СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 13) от 29 февраля 2012 г. N 421р

8.3 Структура характеристик обобщенной системы тренажерной подготовки работников локомотивных бригад
8.3.1 Структура характеристик обобщенной системы тренажерной подготовки работников локомотивных бригад приведена в таблице 1.
Обобщенная схема характеристик модели тренажерной подготовки локомотивных бригад

Таблица 1



N  
этапа

    Уровни    
подготовки  

      Уровни     
обученности   

   Формируемые  
уровни     
компетентности 

      Уровни     
взаимодействия с
обучаемыми   

       1      

        2        

        3       

        4        


I  

Теоретико-    
предметный    
(начальный)   

Демонстрационно- 
ознакомительный  


Функциональная  

Групповое        
аудиторное       
обучение         



II 


Нормативный   
(средний -  1-й
и 2-й класс)  

Последовательный 
переход от       
исполнительного к
функциональному и
к алгоритмическому



Профессиональная


1. Индивидуальное
2. Бригадное     
3. Дистанционное 


III

Специализирован
ный (высший - 3
класс)        


Ситуационный     


Интеллектуальная

1. Индивидуальное
2. Бригадное     
3. Дистанционное 


N  
этапа

Цель процесса
обучения  

   Технологии  
процесса   
обучения   

     Используемые     
средства обучения  

  Типы учебно-  
тренировочных 
центров    

      5      

       6       

           7          

        8       



I  

Уяснение     
выполняемых  
функциональных
обязанностей 


Технологии     
теоретической  
подготовки     

Тип 1. Схемы, фото,   
диафильмы, учебные    
фильмы,               
телевидеозаписи,      
макеты, стенды        


При локомотивных
депо (в основном)










II  






Приобретение 
знаний,      
формирование 
ПВК и        
отработка    
умений и     
навыков в    
соответствии с
НТД          





1. Технологии  
формирования   
адекватных     
имитационных   
моделей средств
деятельности и 
динамической   
обстановки     
2. Технологии  
контроля       
качества       
деятельности   

Тип2.                 
Автоматизированные    
обучающие системы     
(АОС) с имитационными 
моделями пультов      
управления,           
динамической          
обстановки, команд,   
предписанных          
алгоритмов            
деятельности и        
контроля качества     
деятельности          






Дорожные учебные
центры (в       
основном)        


Тип 3. Компьютерная   
сеть с банком тестовых
ситуаций (для ДО)     

Выход в сеть при
любом учебном   
центре или с    
любого компьютера
(в том числе    
домашнего)      






III 




Формирование 
навыков      
действий в   
нештатных    
экстремальных
ситуациях    

1. Технологии  
формирования   
нетиповых      
ситуаций       
2. Технологии  
контроля       
качества       
деятельности   
3. Технологии  
контроля       
состояния      
обучаемых      

Тип 4. Компьютерная   
сеть с доступом к     
банку нештатных       
тестовых ситуаций (для
ДО)                   

Выход в сеть при
любом учебном   
центре или с    
любого компьютера
(в том числе    
домашнего)      

Тип 5. АОС с банком   
имитационных моделей  
нештатных аварийных   
ситуаций              


Региональный    
учебный центр   

 

9 Психолого-эргономические требования к профессиональному обучению с использованием автоматизированных обучающих систем

9.1 Общие требования
9.1.1 Применяемая автоматизированная обучающая система (АОС) должна обеспечивать:
- рост дидактической эффективности в сравнении с применяемой ранее системой обучения;
- гарантированное достижение всеми обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;
- достижения каждым из обучаемых заданного качества усвоения наиболее рациональным для него путем, при условии работы обучающего с достаточно большой группой обучаемых;
- наиболее приемлемое преодоление противоречия между увеличивающимся объемом информации в изучаемой предметной области и относительно фиксированным лимитом времени на ее усвоение;
- создание для обучающегося условий, которые бы при общей интенсификации процесса обучения не требовали от него все большей отдачи физических и моральных сил.
9.1.2 Разрабатываемая непосредственно в учебно-тренировочных центрах или разработанная организациями промышленности и внедряемая в УТЦ АОС должна соответствовать существующей системе организации и планирования учебного процесса по срокам проведения и видам занятий по установленным программам и тематическим планам, а также по количественному составу групп обучаемых и продолжительности учебных занятий. Любые измерения в организации и планировании учебного процесса, которые могут потребоваться при внедрении разработанной АОС в учебный процесс, должны утверждаться руководством УТЦ.
9.1.3 В соответствии с главными задачами подготовки специалистов и с учетом преимущественных возможностей современных АОС при автоматизации учебного процесса следует соблюдать следующую очередность целей создания и применения АОС (в порядке понижения предпочтительности):
- отработка на имитационных моделях пультов управления локомотивом задач предтренажерной подготовки локомотивных бригад к слаженным совместным действиям;
- отработка на имитационных моделях пультов управления локомотивом первоначальных навыков управления локомотивом, его системами, подсистемами;
- отработка на имитационных моделях систем, агрегатов и узлов локомотива первоначальных навыков технического обслуживания и ремонта;
- обучение на полномасштабных тренажных комплексах действиям в штатных и нештатных (аварийных, стрессовых и т.д.) ситуациях.
9.1.4  Разработка технического задания на создание в УТЦ АОС должна основываться на предварительном технико-педагогическом обосновании возможности создания дидактически эффективной АОС с априорной оценкой дидактической эффективности всех психолого-педагогических концепций обучения, предполагаемых к реализации. Техническое задание должно соответствовать ГОСТ 34.602.
Разработанная АОС (или АУК) должна проходить приемочные испытания с проведением психолого-педагогических экспериментов по оценке дидактической эффективности тех АУЗ, которые непосредственно направлены на подготовку личного состава к выполнению функциональных обязанностей по должностям в соответствии с установленными нормативами деятельности. При другом целевом предназначении АОС (АУК) должны быть проведены частные психолого-педагогические эксперименты по оценке дидактической эффективности всех реализуемых организационных форм АУЗ (лекция, практическое занятие, упражнение, лабораторное занятие и т.д.).
Решение о полном или частичном использовании АОС (АУК) в учебном процессе должно приниматься по результатам психолого-педагогических экспериментов.
9.1.5 В зависимости от вида и целевого предназначения АОС (АУК) должны использоваться следующие показатели дидактической эффективности в сравнении с исходной системой обучения:
- сокращение сроков подготовки специалистов;
- повышение уровней усвоения знаний при прежних сроках обучения;
- сокращение временных затрат на формирование требуемых репродуктивных (продуктивных) знаний - умений или навыков;
- сокращение времени на восстановление утраченных навыков;
- повышение объективности контроля знаний;
- сокращение времени на контроль знаний.
При проведении сравнительной оценки дидактической эффективности АОС и исходной системы обучения должна быть обеспечена однородность экспериментальной и контрольной групп обучаемых. Однородность групп должна быть подтверждена совпадением параметров статистического распределения оценок исходного уровня обученности обучаемых в группах по данным тестирования.
9.1.6  Для оценки АОС могут применяться и другие показатели эффективности, например, экономические, надежностные и другие. Однако, никакое снижение финансовых, материальных, временных и любых других затрат в сравнении с исходной системой обучения не должно быть приемлемым, если качество подготовки обучаемых с АОС снижается.
9.1.7  При разработке АОС (АУК), предназначенных для освоения локомотива или переподготовки на управлении новым локомотивом в системе подготовки, в качестве критерия дидактической эффективности следует применять сокращение сроков подготовки (переподготовки) специалистов при условии повышении или сохранении качества.
9.1.8  При разработке АОС, должны привлекаться специалисты по методам обучения, специалисты по методам контроля знаний, эргономисты, инженеры по знаниям (при разработках интеллектуальных АОС) и квалифицированные программисты.
9.1.9  Принятая в эксплуатацию АОС должна совершенствоваться в течение ряда циклов обучения (в силу специфики объекта управления - обучаемых, как правило, не удается однократным проектированием обеспечить дидактическую эффективность всех организационных форм АУЗ).
9.1.10 Эргономическое обеспечение создаваемых АОС, должно осуществляться в соответствии с требованиями систем стандартов СЧМ, ССБТ.