СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 1) от 29 февраля 2012 г. N 421р

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. N 421р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТ ОАО "РЖД" "ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

В целях стандартизации эргономических требований к подготовке локомотивных бригад с использованием обучающих тренажерных комплексов:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2012 г. стандарт СТО РЖД 1.08.001 - 2012 "Эргономические требования. Учебно-тренажерные центры. Основные положения".
2. Дирекции тяги ОАО "РЖД" обеспечить соблюдение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

 

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

 

СТО РЖД 1.08.001 - 2012

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения - 1 марта 2012

Предисловие

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытым акционерным обществом "Научно-производственное предприятие "Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок" (ОАО НПП "Эргоцентр"), Институтом психологии Российской академии наук. Межрегиональной эргономической ассоциацией, образовательным учреждением "Институт эргономики и социально-экономических технологий", ЗАО "АВГАРН", ООО "Корпорация "Русская эргономика и интеллектуальные системы", ЗАО "Нейроком", ЗАО НПЦ "Спектр", ЗАО "Транзас-Экспресс".
2 ВНЕСЕН Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства - филиалом открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом (Распоряжением) ОАО "РЖД" от 29 февраля 2012 г. N 421р.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие психолого-эргономические требования к структуре и содержанию мероприятий, выполняемых в учебно-тренировочных центрах для профессиональной подготовки работников локомотивных бригад, а также к разрабатываемым в этих центрах и используемым обучающим системам и тренажным комплексам.

2 Термины и определения

2.1 В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, представленные в п. 2.2-2.51.
2.2 Метод обучения - способ передачи знаний, умений и навыков,
посредством которого обучающий, опираясь на сознательность и активность обучаемых, формирует у них необходимые умственные и физические качества.
2.3 Методика обучения - совокупность способов, средств и приемов, необходимых для систематического и наиболее целесообразного достижения требуемого уровня обученности.
2.4 Уровень обученности - степень владения нормами профессиональной деятельности.
2.5 Оценка уровня обученности - мера сравнения достигнутого и требуемого уровней обученности, определяемая на основе использования установленных нормативов.
2.6 Обучаемость - комплекс познавательных и психомоторных способностей, имеющих индивидуальную меру выраженности и влияющих на успешность обучения.
2.7 Индивидуализированное обучение - обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого (индивидуальных различий в обучаемости, исходном уровне обученности и т.д.), обеспечивающее сокращение количества обучаемых с низким уровнем успеваемости.
2.8 Теоретические (декларативные) знания - знания о назначении, структуре, состояниях, процессах и закономерностях функционирования локомотива (или его отдельных элементов) и знания о внешних средствах деятельности работников локомотивных бригад (о рабочем месте, средствах отображения информации, органах управления, информационной модели, человеко-машинном интерфейсе и т.п.).
2.9 Различают следующие свойства теоретических (декларативных) знаний:
- запоминание происходит путем извлечения обучаемым в процессе обработки учебного материала смыслов и отличительных признаков понятий, а также установления между понятиями родо-видовых, причинно-следственных и иных связей;
- в процессе накопления теоретических знаний и выполнения лабораторных работ формируются способности к описанию, объяснению и прогнозированию явлений и процессов в области деятельности через установление все новых и новых отношений (связей) между понятиями.
2.10 Уровень усвоения области деятельности ("Бета") - квалификационная характеристика обученного специалиста (обучаемого), характеризующая усвоенность теоретических (декларативных) знаний в области деятельности работника локомотивной бригады.
2.11 Различают следующие уровни усвоения области деятельности:
"Бета"=1 - способность провести каталогизацию элементов локомотива и элементов внешней среды, описать их свойства, дать внешнее, описательное изложение явлений и процессов в области деятельности;
"Бета"=2 - способность дать объяснение динамике изменения внешних факторов и состояния элементов локомотива, а также предсказать направления их развития и возможные исходы.
2.12 Учебный элемент - отдельное конкретное действие, осваиваемое в процессе обучения. При профессиональном обучении учебный элемент соответствует отдельному конкретному действию реальной профессиональной деятельности, осваиваемому в процессе обучения с целью приобретения профессиональных знаний, умений и навыков.
2.13 Учебная задача - совокупность учебных элементов, соответствующая определенной ситуации, характерной для реальной профессиональной деятельности.
2.14 Предписанный способ деятельности (ПСД) - способ, программа, алгоритм, план действий в заданных условиях, т.е. сведения процедурного характера, предъявляемые в вербальной или наглядной форме обучаемому на начальном этапе освоения деятельности в качестве идеальной модели. На основе предписанного способа деятельности в процессе обучения формируется индивидуальный способ деятельности.
2.15 Предписанный алгоритм деятельности (ПАД) - предписание, определяющее содержание и последовательность действий работника локомотивной бригады по выполнению конкретной задачи управления локомотивом или его техническому обслуживанию. На предписанных алгоритмах деятельности в процессе обучения формируются индивидуальные алгоритмы деятельности.
2.16 Практические (процедурные) знания - знание процедур деятельности, способов решения учебных задач по учебным дисциплинам, алгоритмов, программ, планов, способов выполнения профессиональной деятельности с опорой на полученные теоретические знания.
2.17 Различают следующие свойства практических (процедурных) знаний:
- запоминаются существенно медленнее теоретических путем многократных повторений процедур деятельности;
- в процессе повторений и на основе теоретических знаний формируется ориентировочная основа деятельности (ООД), а процедурные знания-знакомства постепенно трансформируются в знания-умения и, затем, в навыки;
- при отсутствии повторений (тренировок) сложные навыки быстро утрачиваются.
2.18 Уровень усвоения процедур деятельности ("альфа") - квалификационная характеристика обученного специалиста (обучаемого), характеризующая усвоенность практических (процедурных) знаний.
2.19 Различают следующие уровни усвоения процедур деятельности:
"альфа"=1 (знания-знакомства). Способность решить учебную задачу с опорой на внешне предъявляемый стимул непосредственно в процессе деятельности при повторном восприятии ранее усвоенной теоретической информации о них и практических действий с ними
"альфа"=2 (репродуктивные знания - умения, навыки). Способность к репродуктивной деятельности алгоритмического типа, т.е. способность самостоятельно выполнить известную деятельность на основе ранее усвоенной ориентировочной основы деятельности (решить известную учебную задачу на основе усвоенного алгоритма)
"альфа"=3 (продуктивные знания - умения, навыки). Способность к продуктивной деятельности алгоритмического типа на основе усвоенного обобщенного способа деятельности, т.е. способность выполнить деятельность в изменившихся условиях путем самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы деятельности (решить типовую учебную задачу на основе усвоенного теоретически обобщенного способа решения);
"альфа"=4 (знания-трансформации). Способность к деятельности эвристического типа, для которой неизвестны заранее алгоритмы достижений целей деятельности, т.е. способность самостоятельно сконструировать и применить новую ориентировочную основу для новых условий деятельности (разработать способ решения и решить нетиповую учебную задачу)
2.20 Ориентировочная основа деятельности - информация о среде деятельности (теоретические знания) и извлекаемые из памяти процедурные (практические) знания о способе деятельности в данных условиях среды, на которые опирается обученный специалист при планировании, реализации деятельности и контроле ее результатов.
2.21 Умение - способность применять усвоенную ориентировочную основу деятельности для решения эквивалентных задач с дискретным осознанным контролем последовательности и качества реализации отдельных действий. По мере неоднократных повторений происходит свертывание умственной деятельности, и умение переходит в навык.
2.22 Навык - способ выполнения действий, сложившийся в результате упражнений, и представляющий собой автоматизированный компонент сознательной деятельности.
2.23 Упражнение - сознательное многократное повторение определенных действий с целью формирования, закрепления и совершенствования у обучаемых необходимых для профессиональной деятельности навыков и умений.
2.24 Оперативное мышление - внутреннее средство переработки информации работника, обеспечивающее скоротечное и правильное разрешение проблемной (нештатной) ситуации в условиях дефицита времени и (или) неполной информации.
2.25 Информационная модель учебного элемента - совокупность информации различной модальности, предъявляемой обучаемому человеку и необходимой для освоения им учебного элемента.
2.26 Информационная модель учебной задачи - совокупность информационных моделей учебных элементов, входящих в учебную задачу.
2.27 Учебное задание - совокупность информационных моделей учебных задач и/или учебных элементов, одновременно предъявляемых обучаемому человеку для освоения.
2.28 Учебная информационная модель - совокупность учебных заданий (информационных моделей учебных задач и учебных элементов), используемых в процессе обучения.
2.29 Мультимедийные формы предъявления учебного материала - формы, включающие, объединяющие и синхронизирующие в различных средах представления различные типы статистической и/или динамической информации.
2.30 Типы сред представления информации - психологически воспринимаемые обучаемым свойства среды. Примеры сред представления: аудио среда (воспринимаемая по аудиоканалу); видео среда (воспринимаемая по зрительному каналу); вербализованная среда (текст, речь, символы, формулы); невербализованная среда (пространственное расположение, шумы агрегатов); естественная среда (естественные звуки, виды окружающей действительности,); искусственная среда (фотографии, рисунки, графики); динамическая среда (видеофильм, анимированные диаграммы и модели) и т.п.
2.31 Комплексирование сред представления информации - последовательное или одновременное объединение или наложение двух и более сред для лучшего усвоения информации, относящейся к одной и той же теме.
2.32 Обучающее воздействие - специальная процедура предъявления обучаемому учебного задания, позволяющего формировать алгоритмы решений.
2.33 Различают два основных типа обучающих воздействий:
- обучающее воздействие первого типа - предъявление учебного задания, соответствующего информационной модели отдельного изучаемого учебного элемента, его объяснение и описание с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемого (применяется при теоретическом обучении);
- обучающее воздействие второго типа - предъявление учебного задания, соответствующего информационной модели учебной задачи (применяется для выявления результативности обучающего воздействия первого типа при теоретическом обучении и в качестве основного обучающего воздействия при практическом обучении).
2.34 Теоретическое обучение - обучение, направленное на усвоение обучаемым теоретических (декларативных) знаний.
2.35 Минимальный дидактический цикл теоретического обучения - последовательная реализация обучающих воздействий первого и второго типа с подтверждением результативности воздействий первого типа.
2.36 Практическое обучение - обучение, направленное на усвоение обучаемым практических (процедурных) знаний.
2.37 Адаптивное обучение - метод индивидуализированного обучения, при котором трудность учебных заданий автоматически повышается или понижается в зависимости от действий и качества действий обучаемого.
2.38 Различают следующие уровни адаптации учебных заданий:
- адаптация задания к действиям обучаемого,
- адаптация программы предъявления заданий к действиям обучаемого.
2.39 Управление обучением - управление учебными заданиями (учебной информационной моделью) путем адаптации приемов, способов обучения, содержания, объема и темпа предъявляемой учебной информации к индивидуально-психологическим особенностям обучаемого, его ошибкам, действиям и их качеству, контролируемым параметрам психофизиологического состояния обучаемого (при необходимости).
2.40 Автоматизированное учебное занятие (АУЗ) - специальная форма теоретического или практического обучения с использованием программных средств.
2.41 Различают следующие организационные формы автоматизированных учебных занятий:
- для теоретического обучения - лекция, консультация, семинар.
- для практического обучения - практические занятия, лабораторные занятия, упражнения, тренировки, групповые упражнения.
2.42 Сценарий автоматизированного учебного занятия - программный продукт, представляющий совокупность эпизодов (кадров), предъявляемых в соответствии с логикой изучаемой предметной области и целями обучения.
2.43 Автоматизированный учебный курс (АУК) - совокупность автоматизированных учебных занятий, предназначенная для формирования теоретических (декларативных) и (или) практических (процедурных) знаний по определенному виду деятельности (учебной дисциплине) путем самостоятельной работы обучаемого с компьютерной обучающей системой, реализующей ряд функций управления обучением, при отсроченном контроле и управлении со стороны обучающего.
2.44 Автоматизированная обучающая система (АОС) - совокупность аппаратно-программных средств, автоматизировано реализующая определенный вид функций инструктора.
2.45 Состав АОС включает:
- функциональную подсистему управления процессом обучения и мониторинга результатов выполнения учебных задач (рабочее место инструктора);
- функциональную подсистему технических средств деятельности обучаемого (рабочее место обучаемого со средствами отображения информации и органами управления);
- функциональную подсистему визуализации учебных заданий;
- функциональную подсистему моделирования нештатных, экстремальных ситуаций;
- функциональную подсистему (фонд) сценариев автоматизированных учебных занятий;
- функциональную подсистему психодиагностики обучаемых (при необходимости);
- функциональную подсистему контроля работоспособности обучаемых (при необходимости).
2.46 Тренажерный комплекс (ТК) - система "инструктор - автоматизированная обучающая система - обучаемые", обеспечивающая индивидуализацию обучения в условиях индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий путем полной или частичной автоматизации функций инструктора по управлению процессом обучения.
2.47 Эргономическая адекватность тренажерного комплекса - соответствие условий и содержания учебной деятельности обучаемого на тренажерном комплексе и осваиваемой реальной профессиональной деятельности.
2.48 Полномасштабный тренажер - тренажер для работников локомотивных бригад, предназначенный для формирования и развития практических умений и навыков, включая и двигательные (психомоторных) навыки. Содержит реальное рабочее место работника или его действующий полномасштабный макет.
2.49 Первоначальное (когнитивное, предтренажерное) усвоение деятельности работников локомотивных бригад с использованием АОС (АУК) - усвоение теоретических знаний о функционировании локомотива и внешних средствах деятельности, а также усвоение процедур деятельности - алгоритмов, путем многократного их виртуального выполнения на имитационной модели пульта управления локомотивом, отображаемого на экране компьютера. Усвоение в форме знаний, умений и умственных навыков без формирования двигательных (психомоторных) навыков и их двигательно-чувственного наполнения.
2.50 Человеко-машинный интерфейс - комплекс программных и технических средств, посредством которых осуществляется диалоговый режим выполнения функций по управлению локомотивом и его обслуживанию.
2.51 Нормативно-техническая документация (НТД) - документация, содержащая правила, нормы и требования, подлежащие обязательному выполнению при управлении локомотивом.