СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 6) от 29 февраля 2012 г. N 421р

6 Общие требования к методам и программам обучения

6.1 Общие положения
6.1.1 В процессе тренажерной подготовки различных категорий машинистов должны выполняться следующие основные задачи:
- начальное обучение (изучение электрических и пневматических схем, неисправностей локомотива, работы автотормозов, технологии приемки локомотива и др.);
- присуждение, подтверждение классности;
- повышение квалификации;
- переподготовка (на другой вид тяги, другую серию локомотива и т.п.);
- текущий контроль знаний и навыков;
- отработки действий в нештатных ситуациях;
- восстановление навыков после длительных перерывов в работе.
6.1.2 К основным группам методов обучения работников локомотивных бригад относятся:
- словесные (лекция, рассказ, объяснение, беседа и т.п.), наглядные (показ, иллюстрация и демонстрация наглядных пособий любых видов, фильмов, а также наблюдение, экскурсия и т.д.);
- практические (упражнения, тренировки, учения и т.д.), логические (индуктивный, дедуктивный, метод аналогий и др.);
6.1.3 Выбор метода обучения должен определяться конкретными целями и задачами обучения, исходными уровнями общеобразовательной и специальной подготовки обучаемых, закономерностями процессов усвоения и сохранения знаний, навыков и умений в условиях конкретной учебной деятельности, а также возможностями методов и технических средств обучения.
6.2  Программа обучения работников локомотивных бригад
6.2.1 Программа обучения работников локомотивных бригад должна содержать:
- перечень вопросов, определяющих необходимый объем теоретических знаний;
- перечень практических учебных задач;
- объем и характер учебной информации по каждой учебной задаче;
- последовательность отработки практических учебных задач;
- время отработки каждой учебной задачи;
- время индивидуального и коллективного обучения;
- длительность тренировочных занятий;
- периодичность тренировочных занятий;
- указания о порядке проведения тренировок в стрессовых ситуациях;
- интегральную оценку степени успешности выполняемых программ.
Длительность учебного периода составляет один год.
6.2.2 В перечень вопросов, определяющих необходимый объем теоретических знаний, должны быть включены требуемые сведения о рабочем месте, виде и составе учебной информационной модели, виде и составе информационной модели и физических процессах, происходящих при выполнении операций управления и обслуживания на локомотиве, а также о психофизиологических закономерностях деятельности машиниста, в том числе:
- психофизиологических реакциях машиниста при следовании поезда в условиях штатного режима движения и действиях при возникновении аварийных и нестандартных ситуациях;
- психофизиологических механизмах, обеспечивающих регуляцию деятельности машиниста;
- работоспособности в процессе прохождения длительных маршрутов и способах восстановления функционального состояния;
- факторах риска и системе охраны профессионального здоровья;
- эргономике рабочего места машиниста.
Типовая программа повышения квалификации машинистов локомотивов по проблемам человеческого фактора в процессе тренажерной подготовки представлена в рекомендуемом Приложении Д.
6.2.3  Количество практических учебных задач должно определяться с учетом структуры учебной информационной модели, условий восприятия и переработки информации, вида принимаемого решения и типа исполнительного действия.
6.2.4 Объем и характер учебной информации по каждой учебной задаче должен определяться исходя из перечня сведений, необходимых работнику локомотивной бригады для выполнения осмысленных законченных действий по осуществлению предписанных ему функций. Объем, вид и форма предъявления учебной информации, имеющей место в типовых ситуациях работы, и способствовать формированию у обучаемых целостных представлений о характере действий.
6.2.5 Последовательность отработки разнотипных (не содержащих идентичных операций деятельности) учебных задач должна устанавливаться в соответствии с возрастанием их сложности.
6.2.6 Последовательность отработки однотипных учебных задач должна устанавливаться с учетом обеспечения максимального возможного положительного переноса и соблюдения принципа от простого к сложному.
6.2.7 Время отработки каждой учебной задачи должно устанавливаться в зависимости от сложности алгоритма ее выполнения и используемого метода обучения. При отработке разнотипных учебных задач на каждую из них должно быть отведено время, обеспечивающее достижение требуемого качества деятельности (требуемого уровня обученности) в конкретных типовых условиях. Для отработки однотипных задач, при применении специальных методов обучения (например, метода, основанного на использовании эффекта положительной психологической индукции) допускается уменьшение затрат времени на отработку конкретной задачи. Степень снижения временных затрат должна определяется исходя из возможностей метода обучения.
6.2.8 Время индивидуальной и коллективной подготовки должно выбираться в зависимости от содержания алгоритмов выполнения каждой задачи и характера взаимодействия.
6.2.9 Длительность непрерывной тренировки обучаемых должна устанавливаться в зависимости от сложности и условий их деятельности. Рекомендуется длительность непрерывной тренировки должна быть не более 1,5-2 ч.
6.2.10  Периодичность тренировок должна устанавливаться с учетом сложности деятельности и уровня подготовки работников локомотивных бригад. В период поддержания навыков на требуемом уровне длительность перерывов между тренировками должна быть такой, чтобы уровень обученности не опускался ниже требуемого.
В случае если работник локомотивной бригады осуществляет профессиональную деятельность без перерывов, превышающих допустимые значения, специальная тренировка должна проводиться только для поддержания навыков работы в стрессовых ситуациях.
6.2.11 Имитация действий в аварийных и нестандартных ситуациях должна осуществляться с учетом возможности воспроизведения условий деятельности, близких к реальной обстановке, с соблюдением норм безопасности для здоровья работников.
Количество тренировочных занятий, необходимых для достижения и поддержания требуемого уровня устойчивости, определяется индивидуально, в зависимости от личностных особенностей эмоционального реагирования обучаемого на стресс-факторы.
6.2.12  Обучаемые должны усвоить необходимый объем теоретических знаний о возможных аварийных и нестандартных ситуациях, характерных для условий их конкретной деятельности.
6.2.13 При тренировках в стрессовых ситуациях должно быть предусмотрено формирование навыков профессиональной деятельности в условиях:
- возникновения наиболее характерных отказов и неисправностей в локомотиве;
- моделирования аварийных ситуаций, не вызывающих запредельного переутомления обучаемых;
- воздействия стресс-факторов приводящих к эмоционально-психической напряженности (характерные световые и звуковые эффекты, резкое изменение условий обитаемости и т.д.);
- создания обстановки, сильно затрудняющей выполнение алгоритмов деятельности (работа в режиме накопившегося утомления, ночных условиях, моделирование крайне редких, не встречающихся в обычной рабочей деятельности, ситуаций и т.д.).
6.2.14 При формировании у обучаемых навыков деятельности в стрессовых ситуациях им необходимо:
- овладеть методикой выявления причины стресс-фактора;
- научиться последовательности выполнения необходимых действий при воздействии любого стресс-фактора с целью сведения его влияния на качество работы к минимуму;
- освоить простейшие способы самоконтроля и саморегуляции психического состояния;
6.2.15 Тренировочные занятия в стрессовых ситуациях не должны проводиться в период, когда обучаемый еще до занятий находится или находился в состоянии переутомления.
6.2.16 Подготовка в стрессовых ситуациях должна осуществляться после достижения обучаемыми требуемого уровня обученности.
6.2.17 Управление процессом тренировки в стрессовых ситуациях, контроль и оценку действий обучаемых должен непосредственно осуществлять обучающий.
6.2.18  Программа обучения работников должна видоизменяться в зависимости от их индивидуальных качеств и уровня обученности.
6.2.19 В процессе реализации программы обучения должны быть сформулированы автоматизированные навыки профессиональной деятельности, при этом необходимо создать условия для возникновения положительного и исключения отрицательного переноса навыков.