8.2.4 Третий этап тренажерной подготовки
8.2.4.1  Третий этап подготовки - специализированный. Система тренажерной подготовки характеризуется на этом этапе значениями основных показателей, выделенных в п.  8.2.1.2, представленными в п. п.  8.2.4.2-8.2.4.9.
8.2.4.2 Цель подготовки на третьем этапе - формирование навыков действий в нештатных и экстремальных ситуациях, в том числе - связанных с неисправностью или отказами оборудования, систем и приборов, авариями, условиями ухудшения видимости и др.
8.2.4.3  Формируемый на третьем этапе уровень обученности - последовательное формирование функционально-эвристического, информационно-эвристического и ситуационного уровня обученности (в соответствии со стандартом ОАО "РЖД") "Профессиональная подготовка работников локомотивных бригад на тренажерных комплексах к различным видам поездной работы. Общие требования":
- на функционально-эвристическом уровне у обучаемого дол жен быть сформирован и реализовываться образ схемы причинно-следственных связей между ненормативными функциональными изменениями в дорожных ситуациях и возможными первопричинами этих изменений;
- на информационно-эвристическом уровне у обучаемого должен сформироваться и реализовываться образ схемы причинно-следственных связей между показателями СОИ (внутренних и внешних), включая СОИ автоматизированных систем контроля, и возможными отказами технических систем, а также непредвиденными изменениями в дорожных ситуациях;
- на ситуационном уровне у обучаемого должен сформироваться и реализовываться образ иерархической схемы диагностики и парирования непредвиденных изменений в дорожных ситуациях и отказов (сбоев) технических систем.
8.2.4.4 Формируемый на третьем этапе уровень компетентности обучаемых - интеллектуальная компетентность, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков машиниста, позволяющих ему действовать в неопределенных и непредвиденных ситуациях с высоким качеством и с учетом в дальнейших последствий.
8.2.4.5 В результате обучения на третьем этапе должны сформироваться следующие ПВК, дополнительные к качествам, формируемым на втором этапе подготовки и обеспечивающие следующий, более высокий уровень профессиональной компетентности обучаемых (интеллектуальную компетентность):
- высокая способность к прогнозированию развития ситуации (повышенная когнитивная функция и развитое предвосхищающее мышление);
- способность адаптироваться к меняющейся ситуации и выбирать правильное решение (развитое оперативное мышление), в том числе - при наличии информационных признаков неполного или разноречивого характера, требующих выработки нового плана действий;
- готовность к нештатным ситуациям и уверенность в их преодолении;
- умении выделять и определять важнейшие факторы, оказывающие влияние на возникновение и развитие экстремальной ситуации;
- умение анализировать ситуации с учетом не только очевидных, но и скрытых характеристик;
- умение устанавливать приоритеты решаемых задач в экстремальных ситуациях, оценивать и учитывать степень реальности альтернатив.
8.2.4.6 На третьем этапе взаимодействие инструктора с обучаемым может осуществляться на тех же уровнях, что и на втором этапе, а именно - как индивидуальное, бригадное или дистанционное обучение.
8.2.4.7 На третьем этапе обучения должны использоваться следующие технологии процесса обучения:
- технологии формирования нештатных ситуаций;
- технологии контроля и оценки качества деятельности;
- технологии контроля и оценки состояния обучаемых в соответствии c разделами и подразделами 5.2 и 5.3 настоящего стандарта.
8.2.4.8  На третьем этапе обучения целесообразно использовать следующие, представленные ниже средства обучения.
В отличие от второго этапа, при дистанционном обучения на третьем этапе используется средство IV типа - компьютерная сеть с доступом к банку нештатных тестовых ситуаций и банку вариантов парирования ситуаций. Банк ситуаций содержит трехмерное изображения динамически развивающихся нештатных дорожных ситуаций. Выход в сеть осуществляется так же, как и при ДО на втором этапе.
При индивидуальном и бригадном обучении могут использоваться средства V типа - АОС с банком имитационных моделей нештатных динамически развивающихся аварийных ситуаций и банком средств парирования этих ситуаций. Наиболее оптимальным вариантом являются средства VI типа - интеллектуальные автоматизированные обучающие системы (ИАОС), в которых банк средств парирования нештатных ситуаций строится как экспертная система, основанная на банке знаний опытных машинистов и результатов выполнения ими учебных тренажерных заданий. Дополнительно в ИАОС включается модуль контроля психофизиологического состояния обучаемого.
8.2.4.9 Типы учебно-тренировочных центров для третьего этапа подготовки такие же, как и для второго, т.е. преимущественно дорожные учебные центры, а также могут формироваться и региональные учебные центры (при использовании средств обучения V и VI типов), а также дистанционные формы обучения. При этом дистанционное образование на втором и третьем этапах подготовки необходимо ввести в рамках развития существующей системы дистанционного образования (СДО) ОАО "РЖД".