Распоряжение ОАО РЖД от 13.09.2011 N 2014р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 сентября 2011 г. N 2014р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОАО "РЖД". ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА

В целях выполнения требований пункта 1 приложения N 2 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286, обеспечения надежности и качества функционирования поездной радиосвязи ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие с момента вступления в силу Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 21 декабря 2010 года N 286 методы контроля технических требований к поездной радиосвязи. Временные правила.

Примечание редакции.
Дата вступления в силу Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. приказом Минтранса РФ 21.12.2010 N 286 - 1 июля 2012 г (приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 N  210)

2. Начальникам департаментов, управлений, других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД":
довести методы контроля технических требований к поездной радиосвязи. Временные правила до сведения причастных работников;
обеспечить их соблюдение при эксплуатации поездной радиосвязи ОАО "РЖД" до ввода в действие национального стандарта ГОСТ Р "Электросвязь железнодорожная. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля".

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А. Гапанович

 

УТВЕРЖДЕНЫ
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 13.09.2011.N 2014р

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОЕЗДНОЙ РАДИОСВЯЗИ ОАО "РЖД". ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА

1 Область применения

Настоящие временные правила устанавливают методы контроля технических требований (параметров) к инфраструктуре поездной радиосвязи, которыми следует руководствоваться при эксплуатации системы поездной радиосвязи ОАО "РЖД".

2 Термины и определения

2.1 абонент: Работник ОАО "РЖД" и других организаций, участвующих в перевозочном процессе, имеющий право пользования поездной радиосвязью.
2.2 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств (далее РЭС) или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.
2.3 высокоскоростной участок: Участок железнодорожной линии, на котором обращаются пассажирские поезда со скоростью более 200 км/ч.
2.4 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств ОАО "РЖД", предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи.
2.5 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг радиосвязи в соответствии с действующими нормами и правилами.
2.6 зонная радиосеть: Сеть поездной радиосвязи ОАО "РЖД", предназначенная для ведения служебных переговоров между абонентами стационарных РЭС и абонентами РЭС, установленных на подвижных объектах, в пределах определенной ограниченной территории - участка железнодорожной станции или перегона.
2.7 интероперабельность: Способность технических средств, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать и функционировать с другими техническими средствами без каких-либо ограничений доступа и реализации.
2.8 инфраструктура железнодорожного транспорта (далее инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
2.9 использование радиочастотного спектра: Обладание разрешением на пользование и фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, целей.
2.10 линейная сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной радиосвязи, построенная по радиопроводному принципу и предназначенная для обмена информацией между стационарными и подвижными абонентами, рассредоточенными вдоль железной дороги.
2.11 линейные устройства ПРС: Устройства, обеспечивающие условия распространения высокочастотной энергии по направляющим линиям с минимальными потерями, защиту аппаратуры радиосвязи от перенапряжений, электробезопасность лиц, пользующихся радиосвязью и производящих техническое обслуживание аппаратуры ПРС.
2.12 линейный канал поездной радиосвязи: Канал связи, используемый для обеспечения соединения, передачи речевых сигналов и сигналов взаимодействия между распорядительной станцией, и стационарными радиостанциями, установленными вдоль участка железной дороги.
2.13 направляющие линии поездной радиосвязи: Совокупность проводов высоковольтных линий, либо цветных цепей воздушных линий связи, либо специально подвешиваемых проводов одно- или двухпроводных линий и линейных устройств поездной радиосвязи, обеспечивающая распространение высокочастотной энергии гектометрового радиочастотного диапазона вдоль железнодорожных перегонов с минимальным затуханием.
2.14 помехоподавляющие устройства: Технические средства, устанавливаемые для снижения уровня индустриальных радиопомех.
2.15 радиоэлектронные средства (РЭС): Технические средства (радиостанции), предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
2.16 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.
2.17 резервирование: Применение дополнительного оборудования и средств (возможностей) с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких элементов.
2.18 система поездной радиосвязи: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая возможность ведения служебных переговоров между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.
2.19 скоростной участок: участок железнодорожной линии, на котором обращаются высокоскоростные и (или) скоростные пассажирские поезда со скоростями от 141 до 200 км/ч.
2.20 техническое обслуживание: Комплекс технологических операций по поддержанию работоспособности или исправности изделия (оборудования) в период его использовании по назначению (эксплуатации).
2.21 цифровая сеть радиосвязи: Комплекс технических средств, предназначенный для передачи цифровых сигналов электросвязи нормализованного числа цифровых каналов и пакетов со скоростью передачи, характерной для данного тракта передачи и стандарта.
2.22 эксплуатация РЭС: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

3 Обозначения и сокращения

В настоящих временных правилах использованы следующие обозначения и сокращения:
ВЧ               - высокочастотный (сигнал)

 ГКРЧ             - Государственная комиссия по радиочастотам

 ГМВ              - гектометровые радиоволны (частотный диапазон)

 ДМВ              - дециметровые радиоволны (частотный диапазон)

 ДНЦ              - диспетчер поездной

 ДСП              - дежурный по железнодорожной станции

 Е1               - первичный цифровой канал (поток Е1),
соответствующий первичному уровню плезиохронной
цифровой иерархии (PDH). Общая пропускная
способность Е1 = 2048 кбит/с

 СМА              - система мониторинга и администрирования

 MB               - метровые радиоволны (частотный диапазон)

 МСЭ-Т (ITU-      - Международный союз электросвязи. Сектор
T)                 стандартизации
электросвязи

 ОТС              - оперативно-технологическая связь

 ПРС              - поездная радиосвязь

 ПУ               - пульт управления

 РВ               - радиостанция возимая (локомотивная)

 РН               - радиостанция носимая

 PC               - радиостанция стационарная

 РЭС              - радиоэлектронное средство

 СП               - система передачи

 СПД              - сеть передачи данных

 СР               - станция распорядительная

 СМА ПРС          - система мониторинга и администрирования поездной
радиосвязи

 ТЧ               - тональная частота (канал)

 ТЧМ              - машинист локомотива, моторвагонного поезда,
специальногоьсамоходно-подвижного состава

 УС               - устройство сопряжения каналов

 ФЗ               - Федеральный закон

 ЭМС              - электромагнитная совместимость

 DSL              - цифровая абонентская линия

 Ethernet         - технология организации локальных вычислительных
(Eth)              сетей

 G.703            - стандарт, описывающий электрические характеристики
стыков цифровых интерфейсов передачи голоса или
данных через цифровые каналы, в частности, типа Е1

 GSM-R            - (GSM-Railway) Европейский стандарт цифровой
железнодорожной системы мобильной связи

 IEEE-802.3u      - протокол подключения к IP-сети

 IP               - сетевой протокол негарантированной доставки данных

 TETRA            - стандарт цифровой транкинговой системы мобильной
связи

 10/100 BASE-T    - физический интерфейс подключения к Ethernet

4 Основные положения

4.1. Назначение поездной радиосвязи
4.1.1. Система поездной радиосвязи (далее - ПРС) предназначена для обеспечения оперативного управления перевозочным процессом ОАО "РЖД", обеспечивающая возможность ведения служебных переговоров между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по железнодорожным станциям, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой.
4.1.2. Система ПРС, в зависимости от технологической потребности на соответствующем участке железной дороги, включает в себя линейные, зонные радиосети или сочетание их фрагментов (линейно-зонные радиосети).
4.1.3. Система ПРС должна обеспечивать устойчивую двустороннюю связь между абонентами, имеющими право пользования средствами поездной радиосвязи в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог, установленными Минтрансом РФ [1], в пределах зон радиопокрытия, определенных техническими параметрами применяемых РЭС и инфраструктуры, используемой для распространения радиосигналов вдоль железнодорожного пути.

4.2. Использование радиочастотного спектра
4.2.1 Система ПРС должна быть организована в диапазонах частот, выделенных решениями Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) для организации сетей технологической железнодорожной радиосвязи:
- гектометровом (ГМВ) диапазоне длин волн (2 МГц);
- метровом (MB) диапазоне длин волн (160 МГц);
- дециметровом (ДМВ) диапазоне длин волн (в частности, 900 МГц -стандарт GSM-R, 460 МГц - стандарт TETRA).
4.2.2 Система ПРС может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с таблицей распределения полос частот, принятой постановлением Правительства РФ [2] и при условии получения установленным порядком решения ГКРЧ по выделению полос радиочастот для функционирования ПРС.

5 Технические требования

5.1. Требования к системе ПРС в зависимости от категории (класса) железнодорожной линии (участка)

5.1.1. Все участки ОАО "РЖД", где обращаются поезда, должны быть оборудованы поездной радиосвязью.
Участки высокоскоростного движения (более 200 км/час) должны быть оборудованы цифровой системой поездной радиосвязи.
При выборе цифрового стандарта при организации поездной радиосвязи должны учитываться условия обеспечения совместимости (в том числе интероперабельности) смежных участков железнодорожных линий.
5.1.2. Система поездной радиосвязи реализуется с использованием аналоговых, цифровых и сочетания аналоговых и цифровых видов радиосвязи, при этом при проектировании новых сетей поездной радиосвязи предпочтение должно отдаваться цифровым видам радиосвязи.

5.2. Принципы организации системы поездной радиосвязи
5.2.1. В линейных радиосетях поездной радиосвязи, для обеспечения возможности связи между диспетчером поездным и подвижными объектами в пределах всего диспетчерского участка, стационарные РЭС (базовые станции), установленные вдоль диспетчерского участка железной дороги, соединяются с распорядительной коммутационной станцией (СР) диспетчера поездного с помощью линейного канала поездной радиосвязи, организованного, как правило, с использованием кабельных линий связи (волоконно-оптических, с медными жилами и др.) и систем передачи (СП).
5.2.2. Линейные цифровые сети поездной радиосвязи могут быть организованы с использованием GSM-R, TETRA и других перспективных стандартов цифровой радиосвязи.
5.2.3. Линейные аналоговые радиосети поездной радиосвязи могут быть организованы с использованием гектометрового и метрового радиочастотных диапазонов. Стационарные радиостанции в этих системах соединены групповым или Ethernet каналом с распорядительной станцией диспетчерского участка. Групповой канал реализуется с использованием аналоговых или цифровых линейных каналов проводной электросвязи.
5.2.4. Зонные радиосети поездной радиосвязи организуются на ограниченной территории железнодорожной линии (участка станции или перегона) без подключения стационарных радиостанций к распорядительной станции и используются для обеспечении двусторонней связи между подвижными объектами с дежурными работниками охраняемых объектов инфраструктуры (железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.п.), с дежурными по локомотивным депо, с начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда, помощником машиниста и т.п.
5.2.5. Скоростные и высокоскоростные участки железнодорожных линий должны оборудоваться цифровыми системами радиосвязи, обеспечивающими поездную радиосвязь при наибольших допустимых скоростях движения, с использованием цифровых каналов сетей электросвязи.

5.3 Технические требования к структуре построения и технические средства поездной радиосвязи
5.3.1 Линейные цифровые сети ПРС строят в соответствии со структурой и техническими средствами используемого стандарта цифровой радиосвязи (GSM-R, TETRA и др.).
В состав цифровой линейной радиосети ПРС входят:
- базовые станции;
- стационарные антенны, мачты, фидерные линии;
- каналы передачи данных;
- возимые (локомотивные) радиостанции;
- носимые радиостанции;
- пульты управления радиостанциями;
- коммутационное оборудование сети радиосвязи;
- система мониторинга и управления сетью.
5.3.2 Линейные аналоговые сети ПРС строят по принципу совместного использования канала связи между СР и стационарными РЭС, устанавливаемыми в служебно-технических зданиях, расположенных вдоль участка железной дороги и радиоканала, организуемого на время переговоров между абонентами стационарных радиостанций и радиостанций, установленных на локомотивах.
В состав аналоговой линейной радиосети ПРС входят:
- распорядительная станция;
- пульты управления радиостанциями;
- канал связи;
- стационарные радиостанции, фидерные линии, согласующие, запирающие и заземляющие устройства;
- стационарные антенны, устройства для возбуждения направляющих линий (для диапазона ГМВ);
- направляющие линии, которыми могут служить специально подвешиваемые провода (одно- и двухпроводные волноводы), провода линий электропередачи с необходимыми элементами обустройства.
- возимые (локомотивные) радиостанции;
5.3.3 Зонные радиосети ПРС строят по радиальному принципу (с ограниченной зоной радиопокрытия).
В состав зонной сети ПРС входят:
- стационарная радиостанция соответствующего диапазона частот;
- возимые (локомотивные) радиостанции;
- носимые радиостанции MB или ДМВ диапазона.

5.4 Требования к минимально допустимым уровням сигналов
(зонам радиопокрытия)
5.4.1. Радиоканалы, используемые в диапазоне 460 МГц, должны удовлетворять требованиям:
- обеспечение вероятности связи по месту и времени 95 %;
- минимально допустимый уровень сигнала минус 85 дБ (1 мВт).
5.4.2. Радиоканалы, используемые в диапазоне 900 МГц, должны удовлетворять требованиям:
- обеспечение вероятности связи по месту и времени 95%;
- минимально допустимый уровень сигнала минус 92 дБ (1 мВт).
5.4.3. Значения минимально допустимых уровней радиопомех в радиоканалах ПРС на входе приемника возимой радиостанции для участков железных дорог ОАО "РЖД", приведены в приложении А.
5.4.4. Значения минимально допустимых уровней полезного сигнала на входе приемника возимой радиостанции в сети ПРС гектометрового диапазона для вероятности связи, равной 95% по месту и времени, приведены в приложении А.
5.4.5. Зона радиопокрытия зонной радиосети ПРС определяется техническими параметрами применяемых РЭС, антенн, и другой инфраструктуры, используемой для распространения высокочастотного сигнала вдоль железнодорожного пути.
5.4.6. С целью уменьшения влияния на соседние зонные радиосети, зона радиопокрытия зонной радиосети ПРС может быть принудительно ограничена (например, путем применения стационарных антенн при наличии возможности применения устройств возбуждения направляющей линии).
5.4.7. Зона радиопокрытия зонной радиосети ПРС не должна составлять менее трех километров от оси железнодорожного переезда, границ другого охраняемого объекта инфраструктуры (железнодорожный мост, тоннель и т.п.), либо от подвижной единицы (локомотива или вагона, в котором установлена радиостанция).

5.5 Организация линейных каналов системы поездной радиосвязи
5.5.1. При организации линейных каналов в цифровых системах передачи могут использоваться:
- цифровые каналы потока Е1 с подключением стационарных радиостанций (базовых станций) к проводному каналу по интерфейсу G.703 в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т [3]. Резервирование потоков Е1 должно быть обеспечено с использованием сети связи, обеспечивающей возможность автоматической организации канала связи по заранее предусмотренному альтернативному маршруту;
- каналы IP-сети с подключением стационарных радиостанций (базовых станций) по технологии Ethernet в соответствии с протоколом IEEE-802.3, принятым Институтом инженеров электротехники и электроники [4]. Технология сетевого взаимодействия распорядительных станций и стационарных радиостанций поездной радиосвязи должна соответствовать стандартным протоколам IP-сети;
- четырехпроводные каналы ТЧ, организованные в цифровых системах передачи.
5.5.2. При организации линейных каналов для линейной сети ПРС в аналоговых системах передачи могут использоваться:
- двухпроводные физические линии;
- четырехпроводные каналы ТЧ;
- дифференциальные системы.
5.5.3. Допускается при организации линейных каналов поездной радиосвязи использовать сочетание каналов цифровых и аналоговых систем передачи.

5.6 Установление соединения
5.6.1. В цифровой сети ПРС установление соединения и его удержание в процессе движения осуществляется в соответствии с алгоритмом используемого стандарта цифровой радиосвязи.
5.6.2. В аналоговой сети ПРС установление соединения осуществляется посылкой вызывного сигнала, переводящего соответствующие радиостанции из режима "Дежурный прием" в режим "Прием".
Параметры сигналов вызова, применяемых для установления связи по радиоканалу в сетях ПРС, и ответных сигналов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.
5.6.3. Время установления соединения в зонных сетях ПРС не должно превышать 6 сек.
Время установления соединения в линейных сетях ПРС не должно превышать 7 сек.

5.7. Вызов абонентов
В системе ПРС используются групповые, избирательные и индивидуальные вызовы.
Групповой и избирательный вызов в цифровой системе радиосвязи осуществляется в соответствии с алгоритмом используемого стандарта цифровой радиосвязи.
В аналоговых системах вызов машинистов поездных локомотивов от диспетчеров поездных и дежурных по железнодорожным станциям может быть как групповым, так и индивидуальным.
В линейной сети аналоговой ПРС при поступлении вызова ДНЦ от локомотивной радиостанции могут использоваться системы автоматического выбора стационарной радиостанции:
а) имеющей цифровой интерфейс - с наибольшим отношением сигнал/шум, а при их равенстве - с наибольшим уровнем ВЧ-сигнала;
б) имеющей аналоговый интерфейс - с наибольшим уровнем ВЧ-сигнала, с исключением возможности подключения двух радиостанций к линейному каналу.

5.8. Требования к аппаратуре цифровой ПРС
В цифровой сети стационарная и подвижная аппаратура должна соответствовать требованиям используемого стандарта цифровой радиосвязи.
Оборудование базовых станций, коммутационное оборудование, оборудование управления сетью должно соответствовать требованиям следующих документов:
- для стандарта TETRA - Правилам применения, принятым Приказами Мининформсвязи России [5] и [6];
- для стандарта GSM-R в части электрических параметров - Правилам применения, принятым Приказами Мининформсвязи России [7 - 9].
- для перспективных цифровых стандартов - документами, принимаемыми соответствующими органами государственного надзора и управления.

5.9. Требования к оборудованию (аппаратуре) аналоговой ПРС
Оборудование аналоговых сетей ПРС должно соответствовать Правилам применения, принятым Приказами Мининформсвязи России [10] и [11].
5.9.1. В ГМВ диапазоне радиоаппаратура должна удовлетворять следующим требованиям:
- режим работы - симплексный;
- частотная (класс излучения 11K8F3E) и фазовая (класс излучения 11K8G3E) модуляция;
- частотный разнос между радиоканалами 20 кГц;
- ширина полосы частот излучения (на уровне минус 30 дБ) 11,8 кГц;
- максимальная девиация частоты передатчика не более 2,5 кГц; -чувствительность приемника при отношении сигнал/шум 12 дБ, не более 5 мкВ;
- избирательность приемника по соседнему каналу не менее 60 дБ;
- избирательность приемника по побочным каналам не менее 60 дБ;
- интермодуляционная избирательность не менее 50 дБ;
- коэффициент нелинейных искажений приемника не более 5%.
5.9.2. В диапазоне MB радиоаппаратура должна удовлетворять требованиям ГОСТ 12252-86 [17]. Допускается использование РЭС с шагом сетки частот между радиоканалами 12,5 кГц.

5.10 Обеспечение электромагнитной совместимости
ЭМС обеспечивается выполнением требований по устойчивости аппаратуры ПРС к воздействию внешних помех и допустимым уровням излучаемых помех.
По уровням излучаемых помех радиостанции системы ПРС должны отвечать требованиям ГОСТ 12252-86 [17], ГОСТ Р 50016-92 [12] и ГОСТ Р 50842-95 [14].
По устойчивости к воздействию внешних помех технические средства ПРС должны отвечать требованиям ГОСТ Р 50799-95 [13], ГОСТ Р 51317.4.3-2006 [15], ГОСТ Р 51317.4.6-99 [16].
Инфраструктура железнодорожного транспорта и тяговый подвижной состав должны быть оборудованы помехоподавляющими устройствами.

5.11 Требования к электропитанию
5.11.1. Стационарное оборудование ПРС должно обеспечиваться электроснабжением не менее чем от двух независимых источников электроэнергии.
5.11.2 Возимое (локомотивное) оборудование ПРС должно обеспечиваться электропитанием от бортовой сети локомотивов, моторвагонных поездов соответствующего напряжения, с использованием ресурса штатных аккумуляторных батарей данного подвижного состава.

5.12 Требования к механическим и климатическим воздействиям
По устойчивости к механическим и климатическим воздействиям оборудование ПРС должно соответствовать требованиям ГОСТ 16019-2001 [18].

6 Методы контроля

6.1 Требования к испытаниям
6.1.1 Контроль (измерение) параметров ПРС осуществляется на этапах приемки в эксплуатацию системы ПРС (приемочные испытания) и в процессе эксплуатации (периодические, контрольные испытания).
6.1.2 Приемочные испытания системы ПРС проводятся при завершении строительства или реконструкции (модернизации) системы, по программе и методике, утвержденной Заказчиком.
6.1.2.1 Приемочные испытания цифровой системы ПРС должны включать измерение электрических параметров, контроль функционирования системы, соответствие их требованиям технического задания на систему в объеме, определенном программой и методикой приемочных испытаний.
6.1.2.2 Приемочные испытания аналоговой системы ПРС должны включать измерение соответствия электрических параметров техническим требованиям, приведенным приложении А, в порядке, определенном в пункте 6.4 и соответствия параметров и функций требованиям технического задания на систему в объеме, определенном программой и методикой приемочных испытаний.
6.1.3 Испытания периодические и контрольные должны включать измерение технических параметров, претерпевающих изменение в процессе эксплуатации.
6.1.3.1 Испытания цифровой сети ПРС должны включать измерение параметров радиопокрытия базовых станций и технических параметров оборудования соответствующего цифрового стандарта радиосвязи.
6.1.3.2 Испытания аналоговой сети ПРС должны включать измерение зон радиопокрытия стационарных радиостанций и основных технических параметров, приведенных в пунктах 6.4 и приложении А.
6.1.4 Устройства ПРС, имеющие техническую возможность, должны быть включены в систему мониторинга и администрирования СМА ПРС, предназначенную для контроля и администрирования параметров оборудования, входящего в систему поездной радиосвязи.

6.2 Требования к условиям, при которых проводят контроль
6.2.1. Проверка ПРС осуществляется путем контроля (измерения) основных параметров радиоканалов поездной радиосвязи, радиостанций, базовых станций, коммутационного оборудования, антенно-фидерных трактов, антенно-мачтовых сооружений, направляющих линий (волноводов) и других элементов инфраструктуры с использованием следующих технических средств:
- единой системы мониторинга и администрирования сети технологической связи;
- вагонов-лабораторий радиосвязи и диагностических комплексов, оснащенных специальным оборудованием для контроля поездной радиосвязи;
- специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов. Инфраструктура, обеспечивающая работоспособность поездной
радиосвязи, подвергается следующим видам контроля:
- периодические проверки;
- внеплановые проверки
- контрольные проверки.
6.2.2. С использованием СМА осуществляется проверка основных параметров оборудования и устройств (радиоэлектронных средств, коммутационного оборудования, источников электроснабжения, антенно-фидерных трактов и др.) ПРС.
6.2.3. Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля основных параметров ПРС с использованием СМА определяется техническими возможностями СМА и устанавливается Центральной станцией связи - филиалом ОАО "РЖД".
6.2.4. С использованием вагонов-лабораторий, диагностических комплексов, специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов осуществляются периодические и контрольные проверки основных параметров ПРС.
6.2.5. Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля основных параметров ПРС с использованием вагонов-лабораторий, диагностических комплексов, специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов устанавливается Центральной станцией связи -филиалом ОАО "РЖД".

6.3 Требования к средствам контроля
6.3.1. Используемый при проведении измерений параметров ПРС измерительный прибор должен иметь свидетельство (сертификат) об утверждении типа средства измерений, выданное в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и иметь действующее свидетельство о поверке (калибровке), выданное уполномоченным учреждением в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
6.3.2. Контроль технического состояния (работоспособности) устройств ПРС, имеющих возможность удаленного мониторинга, должен осуществляться системой мониторинга и администрирования в порядке, устанавливаемом Центральной станцией связи - филиалом ОАО "РЖД".

6.4 Порядок подготовки и проведения контроля
6.4.1 Проверки работоспособности и контроль основных параметров поездной радиосвязи осуществляются вагонами-лабораториями,
диагностическими комплексами при следовании по железнодорожному пути.
6.4.2. При проверках работоспособности и контроле основных параметров поездной радиосвязи на участках железных дорог с использованием вагонов-лабораторий, диагностических комплексов выполняются измерения следующих параметров ПРС:
а) уровней ВЧ-сигналов вдоль пути следования вагона-лаборатории с целью проверки выполнения норм по обеспечению зон радиопокрытия базовых станций цифровых сетей ПРС;
б) измерение уровней ВЧ-сигналов вдоль пути следования вагона- лаборатории, с целью проверки соответствия допустимым значениям уровней ВЧ-сигнала от стационарных РЭС аналоговых сетей ПРС;
в) измерение значений девиации частоты передатчика РЭС, модулируемого вызывными сигналами;
г) значений вызывных частот РЭС;
д) уровня радиопомех в радиоканалах поездной радиосвязи;
Также проводится субъективная оценка качества работы поездной радиосвязи в ходе ведения радиотелефонных переговоров с абонентами (пользователями) сети поездной радиосвязи.
6.4.3. Контрольные проверки ПРС с использованием вагона- лаборатории, диагностического комплекса назначают с целью определения фактического состояния поездной радиосвязи и выявления неисправностей, в том числе после завершения работ по ремонту, реконструкции инфраструктуры, строительства объектов, влияющих на основные параметры поездной радиосвязи, после устранения ранее выявленных нарушений, а также при проведении испытаний новых систем или оборудования технологической электросвязи, при увеличении уровня радиопомех и др.

 

Приложение А
(обязательное).

Усредненные уровни радиопомех в каналах аналоговой поездной радиосвязи

Усредненные уровни радиопомех были получены при достаточном для статистической обработки числе измерений в различных условиях, на различных участках железных дорог и при различных типах подвижного состава. Уровни радиопомех на входе приемника возимой радиостанции в ГМВ и MB диапазонах приведены в таблице. Если измеренный уровень радиопомех превышает значения, указанные в таблице, необходимо предпринимать меры по выявлению и устранению источника радиопомех.

Таблица 1 - Допустимый уровень радиопомех в радиоканалах поездной радиосвязи

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│              Допустимый уровень радиопомех, дБ, на частоте                   │
├─────────────────┬────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┤
│     2,1 МГц     │     153,0 МГц  │     2,1 МГц         │     153,0 МГц       │
├─────────────────┴────────────────┼─────────────────────┴─────────────────────┤
│            на стоянке            │              при движении                 │
├──────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┤
│                   Электроподвижной состав постоянного тока                   │
├─────────────────┬────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┤
│       45        │       18       │       58            │       30            │
├─────────────────┴────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┤
│                Электроподвижной состав переменного тока                      │
├─────────────────┬────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┤
│       46        │       26       │       60            │       46            │
├─────────────────┴────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┤
│Магистральные и маневровые тепловозы, дизель-поезда, рельсовые автобусы       │
├───────────────────┬──────────────────┬───────────────────┬───────────────────┤
│       30          │       14         │       38          │       26          │
└───────────────────┴──────────────────┴───────────────────┴───────────────────┘
Примечание - за 0 дБ принят 1 мкВ.

Таблица 2 - Минимально допустимые уровни сигнала в ГМВ диапазоне

             Вид тяги             

  Минимальный уровень сигнала, (И2мин), на 
входе приемника возимой радиостанции,   
дБ (1 мкВ)                

 Электрическая тяга               
переменного тока                  

                     72                    

 Электрическая тяга               
постоянного тока                  

                     70                    

 Автономная тяга                  

                     47                    

       Примечание - для скоростных и высокоскоростных поездов минимальный      
уровень полезного сигнала определяется по формуле И2мин = Ипомп + 12 дБ (1 мкВ),
где иИпомп - уровень помех, создаваемых поездом в канале поездной              
радиосвязи                                                                     

Таблица 3 - Минимально допустимый уровень полезного сигнала на входе приемника возимой радиостанции в системе аналоговой поездной радиосвязи метрового диапазона волн

  Условия эксплуатации    
радиосредств            

     Вид тяги      

      Минимальный уровень     
полезного сигнала И2мин на  
входе приемника возимой   
радиостанции, дБ (1 мкВ)   

Неэлектрифицированный     
участок                   

Автономная         

               2              

Электрифицированный       
участок постоянного тока  

Автономная         

               5              

Электрифицированный       
участок постоянного тока  

Электрическая      

              12              

Электрифицированный       
участок переменного тока  

Автономная, на     
европейской части  
России             

              14              

Электрифицированный       
участок переменного тока  

Автономная, на     
азиатской части    
России             

              12              

Электрифицированный       
участок переменного тока  

Электрическая на   
европейской части  
России             

              16              

Электрифицированный       
участок переменного тока  

Электрическая на   
азиатской части    
России             

              14              

Таблица 4 - Параметры вызывных сигналов

  Вызываемые абоненты      

 Частота сигнала, Гц 

  Длительность сигнала, с 

    ДНЦ                    

 700+/-2 или 2100+/-2

        не более 2        

    ТЧМ                    

        1000+/-2     

        не более 2        

    ДСП                    

        1400+/-2     

        не более 2        

  Ответный сигнал          

        900+/-2      

        0,8... 1,0        

 

Нормативные ссылки

 [1]    Приказ Министерства            Правила технической эксплуатации
транспорта Российской          железных дорог Российской Федерации
Федерации от 21.12.2010 г. N
286, зарегистрирован
Минюстом 28.01.2011 г. N
19627

 [2]    Постановление Правительства    Таблица распределения полос частот
Российской Федерации от        между радиослужбами Российской
15.07.2006 г. N 439-23         Федерации.

 [3]    G.703 Рекомендации МСЭ-Т,      Физические и электрические
1991 (Recommendation ITU-T)    характеристики интерфейсов цифровой
иерархии
(Physical/Electrical Characteristics
of Hierarchical Digital Interfaces).

 [4]    EЕЕ-802.3, Стандарт            Связь и обмен информацией между
института инженеров            системами - Локальные и
электротехники и электроники   общегосударственные сети -
по информационным              Специальные требования
технологиям. Часть 3: Метод    (Telecommunications and information
множественного доступа с       exchange between systems - Local and
определением коллизий и        metropolitan area networks -
спецификации физического       Specific requirements).
уровня. 2002 (IEEE Standard
for Information technology.
Part 3: Carrier sense
multiple access with
collision detection
(CSMA/CD) access method and
physical layer
specifications).

 [5]    Приказ Мининформсвязи          Правила применения базовых станций и
Российской Федерации от        ретрансляторов сетей подвижной
21.10.2009 N 132,              связи. Часть I. Правила применения
зарегистрирован Минюстом       оборудования подсистем базовых
19.11.2009 г. N 15260          станций сети подвижной радиосвязи
стандарта TETRA

 [6]    Приказ Мининформсвязи          Правила применения абонентских
Российской Федерации от        радиостанций сетей подвижной
22.08.2006 N 107,              радиосвязи стандарта TETRA
зарегистрирован Минюстом
04.09.2006 г. N 8195

 [7]    Приказ Мининформсвязи          Правила применения базовых станций и
Российской Федерации от        ретрансляторов систем подвижной
12.04.2007 N 45,               радиотелефонной связи. Часть II.
зарегистрирован Минюстом       Правила применения подсистем базовых
02.05.2007 г. N 9388           станций и ретрансляторов сетей
подвижной радиотелефонной связи
стандарта GSM 900/1800

 [8]    Приказ Мининформсвязи          Правила Российской Федерации от
коммутации 31.05.2007 N 58,    применения оборудования
зарегистрирован Минюстом       систем подвижной радиотелефонной
22.06.2007 г. N 9675           связи. Часть II. Правила применения
оборудования коммутации сети
подвижной радиотелефонной связи
стандарта GSM 900/1800

 [9]    Приказ Мининформсвязи          Правила применения абонентских
Российской Федерации от        станций (абонентских радиостанций)
19.02.2008 N 21,               сетей подвижной радиотелефонной
зарегистрирован Минюстом       связи стандарта GSM 900/1800
05.03.2008 г. N 11279

 [10]   Приказ Мининформсвязи          Правила применения базовых станций и
Российской Федерации от        ретрансляторов систем подвижной
11.01.2010 N 3,                радиотелефонной связи. Часть III.
зарегистрирован Минюстом       Правила применения оборудования
29.01.2010 г. N 16164          подсистем базовых станций,
использующих аналоговую угловую
модуляцию

 [11]   Приказ Мининформсвязи          Правила применения абонентских
Российской Федерации от        радиостанций с аналоговой модуляцией
12.04.2007 N 46,               сетей подвижной радиосвязи
зарегистрирован Минюстом
03.05.2007 г. N 9395

 [12]   ГОСТР 50016-92                 Совместимость технических средств
электромагнитная. Требования к
ширине полосы радиочастот и
внеполосным излучениям
радиопередатчиков. Методы измерений
и контроля

 [13]   ГОСТ Р 50799-95                Совместимость технических средств
электромагнитная. Устойчивость
технических средств радиосвязи к
электростатическим разрядам,
импульсным помехам и динамическим
изменениям напряжения сети
электропитания. Требования и методы
испытаний

 [14]   ГОСТ Р 50842-95                Совместимость радиоэлектронных
средств электромагнитная. Устройства
радиопередающие
народнохозяйственного применения.
Требования к побочным
радиоизлучениям. Методы измерения и
контроля

 [15]   ГОСТ Р 51317.4.3-2006          Совместимость технических средств
(МЭК 61000-4-3:2006)           электромагнитная. Устойчивость к
радиочастотному электромагнитному
полю. Требования и методы испытаний

 [16]   ГОСТ Р 51317.4.6-99            Совместимость технических средств
(МЭК 61000-4-6-96)             электромагнитная. Устойчивость к
кондуктивным помехам, наведенным
радиочастотными электромагнитными
полями. Требования и методы
испытаний

 [17]   ГОСТ 12252-86 [18]             Радиостанции с угловой модуляцией
сухопутной подвижной службы. Типы,
основные параметры, технические
требования и методы измерений

 [18]   ГОСТ 16019-2001                Аппаратура сухопутной подвижной
радиосвязи. Требования по стойкости
к воздействию механических и
климатических факторов и методы
испытаний