7. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТА

Пригородный комплекс несет на себе основное бремя социальной нагрузки деятельности ОАО "РЖД". Железнодорожным транспортом большая часть пассажиров перевозится в пригородном сообщении. За 2011 год по железной дороге было отправлено более 880 млн человек в пригородном сообщении. Проведенные исследования показывают, что в абсолютном большинстве российских регионов пригородный железнодорожный транспорт имеет более высокий уровень конкурентоспособности, чем автомобильный, в том числе и в московской агломерации, на которую приходится более трети всех сетевых объемов перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Ежесуточно на столичной магистрали в пригородном сообщении курсируют около 3 тысяч электропоездов, которые перевозят до 1,5 млн пассажиров.
Разработка и внедрение новой информационной технологии электронного билета через Интернет позволит расширить сеть продаж и снизить число безбилетников. Проведенный опрос показал, что преградой для пассажиров при пользовании пригородными электричками становятся не только высокие тарифы на перевозку, но и низкий уровень обслуживания, несовершенная технология организации посадки и невозможность оперативно приобрести билет. С введением электронного билета положение должно принципиально улучшиться, но дать объективную количественную оценку по всем вышеперечисленным показателям затруднительно в связи с недостатком информации.
Как показывают многочисленные исследования, доля продаж через Интернет в ближайшие годы будет возрастать. По различным оценкам российских и зарубежных исследователей, объемы продаж в Сети увеличиваются в полтора-два раза ежегодно. Согласно данным ВЦИОМ, в России половина населения имеет доступ в Интернет, большая часть из которых (30%) ежедневно выходит во Всемирную Сеть. Опыт совершения он-лайн покупок имеется у 29% российских пользователей Интернет.
Разработку и внедрение технологии оформления электронного билета в пригородном сообщении можно назвать новым бизнес-процессом по реализации проездных документов, эффективность которого по всем статьям значительно выше, чем при продаже билетов через традиционные каналы сбыта. В пригородных перевозках снижение затрат по реализации одного проездного документа даже на одну копейку в масштабах сети позволяет снизить расходы более чем на 8 млн руб., что, соответственно, положительно (скажется на производительности труда.
Определение эффективности проекта имеет большое значение для обоснования масштабов внедрения, целесообразности разработки и оценки объемов инвестиций. Проблема оценки эффективности процесса производства является одной из ключевых задач при планировании и реализации проекта. Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников. В соответствии с "Методическими рекомендациями по составу и содержанию обосновывающих материалов", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 03.06.2008 N 1173р, эффективность применительно к инвестиционным проектам в целом складывается из коммерческой (экономической) эффективности, технологической и общественной (социальной) эффективности.
7.1. Исходные данные для расчетов по проекту
Для проведения расчетов использовались данные по объемам продаж пригородных проездных документов и другие показатели работы пассажирского хозяйства. Для удобства расчетов исходные данные приведены в таблице 7.1.

Исходные данные, используемые в расчетах по проекту

Таблица 7.1
┌────┬─────────────────────────────────────────────┬─────────────┬────────────┐
│ N  │                  Показатели                 │  Величина   │ Обозначение│
│п/п │                                             │             │            │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│ 1  │                      2                      │      3      │     4      │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│1   │Количество отправленных пассажиров в 2011 г.,│ 881 725 474 │    Q       │
│    │чел.                                         │             │     бил    │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│2   │Стоимость услуг эквайринга для существующей  │   0,64      │    i       │
│    │технологии сбыта билетов в пригородном       │             │     эк     │
│    │сообщении, %                                 │             │            │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│3   │Стоимость услуг эквайринга для новой         │   1,8       │    i       │
│    │технологии сбыта билетов в пригородном       │             │     эк.ин  │
│    │сообщении через Интернет, %                  │             │            │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│4   │Средняя себестоимость продажи одного билета  │   9,31      │    р       │
│    │по ЦППК за 9 мес. 2011 г., руб.              │             │     реал   │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│5   │Средняя стоимость билета в пригородном       │   31,98     │    р       │
│    │сообщении за 2011 г., руб.                   │             │     ср     │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│6   │Расчетная доля объема продаж через Интернет, │ См. таб. 2  │    i       │
│    │%                                            │             │     ин     │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│7   │Стоимость ТТРп, руб.                         │  300 000    │    р       │
│    │                                             │             │     ТТРn   │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│8   │Стоимость ТТСп, руб.                         │  450 000    │    р       │
│    │                                             │             │     ТТCn   │
├────┼─────────────────────────────────────────────┼─────────────┼────────────┤
│9   │Стоимость мобильного устройства контроля без │  40 000     │    р       │
│    │функции продажи, руб.                        │             │     ск     │
└────┴─────────────────────────────────────────────┴─────────────┴────────────┘