ЭЛЕКТРОПОЕЗД ЭД4М РУКОВОДСТВО ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТР-3 104.03.00680-2011РС (часть 10) от 10.02.2012 г. N 275р

3.12 Ремонт узла малой шестерни редуктора
3.12.1 Установить верхний корпус редуктора на плоскость разъема, отвинтить восемь болтов 4 (рисунок 3.14) и снять заднюю крышку 2 с блоком роликового подшипника 1 и крышкой 11. Распрессовку производить равномерным завинчиванием в крышку трех отжимных болтов М16. При этом внутреннее кольцо подшипника 1 должно оставаться на валу.

См. рис.3.14. - Узел подшипниковый шестерни

3.12.2 Отвинтить восемь болтов 3, извлечь крышку 11 и блок подшипника 1.
3.12.3 Отвинтить восемь болтов крепления передней крышки 6 к корпусу редуктора и извлечь вал с шестерней вместе с крышками и блоком подшипника. Распрессовку производить тремя отжимными болтами М16.
3.12.4 Распрессовать с вала шестерни фланец упругой муфты гидросъемником.
3.12.5 Снять переднюю крышку 6 совместно с крышкой 11 и блоком подшипника и разобрать узел по п. 3.12.2.
3.12.6 При ослаблении посадки на валу или других дефектах внутренних колец подшипников или колец 12 произвести съем колец с дефектами индукционным нагревателем.
3.12.7 Ревизия подшипникового узла шестерни должна производиться в соответствии с Инструкцией (п. 11 приложения А). Осмотр и дефектация роликовых подшипников должны производиться в специальном отделении или на выделенном рабочем участке.
3.12.8 Очистить до металлического блеска зубья шестерни и вал. Осмотреть поверхности вала и зубьев шестерни.
Поперечные риски на шейке вала глубиной до 0,3 мм, если они расположены не ближе 19 мм от заднего края посадочного места под подшипники, допускается зачищать шлифовальной шкуркой зернистостью 5 или 6 (ГОСТ 6456, ГОСТ 5009, ГОСТ 10054) с маслом. Площадь зачистки не должна превышать 10 % посадочной поверхности.
Зачистить указанным способом продольные риски глубиной до 0,5 мм, расположенные от заднего края посадочной поверхности не более чем на 13 мм.
Кромки забоин на шейке вала глубиной до 1 мм и общей площадью до 10 кв.мм, расположенные от галтели не ближе 19 мм, обработать напильником, или шлифовальной шкуркой с зернистостью 5 или 6.
3.12.9 Произвести неразрушающий контроль магнитопорошковым методом зубьев шестерни, открытых поверхностей вала и внутренних колец подшипников по Инструкции (п. 14 приложения А). Вал дополнительно проверить в зонах перехода с диаметра вала 100 мм к его диаметру под посадку шестерни с торца конусной части ультразвуковым методом в соответствии с Инструкцией (п. 12 приложения А).
При снятии внутренних колец подшипников вал контролировать магнитопорошковым методом по всей длине, исключая поверхность под посадку шестерни. При съеме шестерни вал контролировать по всей длине.
При обнаружении трещины на поверхностях любой части вала, зуба шестерни или внутреннего кольца подшипника вал, шестерню или кольцо заменить.
3.12.10 Измерить диаметры посадочных поверхностей вала. Диаметры посадочных поверхностей, овальность и конусообразность их должны быть в пределах норм приложения В. Натяг при посадке внутренних колец подшипников и лабиринтных колец должен соответствовать нормам. Изношенные поверхности восстанавливать осталиванием или цинкованием.
3.12.11 Глубина вмятин, раковин, выкрошившихся мест на рабочих поверхностях зубьев шестерни допускается не более 2,0 мм. При этом общая площадь повреждения на зубе не должна превышать 10 %. Допускаются отколы на поверхностях зубьев от торца длиной не более 15 мм и глубиной не более 3,0 мм.
Измерить универсальным зубомером толщину зуба шестерни, которая должна быть в пределах норм приложения В. Измерения производить не менее, чем на четырех зубьях.
При наличии недопустимых повреждений или износов шестерню заменить.
3.12.12 До посадки на вал проверить калибрами коническую поверхность вала и посадочное отверстие шестерни на соответствие чертежам конусности и прямолинейности образующей конуса.
Новую шестерню притереть к поверхности конуса вала смесью осевого масла (ГОСТ 610 или ТУ 38.301-04-21-96) и абразивного порошка N 4, N 5 или N 6 ГОСТ 3647. Притирку производить в течение от 4 до 5 мин. После притирки заменить отработанную смесь новой и повторить притирку. Притертые поверхности должны стать матовыми.
Промыть сопрягаемые поверхности шестерни и вала ацетоном или бензином (любой марки) и определить по матовому оттенку площадь прилегания поверхностей, которая должна быть не менее 90 %.
Посадить шестерню на конусную поверхность вала в холодном состоянии. Измерить расстояние от торца шестерни до торца конусной поверхности вала.
Окончательную посадку шестерни на вал производить в горячем состоянии, предварительно нагрев шестерню до температуры от 130 до 150 °С и выдержав при этой температуре 10 мин. После посадки повторно измерить указанное расстояние. Шестерня должна сесть на конусную поверхность вала на расстояние от 1,5 до 2,0 мм больше по сравнению с посадкой в холодном состоянии. Допускается выступание торца шестерни в местах посадки не более 0,5 мм в любую из сторон.
После остывания до температуры помещения измерить торцовое биение шестерни на большем диаметре при установке узла на проверенную поверхность шеек под подшипники. Допустимое торцовое биение не более норм приложения В. Проверить радиальное биение поверхности зубьев относительно поверхностей шеек вала под посадку подшипников, которое должно быть не более норм.
3.12.13 Проверить состояние крышек 2, 6 и 11. Крышки узла шестерни ремонтировать при обнаружении: трещин, забоин, задиров и заусенцев на обработанных поверхностях, сорванной резьбы, несоответствия нормам диаметров посадочных поверхностей под подшипники, ослабления посадки в корпус редуктора. При наличии сквозных трещин крышки заменить. Другие трещины допускается заваривать. Упорные торцы, лабиринтные части, привалочные и посадочные поверхности зачистить от коррозии, устранить задиры, заусенцы и выступающие кромки забоин. Продуть крышки сжатым воздухом и протереть.
Измерить диаметр посадочных поверхностей под подшипники крышек 2 и 6, который должен быть не более 180,10 мм. Овальность гнезд под посадку подшипников и посадочных поверхностей крышек в горловину корпуса редуктора должна быть не более 0,03 мм.
Восстановление посадочных поверхностей производить электродуговой наплавкой или осталиванием. При обработке наплавленных поверхностей, работы производить с одной установки на станке с проверкой резцом всех поверхностей, определяющих положение подшипников.
3.12.14 Измерить радиальные зазоры и зазоры плавания сепараторов подшипников, которые должны соответствовать нормам приложения В.
3.12.15 Очистить от старой краски, герметика и ржавчины. все привалочные и посадочные поверхности корпусов редукторов. Проверить верхний и нижний корпусы редуктора и их фланцы на отсутствие трещин, забоин, задиров на посадочных и привалочных поверхностях. В корпусе редуктора допускается не более двух трещин, не выходящих на посадочные и привалочные поверхности фланцев. Трещины разделать и заварить в Соответствии с Инструкцией (п. 13 приложения А). Места с трещинами тщательно очистить и промыть керосином, накернить концы трещин и засверлить их сверлом диаметром от 4 до 5 мм с раззенковкой. Трещину разделать под V-образный шов зубилом и крейцмейселем. Заварку трещин производить электродами марки УОНИ-13/45 диаметром от 3 до 4 мм. После заварки трещины, при доступности, подрубить корень шва с обратной стороны и подварить одним швом. Подрезы основного металла, раковины и непровары не допускаются. После ремонта сваркой корпус редуктора испытать на плотность керосином в течение 5 мин. Течь в сварном шве не допускается.
Кромки забоин и задиров зачистить напильником и наждачной бумагой заподлицо с основным металлом корпуса.
Проверить на соответствие нормам приложения В величины овальности горловин корпуса под посадку крышек.
Проверить все отверстия корпуса редуктора, поврежденные отверстия восстановить. Поврежденную резьбу, имеющую износ или срыв ниток, восстановить путем высверливания старой резьбы, заварки и нарезки новой.
Провести неразрушающий контроль хвостовика корпуса магнитопорошковым методом по Инструкции (п. 14 приложения А).
3.12.16 Разобрать сапун редуктора. Снять колпачок с набивкой.
Осмотреть колпачок сапуна на наличие трещин. При наличии трещины колпачок заменить новым. Отверстия на боковой поверхности колпачка и трубе сапуна очистить, набивку заменить.
Трещины в сварных швах основания заварить.
После затяжки болтов между основанием сапуна, прокладкой и корпусом не должно быть зазоров. Болты законтрить проволокой 2,0-П-Щ ГОСТ 3282.
Волос конский перед закладкой в основание сапуна пропитать маслом для вентиляционных фильтров ГОСТ 7611.
3.12.17 Обезжирить и покрыть внутренние поверхности корпусов редуктора электроизоляционной эмалью ГФ-92ХС ГОСТ 9151 или эмалью НЦ-5123, темно-серая, ГОСТ 7462.
3.12.18 Перед сборкой узла шестерни редуктора (рисунок 3.14) все детали узла должны быть очищены и осмотрены. На обработанных поверхностях не должно быть заусенцев и острых кромок. Посадочные поверхности протереть. Сборку узла производить в соответствии с Инструкцией (п. 11 приложения А).
3.12.19 Подобрать подшипники. Если внутренние кольца подшипников снимались, при сборке должен быть обеспечен натяг при их посадке на вал в соответствии с нормами приложения В. Разность радиальных зазоров двух подшипников должна быть не более 0,05 мм.
3.12.20 Покрыть шейки вала под посадку подшипников тонким слоем минерального масла. Нагреть кольцо 12 до температуры от 120 до 160 °С и посадить на шейку до упора в бурт вала. По мере остывания кольца подбивать его установленной на валу монтажной втулкой по торцу кольца до получения чистого металлического звука. Нагреть внутреннее кольцо подобранного подшипника до температуры от 100 до 120 град.С и посадить на шейку вала до упора в торец кольца. Маркировка на внутреннем кольце должна быть обращена наружу (к торцу вала).
По мере остывания подбивать кольцо по торцу монтажной втулкой до получения чистого металлического звука.
Проверить после остывания прилегание торцовых поверхностей кольца 12 и внутреннего кольца подшипника. Допускается прохождение щупа 0,05 мм на участке до 1/3 окружности.
Аналогично произвести посадку кольца 12 и внутреннего кольца подшипника на шейку вала с противоположной стороны шестерни.
3.12.21 Запрессовать в крышки 2 и 6 подобранные блоки подшипников с соответствующей маркировкой до упора в бурт крышки. Маркировка должна быть обращена в наружную сторону узла.
3.12.22 Покрыть тонким слоем минерального масла рабочие поверхности колец подшипников и сепаратор каждого подшипника, многократно проворачивая сепаратор с роликами в наружном кольце. Заложить смазку Буксол ТУ 0254-107-01124328-2001 в блоки подшипников и в крышки 2, 6 на 2/3 объема. При закладке смазки в подшипник смазку продавливать между роликами и сепаратором, сепаратором и бортами наружного кольца. Общее количество смазки в каждый узел с подшипником должно быть от 0,25 до 0,30 кг. Заполнить смазкой лабиринтные канавки крышек 11 и установить их на крышки с подшипниками. Закрепить собранные узлы восемью болтами 3 и 17 с шайбами 5 и 18.
3.12.23 Установить собранный подшипниковый узел с крышкой 6 на внутреннее кольцо со стороны длинного конца вала. Проверить щупом радиальный зазор в подшипнике. Зазор должен быть от 0,05 до 0,20 мм.
3.12.24 Подобрать фланец шестерни к конусу вала. Свисание торца фланца относительно торца вала при посадке в холодном состоянии должно быть от 1,4 до 3,8 мм.
Притереть посадочные поверхности фланца и конуса вала способом, приведенным в п. 3.12.12. Площадь прилегания притертых поверхностей должна быть не менее 90 %.
Измерить фактическую величину свисания при посадке фланца в холодном состоянии. Нагреть фланец до температуры от 140 до 150 °С и выдержать 10 мин при этой температуре. Посадить фланец на конусную поверхность вала. Фланец должен сесть на величину от 1,7 до 2,0 мм больше, чем при посадке в холодном состоянии после притирки.
Допускается свисание торца фланца не более 2,2 мм или утопание относительно торца вала не более 2,5 мм.
3.12.25 Установить вал с подшипниковым узлом в горловину верхнего корпуса редуктора, совмещая отверстия под болты и ориентируя отверстие под масленку в крышке 6. Закрепить предварительно крышки четырьмя болтами в корпусе редуктора, оставляя зазор от 2 до 3 мм между головками болтов и крышкой.
Установить собранный подшипниковый узел с крышками 2 и 11 со стороны короткого конца вала в горловину корпуса редуктора, совмещая отверстия под болты и ориентируя отверстие под масленку в крышке 2. Закрепить крышку восемью болтами 4. Перед установкой узла на фланец корпуса редуктора установить, совмещая отверстия регулировочную прокладку 14 толщиной 0,2 мм, покрытую суриковой подмазкой, приготовленной из свинцового сурика М4 ГОСТ 19151 и натуральной олифы ГОСТ 7931.
Завинтить четыре предварительно установленных болта со стороны фланца шестерни и измерить зазор между крышкой 6 и корпусом редуктора. Подобрать прокладки 7 таким образом, чтобы их суммарная толщина превышала измеренный зазор, но не более чем на 0,5 мм.
Отвинтить предварительно установленные болты, установить подобранный комплект прокладок 7, покрытых суриковой подмазкой, и закрепить узел со стороны фланца шестерни восемью болтами 16 с шайбами 15. Проверить осевой зазор "а", который должен быть от 0,2 до 0,8 мм.
3.12.26 Загнуть углы шайб 5,15 на грани головок болтов и завинтить болты 9 с шайбами из паронита ПМБ 1,0 ГОСТ 481 в отверстия под масленки.
3.12.27 Проверить качество сборки узла шестерни. При повороте от руки шестерня должна легко вращаться без заеданий и перекосов.
Проверить зазор между торцом шестерни и корпусом редуктора, который должен быть не менее 3 мм с каждой стороны.
Измерить торцовое биение фланца шестерни на окружности проточки под упругую оболочку, которое должно быть не более 0,3 мм.