МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (часть 20) от 23.04.2012 г. N 805р

4.13. Устранение непроизводительных затрат

  Описание текущего 
состояния по 5   
уровням      

      Проблемы    

   Принимаемые   
меры      

1

Отсутствует      
правильное       
понимание того,  
что такое        
производительные 
затраты          

Выполняются       
операции, не      
представляющие    
ценности          

Добиться         
согласования в   
понимании того,  
что такое потери 

2

Добиться         
одинакового      
понимания всеми, 
что такое         
непроизводственные
затраты и операции

Определить        
источники потерь  

Производить      
выборный контроль
рабочих операций 

3

Добиться повышения
коэффициента     
производительных 
операций         

Началась          
рационализаторская
деятельность в    
целях повышения   
производительности

Разработать      
конкретный план  
действий повышения
производительности

4

Повысить         
коэффициент      
производительных 
операций не менее
чем на 85%       

Принимаются        
конкретные меры   

Полностью        
исключить        
непроизводительные
потери           

5

Повысить         
коэффициент      
производительных 
операций не менее
чем на 95%       

 

 

При устранении непроизводительных затрат должны быть определены и исключены любые операции, не создающие ценности. Например, при анализе затрат труда сигналиста установлено, что значительное время он тратит на проходы к посту для отдыха и обогрева, расположенному далеко от места закрепления вагонов. Внедрение предложения по оборудованию помещения для отдыха и обогрева в непосредственной близости от места закрепления вагонов позволит сократить время на непроизводительные проходы и повысить производительность труда сигналиста.

4.14. Создание благоприятных условий для самостоятельной работы по усовершенствованию

  Описание текущего  
состояния по 5    
уровням        

    Проблемы    

 Принимаемые меры 

1

Внедрение         
рациональных идей 
не зависит от     
сотрудника        

Отсутствует     
энтузиазм       

Свои предложения  
по улучшению      
реализовываются   
самими            
работниками       

2

Желание заниматься
усовершенствованием

Недостаточно    
инструмента     
и материалов для
реализации идей 

Создать уголок     
усовершенствований

3

Развитие          
программ быстрой  
переналадки       
оборудования      

Не развиты      
коммуникации    

Разработка и      
реализация        
проектов по       
усовершенствованию

4

Изготовление      
специальных       
приборов и        
осуществление     
малобюджетных     
проектов          
автоматизации     

Недостаточно    
желания применять
новые технологии

Обучение способам 
использования     
микропроцессоров  
и сенсоров        

5

Внедрение         
всего самого      
современного      

 

 

 

Необходимо постоянно проводить рассмотрение и реализацию предложений по улучшению работы структурного подразделения. В целях расширения таких возможностей работники железнодорожных станций должны периодически обучаться на курсах повышения квалификации новым технологиям и приемам труда, чтобы потом успешно применять в работе полученные знания. Система мотивации при работе подразделения в условиях бережливого производства стимулирует действия работников, направленные на улучшение работы структурного подразделения.

4.15. Совмещение профессий

   Описание текущего 
состояния по 5   
уровням      

    Проблемы   

   Принимаемые   
меры       

1

Никто не          
помышляет о        
совмещении        
профессий         

Отсутствует    
интерес к      
совмещению     
профессий      

Понимание        
необходимости    
совмещения       
профессий        

2

Движение за       
совмещение        
профессий         
разворачивается   
внутри команд,    
включая           
служебные         
подразделения.    
Начало обучения   
смежным           
профессиям        

Отсутствует    
учебный план   

Добиться         
заинтересованности
всего персонала в
совмещении       
профессии        

3

Завершение        
обучения смежным  
профессиям внутри 
организационно-   
технологических   
участков.         

Недостаточно   
одностраничных 
инструкций.    
Рабочие места не
модифицированы 

Развернуть        
движение за      
совмещение       
несмежных        
профессий на всем
предприятии.     

4

Завершить         
обучение части    
персонала         
несмежными        
профессиям, целью 
которого является 
создание          
производственной  
системы, способной
быстро реагировать
на внешние        
воздействия       

Профессиональный
рост           
недостаточно   
стимулирован   

Процесс          
профессионального
роста работника  
должен быть      
выражен в        
материальном     
эквиваленте      

5

Устранены любые   
помехи,           
препятствующие    
ротации персонала 
исходя из текущей 
потребности       

 

 

Необходимо мотивировать стремление работников к обучению смежным и другим профессиям. В условиях работы железнодорожной станции это особенно актуально, так как процесс перевозок обеспечивается круглосуточно, а загрузка работников в течение смены не всегда рациональна. В результате обучения работников на структурном подразделении создается производственная система, способная реагировать на внешние воздействия. Например, дежурный по железнодорожной станции может выполнять должностные обязанности на всех постах централизации железнодорожной станции, дежурный по парку железнодорожной станции может обслуживать любой из парков железнодорожной станции. Приемосдатчик груза и багажа может освоить профессию оператора станционного центра обработки поездной информации и перевозочных документов. Освоение каждым работником трех и более рабочих мест поможет регулировать расстановку штата на рабочих местах в условиях форс-мажорных обстоятельств (неожиданных заболеваний работников, учебных отпусков, командировок и других неявок, разрешенных законодательством).