РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МОСТОВ ИЗ АТМОСФЕРОСТОЙКОЙ СТАЛИ (страница 8) от 29 ноября 2011 г. N 2569р

5.10. В сварных конструкциях трещины могут возникать и развиваться как в сварных швах, так и в основном металле вблизи швов. Особо тщательно нужно осматривать места наиболее вероятного появления трещин: места резких изменений сечения элементов, в частности, обрывы листов, неплавное изменение их толщины или ширины; концы швов вертикальных и горизонтальных ребер жесткости, места их пересечений и основной металл стенки в этих зонах; швы, прикрепляющие фасонки связей к балкам и элементы связей к фасонкам; места прикрепления опорных ребер к нижним поясам; швы малой длины и участки металла между близко расположенными сварными швами; места примыкания диафрагм, фасонок и всякого рода накладок; концы сварных швов и места с изменением их толщины и формы; концы фланговых швов нахлесточных соединений; все стыковые швы; швы, направленные поперек усилия в элементе, их околошовные зоны и линии сплавления; швы в накладках, обваренных по контуру; сварные швы с технологическими дефектами: непроварами, несплавлениями по кромкам, подрезами кромок, наплывами, шлаковыми включениями, порами, прожогами, незаделанными или невыведенными кратерами; неплавные усиления швов, создающие высокую концентрацию напряжений.
В сплошностенчатых балках появлению трещин может способствовать изгиб стенки из плоскости, вызываемый воздействием временной нагрузки и колебаниями тротуарных консолей и консолей убежищ. При осмотрах сварных пролетных строений, сварных элементов и соединений следует руководствоваться Указаниями по осмотру и усилению сварных эксплуатируемых пролетных строений.
5.11. При обследовании соединений и прикреплений элементов на высокопрочных болтах надлежит обращать внимание на состояние головок болтов, гаек и шайб. В головках болтов, гайках и шайбах не должно быть трещин. Высокопрочные болты со следами сварных швов или прихваченные сваркой в эксплуатацию не допускаются. Высокопрочные болты, гайки и шайбы с трещинами подлежат немедленной замене. Высокопрочные болты проверяются и затягиваются до расчетного усилия тарированными динамометрическими ключами. В других соединениях проверку натяжения болтов следует производить только при возникновении сомнений в достаточности их натяжения (наличие трещин в краске по торцам элементов и по периметру шайб, потеков ржавчины из-под шайб и т.п.). При обследовании соединений на высокопрочных болтах следует руководствоваться Инструкцией по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах, 1995, б/н.
Высокопрочные болты и гайки с цинковым термодиффузионным покрытием не окрашиваются. Резьбовую часть высокопрочных болтов и гаек из марок стали по ГОСТ 52643-2006 зачищают и окрашивают при проверке натяжения.
5.12. Выявление трещин в металле осуществляется визуальным осмотром, в необходимых случаях - с использованием лупы и специальных микроскопов, а также с помощью дефектоскопов и других современных диагностических средств.
Для определения остаточной толщины металл целесообразно использовать ультразвуковые и электромагнитоакустические толщиномеры. При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на подтеки и следы свежей ржавчины, являющиеся косвенными признаками трещин в металле. Такие места должны быть очищены и осмотрены с применением лупы или микроскопа. В случае сомнения в наличии трещины необходимо узким острым зубилом срубить тонкую стружку с поверхности металла по направлению предполагаемой трещины. Раздваивание стружки подтверждает наличие трещин в данном месте. При работе с зубилом нельзя допускать зарубок металла. Металл в местах образования усталостных трещин рекомендуется окрасить белилами или светлой краской для облегчения последующих наблюдений.