5 Ремонт электрического оборудования

5.1 Токоприемник Л-13У-01
5.1.1 Снять токоприемник с электропоезда. Очистить от пыли и грязи рамы, полоз и изоляторы. В зимнее время предварительно удалить снег и лед. Очистку производить продувкой сухим сжатым воздухом давлением от 0,2 до 0,3 МПа (от 2 до 3 кгс/кв.см) и протиркой салфетками или мойкой в моечной машине.
5.1.2 Ремонт токоприемника производить в соответствии с Инструкцией (п. 28 приложения А).
Ревизию узлов токоприемника с шариковыми подшипниками производить в соответствии с Инструктивными указаниями (п. 29 приложения А).
5.1.3 Разборку токоприемника (рисунок 5.1) выполнять в следующей последовательности:

См. рис.5.1. - Токоприемник Л-13У-01

- отсоединить гибкие шунты, извлечь валики (оси), снять полоз и установить его на специальное рабочее место (стенд);
- разобрать верхний узел токоприемника, снять каретки 6;
- ослабить нажатие подъемных пружин 7, снять их со стяжными болтами и отвинтить стяжные болты;
- выбить валики и извлечь верхние рамы 4 из пазов нижних рам 3;
- распрессовать шариковые подшипники, снять тяги 10;
- отвинтить болты, крепящие нижние хомуты, и снять нижние рамы 3 токоприемника.
5.1.4 Осмотреть полоз, установленный на стенд. Проверить состояние каркаса, угольных вставок и их крепления (рисунок 5.2). Толщина угольных вставок должна соответствовать нормам приложения Г.

См. рис. 5.2. - Полоз токоприемника

Разобрать полоз, отвинтить болты 7 крепления вставок, извлечь вставки.
Каркас полоза очистить и осмотреть. Проверить размеры каркаса шаблонами. При несоответствии размеров нормам произвести правку каркаса.
Расстояние между концами рогов каркаса 1 не должно отличаться от номинального размера более чем на 15 мм, высота боковых отбортовок в средней части полоза - на 2 мм на всем прямом участке, ширина полоза - на 0,5 мм. Вогнутость прямого участка не должна превышать 2 мм.
Наклон рога каркаса к горизонтали не должен превышать 45 °.
Выправленный каркас повторно осмотреть. Убедиться в отсутствии трещин и прожогов.
Проверить состояние деталей крепления угольных вставок, при необходимости выправить планки.
Окисленную поверхность медной подкладки зачистить и нанести смазку ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267.
Подобрать комплект угольных вставок 2А ТУ 48-20-147-89 в количестве 11 штук. Подогнать угольные вставки друг к другу и к боковым пластинам каркаса. Зазор между вставками на отремонтированном полозе не должен превышать 0,8 мм. Наружная рабочая поверхность внутреннего ряда должна быть на одном уровне с поверхностью вставок наружных рядов или ниже ее не более чем на 1,5 мм. При сборке должно быть обеспечено плотное прижатие вставок. Перемещения и качание вставок на полозе не допускается.
Припиливать вставки в стыках следует так, чтобы переход контактного провода был плавным. По ширине рабочая поверхность должна быть припилена для обеспечения контакта с проводом не менее 3/4 ширины вставок или не менее 22 мм. Концы крайних вставок внутреннего ряда опилить с каждой стороны полоза на длине от 5 до 6 мм и на 3 мм по высоте.
5.1.5 Разобрать каретки, очистить все их детали.
Проверить кронштейны, рычаги, основания, втулки, пружины и другие детали каретки. Детали не должны иметь трещин, деформации, сорванной или изношенной резьбы, изношенных сверх допустимого отверстий под валики.
Изношенные свыше норм приложения Г отверстия под валики и резьбовые восстановить наплавкой. Деформацию допускается устранять с помощью оправок.
Проверить валики. Уменьшение размеров валиков допускается до норм, приведенных в приложении Г.
Проверить пружины кареток черт. 302.70.90.264. При наличии трещины, излома, потери упругости, несоответствия характеристики и размеров нормам пружину заменить. Длина пружины в свободном состоянии по чертежу должна быть 140 мм +/- 1 мм. Допускается отклонение длины пружины от номинального размера не более чем на +/- 5 %, характеристики пружины - на +/- 8 %.
Проверить болты, гайки, шплинты. Болты и гайки с сорванной или изношенной резьбой заменить.
Замене подлежат также другие детали кареток, не подлежащие ремонту.
Все детали кареток должны иметь гальваническое покрытие. При отсутствии покрытия на деталях произвести их цинкование.
Перед сборкой все шарниры кареток покрыть смазкой ЖТКЗ-65 ТУ0254-004-01055954-02 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267 по 0,05кг в каждый шарнир.
Собрать каретки. На собранных каретках все шарниры должны работать без заеданий.
Проверить и отрегулировать специальным болтом нагрузку пружины.
Начальная нагрузка должна составлять не менее 60,6 Н (6,06 кгс), конечная - не менее 186,5 Н (18,65 кгс). Ход каретки должен соответствовать нормам приложения Г.
5.1.6 Произвести ревизию пневматического привода с разборкой узла.
Разборку привода производить в следующем порядке:
- отвинтить болты, скрепляющие цилиндры, и разъединить цилиндры;
- снять крышки;
- извлечь ось, соединяющую планку штока с рычагом привода;
- извлечь пружину, шток с поршнем из цилиндра;
- разъединить шток и поршень, шток и планку;
- снять резиновую манжету, войлочный сальник (смазочное кольцо) с поршня.
В связи с тем, что опускающие пружины воздействуют на крышки привода с большим усилием, разборку и сборку пневмопривода производить только с применением специального устройства.
Во избежание повреждения манжеты и смазочного кольца применение металлического инструмента для съема их с поршня и последующей установки не допускается. Для этих целей применять деревянную или пластмассовую планку с закругленными углами.
5.1.7 Промыть металлические детали пневматического привода в керосине и протереть чистыми салфетками. Внутренняя поверхность цилиндра должна быть чистой и сухой.
Осмотреть цилиндр. Убедиться в отсутствии трещин, задиров и рисок. Определить износ рабочих поверхностей цилиндра, втулки и крышки.
Цилиндр,  имеющий  на  рабочей  поверхности  задиры  и  риски,
зачистить  мелкозернистой  шлифовальной  шкуркой.  Допускаются  на
рабочей поверхности неглубокие риски при условии отсутствия утечки
воздуха  при  проверке на герметичность давлением 0,675 МПа. Износ
+0,25
рабочей  поверхности  цилиндра  (диаметр  по  чертежу 180      мм)
допускается   не  более  0,7  мм.  Для  восстановления  изношенной
поверхности производить хромирование.
Проверить  состояние поршня. Поршень, имеющий задиры, трещины,
погнутость,  сорванную  резьбу,  заменить. Износ поршня на рабочей
-0,145
поверхности  (диаметр   по   чертежу 180         мм)   допускается
-0,245
не более 0,2 мм.
Проверить  крышки  и  втулки.  Крышки и втулки с трещинами или
изношенные свыше нормы заменить. Износ отверстия в крышке от штока
+0,074
поршня  (диаметр  по чертежу 55     мм)  допускается  не более 2,5
мм.
5.1.8 Осмотреть и проверить опускающую пружину. В случае излома, потери упругости, несоответствия размеров нормам пружину черт. 302.70.90.165 заменить. Допускается отклонение длины пружины от номинального размера (442 мм) не более чем на +/- 5 %, характеристики пружины - на +/- 8 %.
Разрешается восстанавливать пружины с последующей термической обработкой.
5.1.9 Проверить состояние осей (валиков) приводов токоприемников и отверстий под их установку. Допускаемое уменьшение диаметров осей от номинального размера - не более 0,36 мм, допускаемое увеличение диаметров отверстий под оси - не более 0,24 мм. Допускаемые зазоры в шарнирах - не более 0,6 мм.
5.1.10 Проверить состояние резиновых манжет и смазочных колец приводов.
Резиновую манжету при наличии порезов, трещин, потери эластичности, деформации резины (гофры, загиб бурта в обратную сторону) и других дефектов, приводящих к утечке воздуха, заменить новой. К эксплуатации допускаются только манжеты из морозо- и маслостойкой резины по ГОСТ 6678 группы 1.
Резиновые манжеты со сроком от года изготовления более четырех лет независимо от их состояния заменить новыми. Годную манжету промыть в теплой воде и насухо протереть.
Войлочные смазочные кольца не должны иметь расслоений, надрывов, рваных мест. Годное кольцо промыть керосином, высушить на воздухе в течение 2 ч. Кольца годные и вновь устанавливаемые пропитать в масле МВП ГОСТ 1805 с выдержкой в масле не менее 12 час.
5.1.11 Перед сборкой произвести смазку привода смазкой ЖТ-79Л ТУ 0254-002-01055954-01 с закладкой смазки в пазы поршня перед установкой смазочного кольца и нанесением тонкого слоя смазки на внутреннюю поверхность цилиндра и манжету.
5.1.12 Сборку пневматического привода производить в последовательности, обратной разборке, приведенной в п. 5.1.6.
5.1.13 Осмотреть и проверить нижнюю и верхнюю раму токоприемника. Проверку производить кондукторами. При соответствии рамы чертежу ее шарниры будут располагаться точно напротив отверстий стоек кондуктора. В противном случае раму следует разобрать. При наличии отдельных дефектов труб рамы и соответствии рамы кондуктору полную разборку рамы допускается не производить, заменять только поврежденные трубы.
Трубы, имеющие трещины, прожоги или вмятины, глубиной более 3 мм, заменить.
5.1.14 Проверить шарнирные соединения рам. При этом проверить размеры зазоров в шарнирных соединениях поперек валика (радиальный) и вдоль валика (аксиальный).
Допустимые размеры зазоров приведены в приложении Г. Заменять только втулки, которые имеют слабую посадку в гнездах или имеющие большую выработку. При сверхдопустимой выработке отверстия под втулку произвести заварку отверстия и сверление в соответствии с чертежом.
5.1.15 Проверить состояние основания токоприемника. Убедиться в отсутствии трещин, в том числе в сварных швах, перекосов, прогибов.
Деформированное основание допускается выправлять на металлической плите. Трещины заварить. Сварные швы, имеющие трещины, предварительно вырубить.
Проверить расстояния между отверстиями под болты опорных изоляторов. Разница в расстояниях между отверстиями (по диагонали) допускается не более 5 мм.
Зачистить и проверить контактную поверхность планки основания токоприемника, служащую для присоединения силового кабеля и наконечников гибких шунтов. Лудить поверхность припоем ПОССу 40-05 ГОСТ 21931.
Проверить состояние крепления резьбовых соединений. При необходимости подтянуть болты. Все болты основания должны быть с пружинными шайбами и затянуты до отказа.
5.1.16 Проверить состояние опорных изоляторов. Изоляторы, имеющие поврежденную глазурь более 10 % длины пути возможного перекрытия электрической дугой, трещины, сколы и ослабления в армировке, заменить.
Измерить высоту изоляторов. Разница в высоте изоляторов, устанавливаемых на один токоприемник, не должна превышать 2 мм. Для выравнивания опорной поверхности верхних изоляторов допускается применять подкладки.
Провести испытания электрической прочности изоляторов, снятых с электропоезда, переменным напряжением 8 кВ частоты 50 Гц в течении 1 мин.
5.1.17 Рукав воздуховода токоприемника Р40 ТУ 24.05.471-80 промыть в теплой воде с мылом, продуть для удаления влаги и насухо протереть.
Осмотреть рукав. Поверхность рукава должна быть гладкой, не иметь трещин, надрывов и вмятин. Бурты, имеющие трещины, толщину менее 4 мм, вмятины, обрезать и отформовать вновь. Допустимое уменьшение длины рукава при этом не более 50 мм по сравнению с новым рукавом.
Испытать рукав на герметичность сжатым воздухом давлением 0,7 МПа (7,0 кгс/кв.см) и на электрическую прочность переменным напряжением 9,5 кВ частоты 50 Гц в течение 1 мин.
5.1.18 Сборку токоприемника (рисунок 5.1) произвести в следующей последовательности:

См. рис.5.1. - Токоприемник Л-13У-01

- установить на основание токоприемника пневматический привод 8, воздуховод;
- укрепить на основании нижние рамы 3;
- укрепить на валах 11 поднимающие пружины 7 в свободном состоянии. При этом нижние рамы не должны подниматься;
- установить верхние рамы, соединив их с нижними;
- установить каретки, соединив их с концами верхних рам;
- проверить аксиальный зазор в шарнирах. Суммарный аксиальный зазор должен быть не более 3 мм. При большем зазоре подложить шайбы соответствующей величины, компенсирующие увеличенный аксиальный зазор;
- установить на каретки и закрепить полоз токоприемника;
- установить гибкие шунты токоприемника в количестве 12 штук. Шунты с оборванными проволоками более 10 % площади сечения шунта заменить.
Подшипниковые узлы, луженые поверхности и резьбовые части деталей смазать смазкой ЖТКЗ-65 ТУ 0254-004-01055954-02 или ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267.
Трущиеся поверхности упора, резьбовую часть пружинодержателей и тяг смазать смазкой ЦИАТИМ-201.
Проверить свободный ход рам и отсутствие заеданий в шарнирах.
5.1.19 Проверить отклонение от горизонтали верхней рабочей поверхности полоза на длине 1 м в диапазоне рабочей высоты от 400 до 1900 мм. При расположении токоприемника на выверенных тумбах эта величина должна быть не более 5 мм.
Определить величину смещения центра полоза относительно центра основания поперек его оси, которая должна быть не более 25 мм в пределах рабочей высоты.
5.1.20 Снять статическую характеристику токоприемника. Статическое нажатие в диапазоне рабочей высоты от 400 до 1900 мм должно быть:
- активное (при подъеме) - не менее 60 Н (6 кгс);
- пассивное (при опускании) - не более 90 Н (9 кгс).
Измерения (фиксацию показаний динамометра) производить через каждые 100 мм высоты. По результатам измерений построить график или составить таблицу.
Определить разность между наибольшим и наименьшим нажатиями при одностороннем движении полоза токоприемника (норма - не более 10 Н (1 кгс)) и величину трения в шарнирах как разность между пассивным и активным статическими нажатиями в любой из точек рабочей высоты при подъеме и опускании полоза токоприемника (норма - не более 20 Н (2 кгс)).
При отклонении величин статического нажатия от норм поднять полоз токоприемника до высоты 1900 мм, изменить предварительное нажатие поднимающих пружин, вращая их совместно с держателями по резьбе регулировочных штырей и вновь снять характеристику статического нажатия.
Регулировку постоянства статического нажатия при одностороннем движении токоприемника производить изменением натяжения поднимающих пружин с помощью болтов при высоте подъема полоза 1900 мм. При задире характеристики (повышенное нажатие) все четыре болта на тягах 10 (рисунок 5.1) равномерно отвинчивать. При завале характеристики (пониженное нажатие) все четыре болта завинчивать.

См. рис.5.1. - Токоприемник Л-13У-01

5.1.21 Измерить опускающую силу в диапазоне рабочей высоты (от 400 до 1900 мм). Опускающая сила должна быть не менее 120 Н (12кгс). Сила фиксируется через каждые 100 мм высоты при плавном движении полоза вниз.
5.1.22 Проверить герметичность пневмопривода подачей в привод сжатого воздуха из резервуара емкостью 1 л, наполненного под давлением 0,675 МПа (6,75 кгс/кв.см). Пневмопривод считается выдержавшим испытания, если через 10 мин. после начала проверки давление воздуха в резервуаре снизится не более чем на 5 %.
Проверить работу токоприемника при давлении сжатого воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/кв.см). Токоприемник должен четко подниматься и опускаться.
5.1.23 Определить время подъема полоза токоприемника, произведя отсчет с момента начала движения полоза от сложенного положения до подъема его на наибольшую рабочую высоту (1900 мм) при номинальном давлении сжатого воздуха 0,5 МПа (5 кгс/кв.см). Определить время опускания.
Время подъема полоза должно быть от 7 до 10 с, время опускания - от 3,5 до 6,0 с.
5.1.24 Смазку узлов токоприемника производить в процессе их ремонта и сборки токоприемника. В зимний период эксплуатации для защиты токоприемников от обледенения при гололедообразовании производить покрытие нижних и верхних рам, пружин, боковых поверхностей полоза смазкой антиобледенительной ЦНИИ-КЗ ТУ 0254-005-01055954-02.
Смазку наносить вручную слоем толщиной от 1 до 2 мм на предварительно протертые сухие поверхности. Расход смазки на один токоприемник от 0,2 до 0,3 кг.
В качестве резервного антиобледенительного смазочного материала разрешается использование трансформаторного масла.