6.3 Преобразователь НВП 44/38
6.3.1 Разборку преобразователя (рисунок 6.2) произвести в следующей последовательности:

См. рис. 6.2. - Преобразователь НВП 44/38

- снять крышку коробки выводов 1 и отсоединить наконечники проводов И1 и И2 от клемм панели, снять крышки смотровых люков генератора;
- извлечь щетки из окон корпусов щеткодержателей генератора, снять щит генератора 2, снять со щита кронштейны (пальцы) щеткодержателей вместе со щеткодержателями;
- снять статор генератора 3, отвинтив четыре болта 17 крепления его к подшипниковому щиту 6;
- распрессовать ротор 4 генератора с вала, разобрав предварительно стопорный узел и сняв детали с торца вала;
- снять крышки 14 и 15 коллекторных и вентиляционных люков, извлечь щетки из окон корпусов щеткодержателей двигателя преобразователя;
- снять крышку подшипника 12 и разобрать стопорный узел на торце вала;
- отвинтить болты крепления подшипникового щита 6 к остову, распрессовать из остова двигателя подшипниковый щит и извлечь якорь из остова вместе с подшипниковым щитом, блоком подшипника и крышкой 5;
- снять с якоря подшипниковый узел (подшипниковый щит, блок подшипника и крышку), снять крышку 5;
- отсоединить от пальцев щеткодержателей 9 внешний выводной провод Я1, выводной провод катушки и соединительные провода, снять четыре пальца со щеткодержателями с траверсы;
- распрессовать и извлечь из остова двигателя подшипниковый щит 11;
- снять траверсу 10 (при необходимости);
- извлечь блоки подшипников из гнезд подшипниковых щитов 6 и 11.
6.3.2 Произвести проверку остова (магнитной системы) двигателя, якоря, и их ремонт в соответствии с Руководством (п. 35 приложения А) и пп. 6.2.2 - 6.2.4.
Сопротивление изоляции при температуре от 15 до 35 °С должно быть не менее:
- 20 МОм для якоря, последовательной цепи главных и добавочных полюсов остова двигателя (высоковольтная);
- 3 МОм для независимой цепи главных полюсов остова двигателя и цепи полюсов ротора генератора (низковольтная).
Для измерения сопротивления изоляции высоковольтных цепей применять мегаомметр на 2500 В, для низковольтной - на 500 В.
Вентилятор осмотреть, проверить надежность крепления его к обмоткодержателю. Убедиться в отсутствии трещин, деформации диска и лопаток. Осмотреть сварные швы. При обнаружении дефектов вентилятор отремонтировать, при необходимости, сняв с якоря.
6.3.3 Статор осмотреть. Убедиться в отсутствии трещин в станине. Проверить расточку станины под установку на подшипниковый щит двигателя и под посадку щита генератора, устранить выступание металла от задиров, забоин и заусенцев.
Осмотреть обмотку статора. При выявлении выжигов, оплавлений, механических повреждений обмотки или пакета листов статор подлежит капитальному ремонту со сменой обмотки.
Проверить обмотку статора на отсутствие междувитковых замыканий импульсным напряжением и измерить сопротивление постоянному току каждой фазы в практически холодном состоянии. Сопротивление, приведенное к температуре 20 °С, должно быть 0,052 Ом +/- 10 %.
Измерить сопротивление изоляции обмотки относительно корпуса мегаомметром на 1000 В.
При нулевом значении статор ремонтировать капитальным ремонтом. При низкой величине сопротивления изоляции статор сушить и проконтролировать сопротивление в процессе сушки.
Проверить надежность посадки пакета сердечника в станину, состояние соединений обмотки статора и выводных проводов. Повреждение изоляции в местах соединения обмоток и выводах устранить наложением двух слоев с перекрытием 1/2 ширины ленты из стеклолакоткани (например, ЛСК-1 0,15 ТУ 3491-079-05758799-2002) и одним слоем ленты ЛЭС 01x20 ГОСТ 5937 с перекрытием 1/2 ширины и окраской эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151. Наконечники проводов должны иметь чистые, ровные и облуженные поверхности.
Проверить крепление обмотки статора в пазах клиньями. В случае ослабления посадки клиньев выбить их из пазов, подложить дополнительные прокладки и окрасив пазы эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151 установить их вновь. Клинья с изломами заменить.
Проверить состояние панели в коробке выводов, надежность крепления выводных шпилек, отсутствие трещин в панели.
При повреждении коробки выводов произвести ее ремонт с заменой, при необходимости, панели и контактных элементов крепления выводов (винтов, гаек, шайб).
Обмотку статора сушить при температуре от 100 до 110 °С в течение 5 ч, покрыть электроизоляционной эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151 и выдержать при температуре цеха до полного высыхания покрытия.
6.3.4 Щеткодержатели двигателя и генератора разобрать. Проверить состояние корпусов, пружин, осей, стопоров, шплинтов.
Проверить размеры окон корпусов под щетки, которые должны соответствовать нормам приложения Е, состояние гребенок, отверстий под оси. Устранить выявленные неисправности.
Пружины с трещинами, выжигами или не обеспечивающие установленного нормами нажатия на щетки заменить.
Оси в местах посадки в корпус не должны иметь износ более 0,5 мм. При большем износе, погнутую, с неисправными шлицами под пружину или под стопор, ось заменить.
Собрать щеткодержатели и отрегулировать нажатие пружин на щетки. Нажатие должно быть:
- для щеткодержателей двигателя - от 12 до 15 Н (от 1,2 до 1,5 кгс), браковочное менее 11 Н и более 16 Н;
- для щеткодержателей генератора - от 7 до 9 Н (от 0,7 до 0,9 кгс), браковочное менее 6 Н и более 10 Н.
6.3.5 Проверить состояние кронштейнов щеткодержателей. Сопротивление изоляции кронштейнов должно быть не менее 100 МОм.
Фарфоровый изолятор, имеющий трещину, отколы или поврежденную глазурь заменить. Изоляторы с ослабленной посадкой на пальцах ремонтировать с наложением дополнительной изоляции из ленты стеклянной ЛЭС 0,1x20 ГОСТ 5937 с промазкой каждого слоя эпоксидным клеем. После напрессовки изолятора свободное пространство заполнить пластмассой АСТ-Т (клей "Бутакрил") ТУ 2257-016-47539350-2005.
Осмотреть кронштейны (пальцы) щеткодержателей генератора, проверить состояние отверстий и углублений в местах крепления щеткодержателей к пальцам и пальцев к щиту генератора. Кронштейны, имеющие трещины, отколы, выжиги и не обеспечивающие надежное крепление щеткодержателей в требуемом положении, заменить.
Местные дефекты поверхности (царапины, мелкие задиры) устранить зачисткой с последующим покрытием кронштейна эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151.
6.3.6 Осмотреть ротор. Очистить от забоин и заусенцев сердечники полюсов. Проверить надежность их крепления, плотность (отсутствие подвижности) посадки катушек на сердечниках. Катушки с поврежденной изоляцией снять и отремонтировать. Сушку изоляции катушек и окраску эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151 производить без снятия катушек с ротора.
Проверить целостность и надежность междукатушечных соединений и соединения выводов с контактными кольцами.
Очистить изоляцию контактных колец от щеточной пыли и копоти. Обточку (при необходимости) контактных колец производить после установки ротора на вал якоря в процессе сборки.