от 19.10.2011 N 2263р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 октября 2011 г. N 2263р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ КАССИРОВ БИЛЕТНЫХ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

В целях повышения эффективности организации труда кассиров билетных в пригородном сообщении и установления единого подхода при проведении расчета их численности:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения численности кассиров билетных в пригородном сообщении.
2. Начальнику Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Шнейдеру М.А. обеспечить доведение до сведения причастных работников методики, утвержденной настоящим распоряжением.

Вице-президент ОАО "РЖД"
М.П. Акулов

 

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 19 октября 2011 г. N 2263р

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ КАССИРОВ БИЛЕТНЫХ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Настоящая Методика предназначена для оказания практической помощи в определении нормативной численности кассиров билетных в пригородном сообщении в соответствии с "Нормативами численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта" (пригородное сообщение), утвержденными ОАО "РЖД" 30 декабря 2010 года, и с учетом наиболее полного использования рабочего времени при обеспечении работы количества билетных касс, предусмотренных типовым технологическим процессом в зависимости от интенсивности поступления пассажиров к билетным кассам и времени обслуживания их в билетных кассах за определенный промежуток времени.
При разработке Методики использованы следующие нормативно-технические документы:
действующее в ОАО "РЖД" Положение о системе нормирования труда;
типовой технологический процесс работы вокзалов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2009 г. N 2606р;
нормативы численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта (пригородное сообщение), утвержденные ОАО "РЖД" 30 декабря 2010 г.;
нормативно-технические документы, регламентирующие работу билетных касс и кассиров билетных.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Билетные кассы являются составной частью общей системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте, которая предназначена обеспечивать пассажирам все транспортные услуги и сервис, предоставляет необходимую исходную и первичную информацию.
Рациональная организация работы билетных касс должна гарантировать пассажирам быстрое и качественное оформление проездных документов при оптимальной загрузке кассиров билетных, для чего необходимо обеспечить:
- высокую производительность труда кассиров билетных;
- быструю выдачу проездных документов и ликвидацию очередей у билетных касс в результате оперативного открытия дополнительных касс с использованием других работников, освоивших профессию кассира билетного;
- использование кассирами билетными передовых методов труда и различных форм культурного обслуживания;
- правильное оформление проездных документов;
- автоматизацию билетно-кассовых операций (в настоящее время оформление проездных и перевозочных документов автоматизированным способом производится с использованием терминального оборудования системы "Экспресс-3", многофункционального кассового терминала (МКТК), переносного кассового терминала ПКТК);
- обустройство рабочего места кассира билетного необходимыми руководствами и пособиями.
Количество билетных касс устанавливается с учетом необходимости обеспечения максимальной загрузки кассиров билетных, в зависимости от интенсивности пассажиропотока по периодам суток и времени года.
Билетные кассы работают по непрерывному циклу, без остановки на выходные и праздничные дни. Режим работы билетных касс может быть круглосуточным по двадцать четыре часа, ежедневным по двенадцать или восемь часов с наличием перерывов для отдыха и питания в соответствии со ст. 108 ТК РФ и регламентированных перерывов (п. 2.1.13 Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта от 20 ноября 2002 г. N ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02).
В зависимости от характера пассажиропотока рабочий день кассира билетного в соответствии со ст. 105 ТК РФ может быть разделен на части, а режим работы билетной кассы будет носить разрывной график работы.
В периоды отсутствия пассажиров кассиры билетные могут быть отвлечены на работы, не связанные с продажей проездных документов в целях обеспечения максимальной загрузки рабочего времени, расширения обязанностей.
На станциях с небольшим пассажиропотоком допускается работа смешанных касс, когда в часы "пик" оформляются билеты на пригородное сообщение, а в остальные часы на дальнее сообщение.

III. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Численность кассиров билетных определяется в соответствии с "Нормативами численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта" (пригородное сообщение), утвержденными 30 декабря 2010 года. Расчет нормативной численности кассиров билетных по оформлению (продаже) проездных документов в кассах пригородного сообщения производится исходя из объемов выполняемых работ в приведенных единицах по формуле:

                          N x Т
Ч  = -------              (1)
я     Ф

    где  Ч   - явочная численность кассиров билетных на заданный объем работы,
я
чел.;
N - объем выполняемой работы за учетный период (количество оформленных проездных документов), приведенный документ;
Т - трудоемкость на приведенный билет (все билеты приводятся к "билету разовому за полную стоимость"), нормо-час;
Ф - фонд рабочего времени одного кассира билетного за учетный период, час.
Объем выполняемой работы за учетный период (количество оформленных проездных документов) в приведенных документах рассчитывается по формуле:

                       n
N = SUM Ni x Ki             (2)
i=1
где:
Ni - объем выполняемой работы за учетный период (количество оформленных проездных документов на отдельный вид проездного документа по данным статистической отчетности), физические документы. Количество оформленных проездных документов пассажирами через билетопечатающие автоматы не учитывается.
Ki - переводной коэффициент на оформление соответствующего вида проездного документа, принятый в соответствии с Нормативами численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта (пригородное сообщение), утвержденными ОАО "РЖД" 30 декабря 2010 года. Для касс смешанного типа переводной коэффициент на оформление проездных документов в дальнем сообщении устанавливается соответствующим документом, регламентирующим численность кассиров билетных в дальнем сообщении.
n - количество видов оформляемых проездных документов.
Списочная численность кассиров билетных определяется по формуле:

                  Ч   = Ч  х K                (3)
СП    я    СП

    где:
К   - коэффициент перевода явочной численности в списочную, определяется в
СП
соответствии  с  распоряжением  ОАО  "РЖД"  от  15  июня 2011 года N 1307р "Об
утверждении  Порядка  применения  коэффициента  перевода явочной численности в
списочную".
Нормативная численность кассиров билетных зависит не только от количества оформленных проездных документов, но и от установленного количества и режимов работы билетных касс.
Процесс обслуживания пассажиров в билетных кассах характеризует собой взаимодействие двух величин - интенсивности поступления пассажиров к билетным кассам (или объем оформленных проездных документов) и интенсивность их обслуживания в билетных кассах за конечный промежуток времени. Отношение этих двух параметров характеризует величину загрузки билетных касс и является основным показателем их качества работы (в таблице 1 приведены коэффициенты загрузки в зависимости от режима работы билетных касс и приведенных объемов).

Таблица 1

Коэффициенты загрузки

 Коэффициент
загрузки  

            Время работы в течение суток, час           

      7     

      11     

     22     

      23     

    Среднесуточный объем работы одной билетной кассы    
(приведенных билетов)                 

     1,0    

1048 и более

 1653 и более

3387 и более

 3548 и более

  0,95-0,75 

   995-786  

  1570-1240  

  3218-2540 

  3371-2661  

  0,74-0,55 

   776-576  

   1223-909  

  2506-1863 

  2626-1951  

  0,54-0,35 

   566-367  

   893-579   

  1829-1185 

  1916-1242  

  0,34-0,15 

   356-157  

   562-248   

  1152-508  

   1206-532  

0,14 и менее

 147 и менее

 231 и менее 

 474 и менее

 496 и менее 

При наиболее полном использовании рабочего времени и непрерывном пассажиропотоке коэффициент загрузки равен единице. Уровень загрузки кассиров билетных определен с учетом времени на отдых, личные надобности и технологические перерывы.
Если коэффициент загрузки кассира билетного Кз < 0,75, то определение нормативной явочной численности кассиров билетных производится с учетом технологической потребности в окнах, работающих по сменному графику по формуле (4):
n
Ч     = SUM Kсмi х Бi            (4)
я см   i=1

где:
Бi - количество билетных касс с i режимом работы;
Kсмi - коэффициент, учитывающий i-ый сменный режим работы;
n- количество видов режимов работы билетных касс.
Методика определения количества билетных касс приведена в типовом технологическом процессе работы вокзалов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 17 декабря 2009 года N 2606р.
Коэффициент сменности определяется в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 6 июня 2011 года N 1226р "Об утверждении Порядка применения коэффициента, учитывающего сменный (графиковый) режим работы".

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ КАССИРОВ БИЛЕТНЫХ

Пример 1.
Исходные данные.
Количество работающих билетных касс:
- с режимом работы 8 часов:
(с обедом 1 час днем, время работы 7 часов)                  - 2;
- с режимом работы 12 часов:
(с обедом 1 час днем, время работы 11 часов)                 - 1;
Объем оформленных проездных документов за 6 месяцев 2011 г.,
приведенных документов в билетных кассах:
- с режимом работы 8 часов                                   - 309600
- с режимом работы 12 часов                                  - 295956
Фонд рабочего времени за 6 месяцев 2011 г., часов            - 942
К                                                            - 1,11
СП

Порядок расчета.

Определяем среднесуточный объем работы одной билетной кассы:
- с режимом работы 8 часов (с обедом 1 час днем) составил 1229 приведенных документов;
- с режимом работы 12 часов (с обедом 1 час днем) составил 1644 приведенных документов.
Из таблицы 1 определяем коэффициент загрузки билетных касс:
- с режимом работы с 8 часов (с обедом 1 час днем) Кз = 1,00;
- с режимом работы 12 часов (с обедом 1 час днем) Кз = 0,99 (Кз > 0,75).
Время на оформление одного приведенного документа принимается в соответствии с "Нормативами численности кассиров билетных на предприятиях железнодорожного транспорта" (пригородное сообщение), утвержденными ОАО "РЖД" 30 декабря 2010 года - 0,0062 нормо-час.
Расчет численности кассиров билетных производим по формуле (1)

                          N x Т
Ч  = ------- ,
я     Ф

                         605556 х 0,0062
Ч  = --------------- = 3,9 чел.
я        942

Списочная численность составит:

                  Ч   = Ч  х K
СП    я    СП

                  Ч   = 3,9 х 1,11 = 4,3 ~= 4 чел.
СП

Пример 2.
Исходные данные:
Количество работающих билетных касс:
- с режимом работы 24 часа
(с обедом 1 час днем, 1 час ночью время работы 22 часа)    - 3;
- с режимом работы 12 часов
(с обедом 1 час днем, время работы 11 часов)               - 4;
Объем оформленных проездных документов за 6 месяцев 2011 г.,
приведенных документов в билетных кассах:
- с режимом работы 24 часа                                 - 631223
- с режимом работы 12 часов                                - 773604
Фонд рабочего времени за 6 месяцев 2011 г., часов          - 942
К                                                          - 1,15
СП

Порядок расчета.
Определяем среднесуточный объем работы одной билетной кассы:
- с режимом работы 24 часа (с обедом 1 час днем и 1 час ночью) составил 1169 приведенных документов;
- с режимом работы 12 часов (с обедом 1 час днем) - 1074 приведенных документов.
Из таблицы 1 определяем коэффициент загрузки билетных касс. Коэффициент загрузки билетных касс:
- со временем работы в течение суток 22 часа Кз = 0,345 (Кз < 0,75);
- со временем работы в течение суток 11 часов Кз = 0,65 (Кз < 0,75).
Расчет явочной численности кассиров билетных производится по формуле (4).

                           n
Ч     = SUM Kсмi х Бi
я см   i=1

                  Ч     = (3 х 4,04) + (4 + 2,02) = 20,2 чел.,
я см

где: 4,04; 2,02 - коэффициенты сменности, рассчитанные исходя из установленных режимов работы касс.
В целом по предприятию списочная численность составит:

                  Ч   = Ч  х K
СП    я    СП

                  Ч   = 20,2 х 1,15 = 23,2 = 23 чел.
я

Учитывая, что загрузка кассиров билетных составила 34,5% и 65%, необходимо провести анализ пассажиропотока и рассмотреть вопрос о необходимости содержания трех билетных касс в круглосуточном режиме работы или дозагрузить кассиров билетных близкой по роду деятельности работой.