6.2 Тяговые двигатели ТДЭ-235, ТЭД-2У1, ЭК-235

6.2.1 Осмотреть крепление тяговых двигателей к рамам тележек, проверить надежность их крепления клиньями, болтами. Протертость средней части оси колесной пары недопустима.
6.2.2 Проверить состояние выводных кабелей. Простучать молотком все доступные из смотровой канавы и люков вагонов болты крепления полюсов, подшипниковых щитов, крышек подшипников. Закрепить ослабшие резьбовые соединения. Болты должны быть затянуты до отказа, головки их не должны вибрировать при простукивании молотком.
6.2.3 Очистить крышки коллекторных люков и прилегающие поверхности станины от грязи и пыли, снять крышки. Рекомендуется вначале снять верхнюю крышку, затем боковую и нижнюю. Проверить исправность действия замков коллекторных люков, плотность прилегания и состояние уплотнения крышек и патрубка воздуховода.
Уплотнения должны быть герметичными, пружинные и рычажные замки должны быть в исправном состоянии, обеспечивать прижатие уплотнений крышек к поверхности станины. После проведения осмотра крышки коллекторных люков устанавливать на прежние места. Зазоры между уплотнением крышек и поверхностью станины не допускаются. Обнаруженные неисправности устранить.
6.2.4 Проверить расстояния от корпуса щеткодержателя до рабочей поверхности коллектора и от корпуса щеткодержателя до петушков коллектора. Расстояния должны быть в пределах величин, приведенных в таблице 6.1.

Таблица 6.1


Наименование деталей и 
размеров        


Тип  
тягового
двигателя

       Размер, мм        


Чертежный

  Допустимый
при выпуске
из ТО-3  

Расстояние от корпуса    
щеткодержателя до рабочей
поверхности коллектора 

  ТДЭ-235

     2-4   

     2-4    

  ТЭД-2У1

    2-3,5  

    2-3,5   

  ЭК-235 

     2-4   

     2-4    

Расстояние между корпусом
щеткодержателя и петушками
коллектора               

  ТДЭ-235

   6,5, не 
менее  

    6,5, не 
менее   

  ТЭД-2У1

 5, не менее

 5, не менее

  ЭК-235 

   6,5, не 
менее  

   6,5, не  
менее   

Высота щетки             

  ТДЭ-235

     50    

35, не менее

  ТЭД-2У1

     64    

20, не менее

  ЭК-235 

     50    

25, не менее

6.2.5 Проверить состояние щеток. При наличии значительных сколов (см. п. 6.1.5), ослабления заделки или недопустимого обрыва проволок шунтов или при износе щеток по высоте более норм, приведенных в таблице 6.1, щетки заменить.
Марка и размеры щеток приведены в таблице 6.2.

Таблица6.2

   Тип тягового 
двигателя   

     Марка щеток   

Размеры щеток, мм

     ТДЭ-235    

       ЭГ-61А      

  (2x10)х40x50  

     ТЭД-2У1    

 ЭГ-61А или ЭГ-61АК

  (2х10)х40х64  

      ЭК-235    

       ЭГ-61А      

  (2х10)х40х50  

Замена щеток двигателей ТДЭ-235, ЭК-235 производится после отжатия нажимного пальца механизма щеткодержателя от опорной поверхности щетки. В тяговых двигателях ТЭД-2У1 с щеткодержателями равномерного нажатия (с рулонными пружинами) замена производится в порядке, поясняемом рисунком 6.1. Во избежание порчи нажимного механизма извлекать щетку без выведения из фиксации на осях в нижней части корпуса щеткодержателя не допускается.

См. Рисунок 6.1 - Положения нажимного механизма щеткодержателя двигателя ТЭЛ-2У1

При установке щеток произвести их притирку мелкозернистой шлифовальной шкуркой (например, шкуркой С124А/5-Н ГОСТ 13344) по окружности рабочей части коллектора. Щетка считается притертой, если она рабочей поверхностью полностью прилегает к коллектору. При опускании нажимного пальца исключить возможность попадания под него шунтов щеток. После притирки щеток произвести продувку коллекторной камеры.
6.2.6 Проверить нажатие на щетки и отсутствие заклинивания щеток в окнах корпусов щеткодержателей. При необходимости отрегулировать нажатие. Нажатие на щетку должно составлять:
- для двигателя ТДЭ-235 - от 25,5 до 27,5 Н, браковочное - менее 25 Н;
- для двигателя ЭК-235 - от 20,6 до 30,4 Н, браковочное - менее 20 Н;
- для двигателя ТЭД-2У1 - от 24 до 26 Н, браковочное - менее 23,5 Н.
6.2.7 Проверить крепление кронштейнов и корпусов щеткодержателей, отсутствие на кронштейнах и корпусах щеткодержателей трещин, прогаров.
Поверхности кронштейнов должны быть чистыми, гладкими.
Проверить крепление и состояние выводов на кронштейнах щеткодержателей. Осмотреть изоляцию полюсных катушек и соединений проводов.
Болты должны быть затянуты и не вибрировать при простукивании молотком. Изоляция выводов, полюсных катушек и междукатушечных соединений должна быть чистой, без механических повреждений и ожогов.
6.2.8 Осмотреть коллектор. Поверхности коллектора должны быть без рисок, вмятин, задиров, подгаров и затяжек меди в пространство между коллекторными пластинами. Равномерное потемнение рабочей поверхности коллектора без следов подгара свидетельствует о наличии тонкого плотного слоя окиси (политуры), предохраняющего коллектор от износа и улучшающего коммутацию. Политуру следует сохранять и шлифовку производить только в том случае, если имеются следы подгара, оплавлений и других повреждений, вызывающих чрезмерное искрение щеток.
Шлифовку коллектора для устранения небольших царапин, вмятин, подгаров производить при вращении якоря при вывешенной колесной паре. Для шлифования коллектора применять мелкозернистую шлифовальную шкурку со стеклянным шлифматериалом 1Э ГОСТ 6456 или шкурку марки С124А/5-Н ГОСТ 13344, закрепленную на специальной деревянной колодке. Дугообразная поверхность колодки должна иметь радиус, равный радиусу рабочей поверхности коллектора, а ширина должна быть не менее 2/3 длины рабочей части коллектора. После шлифовки коллектор продуть сухим сжатым воздухом давлением от 0,25 до 0,3 МПа (от 2,5 до 3,0 кгс/кв.см) и прочистить канавки между коллекторными пластинами жесткой волосяной (капроновой) щеткой.
6.2.9 Протереть салфеткой, смоченной в бензине, коллекторные пластины, изоляционные поверхности нажимного конуса, кронштейнов щеткодержателей.
При нарушении окраски изоляционных поверхностей кронштейнов щеткодержателей, конуса коллектора, якоря и внутренней поверхности станины и подшипникового щита произвести окраску этих мест эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151.
6.2.10 Установить крышки коллекторных люков и проверить их прилегание к станине. Видимые зазоры между привалочными поверхностями не допускаются.