СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 5) от 29 февраля 2012 г. N 421р

5.3 Оперативный контроль функционального состояния и работоспособности обучаемых
5.3.1 В процессе обучения на тренажере по решению руководства учебно-тренировочного центра может проводиться экспресс-оценка функционального состояния и работоспособности обучаемых путем регистрации следующих психофизиологических параметров:
- частота сердечных сокращений (ЧСС);
- частота дыхания (ЧД);
- электрокожная проводимость (ЭКП);
- резервы внимания (РВ);
5.3.2 По результатам регистрации делается прогноз функционального состояния (ФС) и работоспособности (РС).
Типовая процедура такого прогноза приведена в рекомендуемом Приложении В.
Сравнение выполненного прогноза с качеством выполнения упражнений на тренажере (качеством управления локомотивом) должно использоваться для формулирования решений по изменению условий обучения. При этом могут использоваться правила, приведенные в п.  5.3.3.
5.3.3 Правила принятия решений по изменению условий обучения
5.3.3.1  Первый вариант: наблюдается невысокое качество выполнение заданий (упражнений) на тренажере, высокий уровень физиологических реакций (3 или 4 уровень ЧСС, ЧД, ЭКП), резервы внимания минимальные или отсутствуют. Такое сочетания показателей позволяет сделать вывод о необходимости повторных отработок данных упражнений (задания).
5.3.3.2  Второй вариант: наблюдается высокое качество выполнения заданий, однако физиологические реакции неадекватны сложности задания (превышают нормативные - 3 или 4 уровень), резервы внимания недостаточны.
Такое сочетание позволяет сделать вывод о повышенной сложности для обучаемого элементов заданий и о необходимости продолжить отработку данных элементов задания.
5.3.3.3 Третий вариант: наблюдается высокое качество выполнения заданий, уровень физиологических реакций и резервов внимания в пределе нормы (1 и 2 уровень) на всех этапах выполнения задания.
Такое сочетание позволяет сделать вывод о высоком уровне обучаемости при выполнении данного задания, нормальной напряженности деятельности и работоспособности обучаемого.
5.3.3.4 Четвертый вариант: наблюдается низкое качество выполнения заданий, физиологических реакций и резервов внимания в пределах нормы или даже ниже нормы.
Такое сочетание показателей свидетельствует об отсутствии интереса к заданию и ответственности за качество его выполнения. Необходимо выяснить причину такого отношения к тренировкам, принять необходимые меры и только затем продолжить тренировки или прекратить процесс обучения. Причиной такого результата может быть отсутствие мотивации.
5.3.4 Организация контроля стрессового состояния машиниста при обучении на ТК нового поколения
5.3.4.1  В процессе обучения машинистов локомотива на ТК необходимо осуществлять контроль стрессового состояния обучаемого.
5.3.4.2  Контроль стрессового состояния машиниста, обучаемого на ТК, состоит в определении, регистрации, индикации и сохранении данных об уровне и динамике нервно-психического напряжения, возникающего у обучаемого в процессе выполнения учебных заданий по отработке режимов управления локомотивом в стандартных и нештатных ситуациях.
5.3.4.3 Контроль стрессового состояния машиниста осуществляется с помощью автоматизированной системы контроля стрессового состояния, входящей в состав ТК и включающей специальные приборы и программно-аппаратные комплексы, допущенные к использованию руководством ОАО "РЖД". Один из возможных вариантов специального прибора для контроля стрессового состояния машиниста приведен в справочном Приложении Е.
5.3.4.4 Автоматизированная система контроля стрессового состояния машиниста должна обеспечивать непрерывную индикацию текущего уровня нервно-психического напряжения (НПН) обучаемого как на РМО, так и на РМИ. Отображение данных об НПН обучаемого на пульте инструктора позволяет при необходимости оперативно регулировать процесс обучения. Отображение данных об НПН на пульте обучаемого позволяет ему вырабатывать навыки саморегуляции ФС в процессе отработки режимов управления локомотивом в стандартных и нештатных ситуациях.
5.3.4.5 Данные по уровню НПН должны сохраняться в автоматизированной системе управления обучением на ТК, совместно с данными о типе и содержании выполняемых в ходе обучения учебных заданий.
5.3.4.6  В качестве дополнительного методического средства тренировки навыков и умений саморегуляции ФС, повышения стрессоустойчивости в процессе управления локомотивом используются методы специальной психологической подготовки работников локомотивных бригад (согласно п. 4.1.3) на этапах обучения II и III (согласно п.8.2).