в ОАО "ВНИИЖТ" для определения хладостойкости, сопротивления усталости, циклической трещиностойкости и др.
9.3. При установившемся процессе производства атмосферостойких сталей испытания по п. 6.13 проводятся ОАО "ВНИИЖТ" не реже 1 раза в 3 года. При несоблюдении требований п. 6.13 приемка металлоконструкций прекращается.
9.4. Сварной модельный образец и методика проведения испытаний на хладостойкость даны в Приложении N 1. Методика проведения испытаний на сопротивление усталости дана в Приложении N 2. Методика проведения испытаний на стойкость к атмосферной коррозии дана в Приложении N 3. Испытание на циклическую трещиностойкость проводят в соответствии с Приложением Д.
Требуемые значения механических и служебных свойств атмосферостойкой стали приведены в таблице 5.
Таблица 5
Сводная таблица технических требований к атмосферостойкой стали для мостостроения
┌───┬──────────────────────────────────────────────┬──────────┬───────────────────┐
│ N │ Наименование показателя │ Уд.изм │ Значение │
│п/п│ │ │ показателя │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 1 │Временное сопротивление разрыву "сигма", │Н/кв.мм │ 490 - 685 │
│ │ в │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 2 │Предел текучести, "сигма", не менее │Н/кв.мм │ 345 │
│ │ т │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 3 │Относительное удлинение, "дельта" не менее │% │ 21 │
│ │ 5 │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 4 │Изгиб в холодном состоянии на оправке d = 1,5а│град. │ 180 │
├───┼────────────────────┬─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 5 │Ударная вязкость, │1 категория при - 40 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┤KCU, не менее ├─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 6 │ │2 категория при - 60 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┤ ├─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 7 │ │3 категория при - 70 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┼────────────────────┼─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 8 │Ударная вязкость, │2 категория при - 60 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┤KCV, не менее ├─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ 9 │ │3 категория при - 70 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┼────────────────────┼─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│10 │Ударная вязкость │1 категория при + 20 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┤после ├─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│11 │механического │2 категория при - 20 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┤старения, KCU, не ├─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│12 │менее │3 категория при - 20 °С │Дж/кв.см │ 29 │
├───┼────────────────────┴─────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│14 │Расслоение в изломе надрезанного образца │ │ Не допускается │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│15 │Площадь излома волокнистого строения, не │% │ 60 │
│ │менее │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│16 │Временное сопротивление в │Н/кв.мм │ 345 │
│ │направлении толщины проката, не │ │ │
│ │менее │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│17 │Относительное сужение в направлении │% │ 35 │
│ │толщины проката, не менее │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│18 │Работа разрушения сварного модельного │кДж │ 49 │
│ │образца, не менее │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│ │ 6 │ │ │
│19 │Предел выносливости на базе 2 x 10, │Н\кв.мм │ 70 │
│ │р = 0,1, не менее │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│20 │Установившаяся скорость коррозии в │мм/год │ 8 │
│ │атмосфере, не более │ │ │
├───┼──────────────────────────────────────────────┼──────────┼───────────────────┤
│21 │Пороговое значение коэффициента │ 1/2│ 8 │
│ │интенсивности напряжений, К, │МПа х м │ │
│ │ th │ │ │
│ │при р = 0,1, не менее │ │ │
└───┴──────────────────────────────────────────────┴──────────┴───────────────────┘