МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ТРУДОЗАТРАТ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ ПРИ ВНЕДРЕНИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (часть 23) от 23.04.2012 г. N 805р

4.20. Характеристические и новые технологии

   Описание текущего 
состояния по 5   
уровням       

     Проблемы    

    Принимаемые меры   

1

Предприятие не    
развивает свои    
характеристичес   
кие технологии,   
почивает на       
лаврах, не ставя  
никаких амбициозных
целей относительно
достижения мирового
промышленного     
прогресса         

Предприятие      
остановилось в   
в развитии своих 
технологий       

Оценка темпов развития 
своих характеристических
технологий в сравнении 
с мировыми тенденциями 

2

Отстаивание по    
темпам роста от   
других предприятий
отрасли           

Слабый           
инновационный    
потенциал,       
недостаточный для
разработки и     
внедрения новых  
технологий       

Повышение уровня своих 
характеристических     
технологий и темпов    
разработки новых       
технологий             

3

Вы достигли       
среднеотраслевого 
уровня            
технологического  
развития, в том   
числе и по темпам 
технологического  
прогресса         

Наступило        
самоуспокоение   

Понять, к какому       
состоянию надо         

4

Темпы             
технологического  
развития вашего   
предприятия       
превысили         
среднеотраслевой  
уровень. Вы       
добились          
добились          
впечатляющих      
успехов и в       
разработке новых  
технологий        

Отсутствует      
система передачи 
знаний в области 
технологии новым 
поколениям       
работников       

Создание системы       
передачи знаний в      
области технологии     
новым поколениям.      
Оценку технологического
состояния нужно        
постоянно               
актуализировать        

5

Вы стали мировыми 
лидерами по       
характеристическим
технологиям.      
Вы всегда         
находитесь на     
острие базовых    
и новых технологий

 

 

Использование инновационных технологий повышает эффективность технологических процессов, выводит управление движением поездов и маневровой работой на качественно новый уровень, недоступный при неизменной технической и технологической базе. Инновационное развитие базируется на принципе непрерывных улучшений, т.к. мировые достижения в любой области постоянно совершенствуются, возникают новые технические и технологические решения.
Например, в инновационном маневровом локомотиве "SinaraHybrid" реализовано более 20 инновационных решений, использована инновационная интеллектуальная микропроцессорная система, обладающая функцией предсказания профиля пути с использованием технологий ГЛОНАСС. Интеллектуальная система тепловоза может при приближении к аварийному участку автоматически, без участия машиниста локомотива, снижать скорость движения или плавно останавливать поезд. Локомотив оснащен радарами для определения расстояния до препятствия, системами видеонаблюдения зон недостаточной обзорности и стабилизации скорости, что позволяет без участия машиниста локомотива снизить скорость движения, остановить поезд. Такие инновационные разработки позволят составителю поездов управлять движением локомотива и выполнять маневровую работу на железнодорожных станциях без участия машиниста локомотива, т.е. делают возможным совмещение обязанностей машиниста и составителя поездов (кондуктора поездов).
Эксплуатационная деятельность, связанная с перевозкой грузов клиентов, является основным бизнесом ОАО "РЖД". Центральная дирекция управления движением с минимумом эксплуатационных расходов на уровне региональных дирекций является координирующим центром действий смежных служб в перевозочном процессе. Именно поэтому в эксплуатационной работе, где взаимодействуют множество подразделений дороги, существует наибольшее количество проблем, связанных с низким качеством взаимодействия. В основной оперативной деятельности в обеспечении процесса перевозок участвуют три подразделения: железнодорожная станция, эксплуатационные локомотивное и вагонное депо.
Для пропуска вагонопотока дирекцией управления движением решаются следующие задачи, указанные на рисунке 17.

 

См. рисунок 17. - Задачи для сведения к минимуму эксплуатационных расходов

 

                             5. Выводы

            ┌─────────────────────────────────────────┐
│     ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО    │
│ ПРОИЗВОДСТВА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│  Создание рабочей группы, составление   │
│ плана внедрения технологий бережливого  │
│             производства                │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│    Анализ существующей документации,    │
│  показателей эксплуатационной работы    │
│        железнодорожной станции          │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│Определение узких мест на железнодорожной│
│                 станции                 │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│   Разработка путей решения проблем,     │
│     вариантов изменения технологий      │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│     Расчет экономических эффектов       │
│   вариантов разработанных технологий    │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│    Выбор экономически обоснованного     │
│                варианта                 │
└────────────────────┬────────────────────┘

V
┌─────────────────────────────────────────┐
│   Внедрение или реализация проекта      │
└─────────────────────────────────────────┘

 

                                                        Приложение

                        Паспорт проекта

                      ┌───────────────────────────────────┐
│Оптимизация работы станции "Н" при │
Наименование проекта │совмещении обязанностей оператора  │
│СТЦ по проверке номеров вагонов и  │
│приемщика вагонов                  │
└───────────────────────────────────┘

                      ┌───────────────────────────────────┐
Куратор проекта      │Главный инженер дирекции управления│
│движением                          │
└───────────────────────────────────┘

                      ┌───────────────────────────────────┐
Руководитель проекта │Начальник железнодорожной станции  │
└───────────────────────────────────┘

                      ┌───────────────────────────────────┐
│Главный инженер железнодорожной    │
│станции, технолог, инженер по      │
Члены рабочей группы │организации и нормированию труда,  │
│экономист, специалист по управлению│
│персоналом                         │
└───────────────────────────────────┘

 

 1. Общие сведения
┌───────────────────────────────────┐
Вид деятельности     │Перевозки                          │
└───────────────────────────────────┘

                      ┌───────────────────────────────────┐
Дирекция дороги      │Дирекция управления движением      │
└───────────────────────────────────┘

 Структурное          ┌───────────────────────────────────┐
подразделение        │ДЦС                                │
└───────────────────────────────────┘

                      ┌───────────────────────────────────┐
Участок              │Станция "Н"                        │
(цех, и т.п.)        └───────────────────────────────────┘

 

 2. Описание проекта

                      ┌───────────────────────────────────┐
│Совмещение обязанностей оператора  │
Производственный     │станционного технологического      │
процесс              │центра по списыванию вагонов и     │
│приемщика поездов                  │
└───────────────────────────────────┘

 

 Предложение по
улучшению (кратко)

 

В настоящее время при существующей технологии по проверке номеров вагонов оператором СТЦ и проверке поездов в коммерческом отношении приемщиком поездов загрузка этих работников составляет 62%. Эта ситуация ведет к нерациональному использованию трудовых ресурсов. При незначительных финансовых вложениях и изменении технологии работы, можно обеспечить экономический эффект в размере 0,6 млн. рублей в год.

 

3. Картирование технологического процесса

Карта (схема) текущего состояния
До изменений

См. схему

 

Карта (схема) будущего состояния
После изменений

См. схему

 

4. Основные параметры проекта (процесса)

 



N
п/п



Показатель    
производственного 
процесса      



Единица
измерений

              Значение показателя             
производственного процесса          

   До   
улучшения

           ПОСЛЕ улучшения          

 ПЛАН

% изменения
(+/-)  

 ФАКТ

% изменения

1.

Списочная         
численность       

 чел.   

    8   

  5  

     3    

 

 

2.

Общие             
трудозатраты, в год

 чел.-  
час.   


15888 


9930


-5958  

 

 

 

- время           
производственного 
цикла (полезной   
работы)           


чел.-  
час.   


9851 


9248


-    

 

 

3.

Непроизводительные
потери            

 чел.-  
час.   

   6037 

 682 

   -5355  

 

 

 

- потери из-за    
перепроизводства  

  тыс.  
руб.  

    -   

 

 

 

 

 

- потери из-за    
времени ожидания  

  чел.- 
час   

  4528  

  682

 

 

 

 

- потери при      
ненужной          
транспортировке   

  чел.- 
час   


-   

 

 

 

 

 

 - потери из-за   
лишних этапов     
обработки         

  чел.- 
час-  

   603  

 

 

 

 

 

 - потери из-за   
за лишних запасов 

  чел.- 
час   

    -   

 

 

 

 

 

- потери из-за    
ненужных          
перемещений       

  чел.- 
час   

   906  

 

 

 

 

 

- потери из-за    
за выпуска        
дефектной          
продукции         

  чел.- 
час   

 

 

 

 

 

4.

Осмотр вагонов    
в поездах         

 ваг. в 
сут.  

  1100  

 1100

 

 

 

5.

Производительность
труда             

 ваг. в 
сут.  

   138  

  220

 

 

 

6.

Эксплуатационные  
расходы всего     

  тыс.  
руб.  

  1698  

 1065

   -633   

 

 

6.1

Затраты на оплату 
труда (тарифной   
(тарифной части   
заработной        
платы)            

  тыс.  
руб.  

  1298  

 811 

   -487   

 

 

6.2

Затраты на        
материалы          

  тыс.  
руб.  

  10,7  

 10,7

 

 

 

6.3

Страховые взносы  

тыс. руб.

   389  

 243 

   -146   

 

 

6.4

Затраты на        
электроэнергию    

  руб   

    -   

 

 

 

 

7.

Себестоимость     
единицы           
продукции (п.6/п.4)

  тыс.   
руб./ед 

   1,54 

 0,97

 

 

 

8.

Дополнительные    
ресурсы по        
реализации        
проекта           

  тыс.  
руб.  

    0   

 61,2

   +61,2  

 

 

9.

Итого: п.6+п/8    

тыс. руб.

  1698  

 1126

   -572   

 

 

 

5. График реализации проекта


N
п/п


Основные   
этапы    


Срок  
окончания
выполения



Участники


% выполнения
этапа  



Результаты

            2011         



Примечание

  I 

 II 

 III

   IV  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 1

       2       

    3    

    4   

      5    

     6   

             7           

      8    

1.

Разработка     
проекта        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Предупреждение 
работников о   
введении       
изменения в    
технологию     
работы станции 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За 2       
месяца в   
соответствии
с ТК РФ    

 

 

1.2

Обучение двух  
операторов     
СТЦ профессии  
приемщика      
поездов. 1 чел.
уведомлен об   
увольнении     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



с     
01.03.2011 г

 

 

1.3

Прохождение    
двумя          
операторами СТЦ
практики по    
профессии      
приемщик поездов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1 месяц  

 

1.4

Увольнение     
оператора СТЦ  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Перевод двух   
операторов     
СТЦ на         
должность      
приемщика      
поездов        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оценка эффективности проекта
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Планируемый экономический эффект от реализации мероприятий составил│
│572 тыс. руб. в год. Непроизводительные потери рабочего времени    │
│сократятся с 38% до 5%. Кроме этого, ежегодный экономический       │
│эффект от ликвидации одного рабочего места составит около 10 тыс.  │
│руб. (амортизация оргтехники, спецодежда, содержание здания,       │
│канцтовары, услуги связи и т.п.)                                   │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────┘

7. Приложения: (накопительно, по мере реализации проекта - разработанные и пересмотренные регламенты, стандарты, инструкции, положения, технологические карты, схемы, методики и т.д.)

 

                                           Начальник
Руководитель проекта                       железнодорожной станции
Ф.И.О.