ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 сентября 2011 г. N 2088р

О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ НА СТАНЦИИ ВОЛОГДА-1 СЕВЕРНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

26 июля 2011 г. в 7 часов 35 минут при прибытии грузового поезда N 2905 на 7-й путь станции Вологда-1 Северной железной дороги на стрелочном переводе N 26 при скорости 11 км/ч допущен сход с рельсов 50-го с головы состава груженого углем вагона N 61499059.
В результате схода повреждены стрелочный перевод, маневровый светофор и вагон в объеме текущего отцепочного ремонта.
Стрелочный перевод N 26 проекта 2769, марки 1/9, тип рельсов Р-65, на железобетонных брусьях, род балласта - щебень. Пропущенный тоннаж 631 млн. тонн брутто. Последняя замена правого ремкомплекта производилась 7 июля 2010 г., пропущенный тоннаж после замены - 92 млн. тонн брутто.
Установлено, что на Северной железной дороге упущена работа в части контроля за интенсивностью бокового износа. Расследованием выявлено, что на расстоянии 815 мм от острия правого остряка имеются видимые следы перекатывания гребня колеса через правый криволинейный остряк. Боковой износ правого рамного рельса у острия остряка, вызвавший недопустимое взаимное положение остряка и рамного рельса, определяемого шаблоном КОР, составил 10 мм, боковой износ правого остряка в сечении 20 мм составил величину 5 мм, в сечении 50 мм - 7 мм. На расстоянии 1171 мм от острия остряка выкрашивание головки остряка составило 74 мм глубиной 2 мм. На нерабочей грани правого остряка имеется накат 1 мм, с рабочей грани горизонтальный уступ 2 мм.
С 7 июня 2011 г. правый ремкомплект стрелочного перевода N 26 был поставлен на учет в ведомости износа стрелочных переводов. При проведении внеочередного комиссионного осмотра станции Вологда-1 8 июля 2011 г. под председательством начальника службы пути Дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Чечельницкого А.И. на стрелочном переводе N 26 подтверждена дефектность ремкомплекта, боковой износ правого рамного рельса составил 8 мм и установлен срок замены до 11 июля 2011 г.
21 июля 2011 г. заместитель начальника Вологодской дистанции пути по текущему содержанию Каранин М.В. выдал предупреждение об ограничении скорости до 15 км/ч на стрелочном переводе N 26 в противошерстном направлении на боковой путь из-за наличия бокового износа правого рамного рельса.
В результате осмотров трижды выявлялся боковой износ рамного рельса и остряка на стрелочном переводе N 26 (07.06.2011, 08.07.2011, 21.07.2011), но решение о его замене так и не было принято.
Разбором, проведенным ОАО "РЖД" 24 августа 2011 г., установлено, что причиной схода вагона N 61499059 явилось набегание первого правого колеса первой тележки на правый остряк стрелочного перевода N 26 из-за бокового износа рамного рельса и остряка, недопустимого их взаимного положения, выкрашивания головки остряка и наличия горизонтального уступа на рабочей поверхности остряка.
По этой же причине случаи схода подвижного состава в организованных поездах имелись и ранее (17 июля 2002 г. на стрелочном переводе N 16 станции Чебсара, 20 сентября 2010 г. на стрелочном переводе N 125 станции Вологда-II и 29 июня 2011 г. на стрелочном переводе N 5 станции Полянки). Однако руководители путевого хозяйства Северной железной дороги должных выводов не сделали. Заместитель начальника Северной железной дороги по Вологодскому региону Захожий О.В. не организовал детального расследования и разбора данного случая схода подвижного состава.
Исполняющий обязанности начальника Северной железной дороги Альмеев С.А. 29 июля 2011 г. провел в управлении железной дороги разбор схода подвижного состава на станции Вологда-1 (протокол от 29 июля 2011 г. N 24 пр), не рассмотрев вопросы лубрикации, выноса и замены стрелочных переводов из кривых участков пути.
На Северной железной дороге эксплуатируется 119 дефектных стрелок на главных и станционных путях, что составляет 1,24% от их общего количества, по сети железных дорог данный показатель - 0,84%. Также на Северной железной дороге наибольший по сети удельный объем замены ремкомплектов по боковому износу. Однако работа по лубрикации организована неудовлетворительно.
Недостаточная работа проводится по замене стрелочных переводов, эксплуатируемых в кривых участках пути на сертифицированные стрелочные переводы типа Р-65 марки 1/11, предназначенные для укладки в кривые радиусами 600 м и 900 м проектов 2851, 2878, 2901.
В корректирующих мероприятиях, утвержденных исполняющим обязанности начальника Северной железной дороги Альмеевым С.А., не нашли отражение вопросы выполнения программ по выносу стрелочных переводов из кривых участков пути, и замене стрелочных переводов, эксплуатируемых в кривых участках пути, на сертифицированные стрелочные переводы типа Р-65 марки 1/11, предназначенные для укладки в кривые радиусами 600 м и 900 м проектов 2851, 2878, 2901.
Начальник Вологодской дистанции пути Северной железной дороги Алексеев А.В. неудовлетворительно организовал работы по устранению неисправностей, выявленных при комиссионных осмотрах пути и стрелочных переводов, не обеспечил своевременную замену правого ремкомплекта на стрелочном переводе N 26 станции Вологда-1.
В нарушение обязанностей, предусмотренных Положением о Вологодском отделе инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 31 марта 2011 г. N ДИ-68р, начальник Вологодского отдела инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры Ивасенко С.Я. не обеспечил системную работу по организации обеспечения безопасности движения поездов, в результате сходы подвижного состава в поездах по аналогичным причинам повторились.
В нарушение обязанностей, предусмотренных Положением о службе пути Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 14 марта 2011 г. N ДИ-49р, начальник службы пути Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Чечельницкий А.И. не принимает надлежащих мер для стабилизации положения в вопросах обеспечения безопасности движения поездов, не контролирует выполнение собственных поручений.
В нарушение обязанностей, предусмотренных приказом Северной дирекции инфраструктуры от 3 мая 2011 г. N ДИ-5/67 "О распределении обязанностей между заместителем начальника железной дороги - начальником Северной дирекции инфраструктуры и заместителями начальника Северной дирекции инфраструктуры, заместитель начальника Северной дирекции инфраструктуры по эксплуатации Северной железной дороги Дронов Г.А. ослабил требовательность к руководителям службы пути и дистанций пути по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, не организовал на должном уровне обучение руководителей путевого хозяйства, в результате неоднократно допускаются случаи схода подвижного состава на дефектных стрелках.
В нарушение обязанностей, предусмотренных приказом Северной дирекции инфраструктуры от 3 мая 2011 г. N ДИ-5/67 "О распределении обязанностей между заместителем начальника железной дороги - начальником Северной дирекции инфраструктуры и заместителями начальника Северной дирекции инфраструктуры", начальник Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Борецкий А.А. не обеспечил укомплектование руководителей путевого хозяйства Дирекции инфраструктуры квалифицированными кадрами, упустил вопросы усиления верхнего строения пути и, в первую очередь, замену дефектных стрелочных переводов.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что за допущенный сход подвижного состава в грузовом поезде N 2905 приказом Северной железной дороги от 12 августа 2011 г. N 169 ряд руководителей Северной железной дороги и Вологодского региона Северной железной дороги были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Северной железной дороги Билохой В.А. в отношении причастных должностных лиц.
На основании материалов расследования, и в соответствии с требованиями пункта 4 приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировать как сход подвижного состава в грузовом поезде и отнести к учету по ответственности за Вологодской дистанцией пути Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги.
В целях недопущения случаев схода с рельсов подвижного состава, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Начальникам железных дорог, заместителям начальников железных дорог - начальникам Дирекций инфраструктуры:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами допущенного 26 июля 2011 г. случая схода вагона N 61499059 в грузовом поезде N 2905 на стрелочном переводе N 26 станции Вологда-1 Северной железной дороги всех причастных работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) в срок до 1 октября 2011 г. организовать силами руководителей дистанций пути, руководителей и специалистов путевого хозяйства дирекций инфраструктуры железных дорог проведение внеочередного комиссионного осмотра станций с инструментальным промером стрелочных переводов, расположенных на маршрутах движения поездов, на предмет износа металлических частей стрелочных переводов, результаты осмотра оформить актами. По результатам осмотра привести скорости движения в соответствие техническим состоянием стрелочных переводов;
в) в 3-х суточный срок проанализировать достоверность данных по учету дефектных стрелочных переводов, имеющих предельные износы металлических частей;
г) в целях усиления контроля за устранением неисправностей, выявленных при комиссионных осмотрах станций, особое внимание уделять стрелочным переводам, имеющим износы и дефектность металлических частей, с отражением величин в книгах формы ПУ-29 и занесением результатов в "Книгу учета стрелочных переводов и глухих пересечений, лежащих в пути" формы ПУ-6;
д) организовать ежедневный анализ результатов устранения неисправностей, выявленных при комиссионных осмотрах станций. Особое внимание обращать на своевременную замену элементов стрелочных переводов по износам и дефектам, на выполнение работ по шлифовке и, в первую очередь, остряков;
е) в целях своевременного изъятия из пути ремкомплектов и крестовин стрелочных переводов, силами лабораторий дефектоскопии, руководителей и специалистов цехов дефектоскопии обеспечить постоянно сверку данных о наличии дефектных стрелочных переводов и учет износа металлических частей стрелочных переводов. Обеспечить руководителей дистанции пути, мастеров, бригадиров, мастера цеха дефектоскопии, операторов дефектоскопных тележек дефектными ведомостями стрелочных переводов с предельными износами металлических частей;
ж) проанализировать потребность и эффективность работы, правильность выбора и места установки стационарных путевых лубрикаторов в горловинах станций, при необходимости провести переустановку. При поступлении новых стационарных путевых лубрикаторов обеспечить их установку перед стрелочными переводами с интенсивным износом элементов стрелочных переводов;
з) обеспечить выполнение программ выноса стрелочных переводов из кривых участков пути (на 2009 - 2015 годы) и замены стрелочных переводов, эксплуатируемых в кривых участках пути, на сертифицированные стрелочные переводы типа Р-65 марки 1/11, предназначенные для укладки в кривые радиусами 600 м и 900 м проектов 2851, 2878, 2901 (на 2010-2012 годы). О выполнении доложить в Управление пути и сооружений в срок до 30 сентября 2011 г.
2. Начальнику Северной железной дороги Билохе В.А.:
а) для целенаправленной и полной организации работ по недопущению подобных случаев сходов подвижного состава в поездах провести повторный разбор данного случая схода подвижного состава с последующей доработкой мероприятий с учетом выявленных недостатков;
б) обратить внимание на необходимость укрепления технологической дисциплины и принятия мер по обеспечению безопасности движения на Северной железной дороге.
3. За бессистемную работу в организации обеспечения безопасности движения поездов, неоднократно допущенные сходы подвижного состава в поездах по вине путевого хозяйства, игнорирование расследования и разбора данного случая схода подвижного состава на Вологодском регионе начальнику Вологодского отдела инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Ивасенко С.Я. объявить выговор.
Начальнику Северной железной дороги Билохе В.А. в декадный срок внести предложение по укреплению руководства Дирекции инфраструктуры Вологодского региона и Вологодской дистанции пути.
4. За невыполнение приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г.  N 163 в части повторения нарушений требований безопасности движения поездов в хозяйстве пути начальник службы пути Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Чечельницкий А.И. заслуживает привлечения к строгой дисциплинарной ответственности, но учитывая не продолжительный стаж работы, объявить замечание.
5. За отсутствие требовательности к руководителям службы пути и дистанций пути по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, неудовлетворительную организацию обучения руководителей путевого хозяйства, неоднократно допущенные случаи схода подвижного состава на дефектных стрелках заместителю начальника Северной дирекции инфраструктуры по эксплуатации Северной железной дороги Дронову Г.А. объявить замечание.
6. За неукомплектование руководителей путевого хозяйства Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги квалифицированными кадрами, упущения, допущенные в вопросах усиления верхнего строения пути, в том числе плановой замены стрелочных переводов и оперативной смены дефектных стрелок, начальника Северной дирекции инфраструктуры Северной железной дороги Борецкого А.А. предупредить, что если им не будут приняты необходимые меры, то будет поставлен вопрос о его соответствии занимаемой должности.
7. Контроль за исполнением решений настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов