7. Ожидание.
Потери на ожидание возникают, когда работники или частично готовая продукция вынуждены дожидаться дальнейших действий, информации или материалов. Плохое планирование, несовершенство управления запасами приводит к простоям, которые стоят времени и денег.
Для железнодорожной станции основными причинами потерь от ожидания являются:
- недостатки планирования на уровне диспетчерского аппарата,
- отсутствие информации;
- слабые взаимодействия со смежными подразделениями, задействованными в одном технологическом процессе.
Примерами потерь в ожидании для железнодорожной станции могут быть простои в ожидании обработки состава в техническом и коммерческом отношении, в ожидании расформирования поезда из-за отсутствия информации о составе этого поезда, в ожидании локомотива из-за несвоевременного подвода локомотивов или производства ТО и т.д. (рисунок 4).

См. рисунок 4. - Потери от ожидания работы с вагонами в парке прибытия

Потери от ожидания могут также быть из-за плохой согласованности действий смежных подразделений при проведении плановых и внеплановых "окон". Например, простои исполнителей и оборудования из-за ожидания предоставления "окна", подхода техники к месту проведения "окон", простои поездов из-за позднего окончания "окна" или необходимости его внепланового предоставления.
Основой для сокращения потерь в ожидании является принцип "точно вовремя", когда выполнение каждого действия как позже, так и раньше необходимого времени рассматривается как потери, потому что в обоих случаях тот же результат мог быть достигнут либо быстрее, либо меньшим количеством ресурсов. Для сокращения или исключения потерь от ожидания необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия по выравниванию загрузки работников, синхронизации процессов планирования работы с поездами в парках станции (сквозного планирования технического обслуживания и коммерческого осмотра, расформирования и формирования, поездообразования, обеспечения локомотивами и бригадами), улучшить качество планирования "окон".
Сократить потери от ожидания позволит переход на твердые нитки графика движения поездов. Поскольку одним из условий внедрения бережливого производства является предсказуемость параметров процесса, движение всех (и пассажирских, и грузовых) поездов по расписаниям позволяет заблаговременно и точно рассчитать потребность в ресурсах (количество работников, локомотивов, материалов и т.д.) для осуществления перевозочного процесса и задействовать именно это потребное количество - ни больше, ни меньше. Заранее известные размеры движения по каждому периоду времени дают возможность определить требуемое время окончания каждой операции каждым участником технологического процесса и исключить потери одних в ожидании выполнения работ другими.
Для сокращения или исключения потерь от ожидания необходимо разрабатывать и внедрять мероприятия по выравниванию загрузки работников, синхронизации процессов планирования работы с поездами в парках станции (сквозного планирования технического обслуживания и коммерческого осмотра, расформирования и формирования, поездообразования, обеспечения локомотивами и бригадами), улучшить качество планирования "окон".