МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (часть 9) от 23.04.2012 г. N 805р

3. Внедрение бережливого производства на железнодорожной станции

3.1. Определение ценности

Для оценки внедрения на железнодорожных станциях методов оптимизации трудозатрат работников железнодорожных станций при внедрении бережливого производства устанавливаются целевые показатели, значения которых не должны быть ниже ранее разработанных. Целевые показатели, утвержденные распоряжением Центральной дирекции управления движением N ЦД-43р от 26 марта 2012 года, представлены в таблице 1.

Таблица 1


п/п

    Показатели    

           Примечание         

 1

Себестоимость     
переработки       
одного вагона,    
руб/ваг           

Рассчитывается конкретно для  
каждой железнодорожной станции

 2

Производительность
труда             

количество отправленных       
вагонов/среднеспис. числ. по  
перевозкам, (ваг/чел)         

 3

Производительность
маневрового       
локомотива,       
ваг/лок           

количество транзитных с       
переработкой и местных        
вагонов в среднем в           
сутки/количество маневровых   
локомотивов (ваг/лок)         

 4

% грузовых        
поездов своего    
формирования,     
отправленных по   
расписанию        

количество грузовых поездов   
своего формирования,          
оправленных по расписанию/    
общее количество отправленных 
поездов, % (из программы      
ГИД "УРАЛ")                   

 5

Производственный  
травматизм, случай

определяется на основании     
данных ТТО-1 (статистическая  
отчетность о производственном 
травматизме) (случай)         

 6

% грузовых поездов,
отправленных по   
расписанию        

количество грузовых поездов,  
отправленных по               
расписанию/общее количество   
отправленных поездов (из      
программы ГИД "УРАЛ"), %      

 7

Оборот локомотива 
по станции        

Определяется как разница времен
отправления и прибытия        
локомотива на станцию, час    

 8

Простой местного  
вагона на         
ответственности   
ОАО "РЖД"         

Рассчитывается конкретно для  
каждой железнодорожной станции

Оценка положения дел в структурном подразделении определяется по ключевым задачам, определяющим основные направления работы железнодорожной станции. Методика оценки для повышения эффективности работы разработана И.Кобаяси и приводится в книге "20 ключей к совершенствованию бизнеса. Практическая программа революционных преобразований на предприятиях". Оценка показывает, насколько устойчиво работает производственная система. Каждая из ключевых задач оценивается по пяти уровням, цель преобразований на железнодорожной станции по каждой задаче - достижение нормы.
Наглядный пример оценки структурного подразделения по пятибалльной шкале приведен на рисунке 7.

См. рисунок 7. - Пример оценки конкретного структурного подразделения

В процессе внедрения системы бережливого производства ставится достижение таких целей, как минимизация трудозатрат, гарантия сокращения сроков доставки грузов, максимальное качество при минимальной стоимости. Отправная точка бережливого производства - ценность для потребителя.
При внедрении бережливого производства всесторонне изучается подробное понимание механизма создания потребительской ценности, рассматривается подробно весь производственный процесс. В результате изучения производственного процесса определяются проблемы, для наглядного представления процесса составляется причинно-следственная схема Исикавы. Подробный порядок составления схемы Исикавы приведен в стандарте СТО РЖД 1.05.515.3 "Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы".
Причинно-следственная схема Исикавы позволяет изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения, то есть выявить влияние причин на всех уровнях технологического процесса. Главным достоинством ее является то, что она дает наглядное представление не только о тех факторах, которые влияют на изучаемый объект, но и о причинно-следственных связях этих факторов, что является ключом к решению возникающих проблем. Схема Исикавы составляется индивидуально или в результате проведения "мозгового штурма" специально созданной командой, целью которого является количество, а не качество идей. Используются все выводы и идеи, полученные в результате проведения исследований. Затем в разрезе этих категорий строится причинно-следственная схема, где в направлении главной стрелки отражается решаемая проблема, а в направлениях боковых стрелок отражаются причины, сгруппированные по категориям (рис.8). На выполнение плана отправления поездов на точку графика значительное влияние оказывает простой транзитных вагонов. С помощью схемы Исикавы рассмотрены причины невыполнения на железнодорожной станции нормативов простоя транзитного вагона с переработкой и без переработки.

См. рисунок 8. - Схема Исикавы по невыполнению норматива простоя транзитного вагона

На основании схемы Исикавы строится диаграмма Парето -инструмент, позволяющий разделить факторы, влияющие на возникшую проблему, на важные и несущественные для распределения усилий по ее решению. Подробный порядок составления диаграммы Парето приведен в стандарте ОАО "РЖД" СТО 1.05.515.2 "Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето". Сама диаграмма является разновидностью столбчатого графика с кумулятивной кривой, в которой факторы распределены в порядке уменьшения значимости. В основе диаграммы Парето лежит принцип 80/20, согласно которому 20% причин приводят к 80% последствий, поэтому целью построения диаграммы является выявление этих причин для концентрации усилий по их устранению. Построение диаграммы Парето по анализу влияния причин задержек поездов по железнодорожной станции на увеличение простоя транзитных вагонов без переработки представлено на рисунке 9, с переработкой - на рисунке 10.

См. рисунок 9. - Анализ влияния причин задержек поездов по ж.д. станции на увеличение простоя транзитных вагонов без переработки за 1-е полугодие

 

См. рисунок 10. - Анализ влияния причин задержек поездов по ж.д. станции на увеличение простоя транзитных вагонов с переработкой за 1-е полугодие 2012 г.

 

*Примечание: согласно стандарту ОАО "РЖД" СТО 1.05.515.2 группу "Прочие" рекомендуется располагать на оси абсцисс последней, независимо от того, насколько большим получилось число, так как группу составляет совокупность признаков, числовой результат по каждому из которых меньше, чем самое маленькое значение, полученное для признака, выделенного в отдельную строку.