СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 14) от 29 февраля 2012 г. N 421р

9.2 Требования к техническому обеспечению процесса обучения
9.2.1 В процессе обучения с использованием АОС применяются тренажеры следующих типов: компьютерные; процедурные; комплексные тренажеры локомотивов.
9.2.2 Компьютерные тренажеры используются в УКК для изучения отдельных тем, допускающих только компьютерное моделирование.
9.2.3 Процедурные тренажеры предназначены для отработки определенной задачи (отработки техники включения двигателей, отработки особых случаев на маршруте, выработки навыков работы с оборудованием кабины и т.д.). В них используются реальные органы управления и некоторые панели (панель управления двигателем, панели противопожарной системы и т.д.).Они являются продолжением ряда компьютерных тренажеров, используемых в УКК, так как используют аналогичное программное обеспечение.
9.2.4 Процедурный тренажер оформляется в виде рабочего места машиниста или бригады машинистов и может быть:
- стационарным, размещаемым в учебно-тренажерном классе;
- мобильным, размещаемым или в учебно-тренажерном классе, или в вагонах.
9.2.5 На процедурных тренажерах возможно решение практически всего спектра учебных задач, стоящих перед обучаемым. Данный вид компьютерных тренажеров может трансформироваться от одного типа локомотива к другому аналогичного назначения. Для этого достаточно переустановить программное обеспечение и, возможно, заменить или добавить некоторые органы управления.
9.2.6  В состав процедурного тренажера могут входить следующие элементы:
- стилизованная или реальная кабина машинистов локомотива;
- органы управления локомотивом, двигателями, оборудованием и системами локомотива исходя из функционального назначения процедурного тренажера;
- рабочие места машиниста;
- рабочее место инструктора;
- вычислительный комплекс моделирования функциональных систем локомотива, динамики движения и т.д.;
- программный комплекс моделирования динамики движения локомотива, функционирования всех систем локомотива, включая силовую (тяговую) установку, как в штатном режиме, так и при наличии отказов и сбоев;
- системы имитации окружающей среды - внешняя обстановка (район маршрута, погода, время суток и т.д.) и обстановка на рабочих местах машинистов (освещенность, шумы и др.);
- система имитации отказов и создания аварийных ситуаций;
- система контроля и автоматической регистрации знаний машинистов на
этапах подготовки к тренажу и в процессе тренажерной подготовки.
9.2.7  Комплексный тренажер локомотивов представляет собой кабину локомотива, установленную на неподвижном или подвижном основании и оборудованную в полном соответствии с реальной кабиной локомотива, и предназначен для проведения тренажерной подготовки в составе бригады машинистов во всем эксплуатационном диапазоне технических характеристик локомотивов. Круг задач решаемых с помощью комплексного тренажера должен охватывать весь курс подготовки машинистов.
9.2.8  На комплексных тренажерах должны решаться следующие задачи практического обучения машинистов:
- порядок необходимых действий по подготовке локомотива к работе, включающие последовательность действий по проверке оборудования локомотива, подъема токоприемников и включения БВ и ГВ, работы электрических схем и вспомогательных машин, приборов безопасности и радиосвязи, тормозного оборудования;
- разгон поезда и торможение при различных погодных условиях;
- движение по участку обслуживания с установленными скоростями и с поездами разного веса и длины в соответствии с режимными картами;
- применение экстренного торможения поезда;
- ведение радиосвязи с диспетчерами;
- продолжение движения по маршруту при отказах различных систем локомотивов (системы энергообеспечения, приборов и т.д.);
- отработка алгоритмов парирования особых и аварийных ситуаций в составе бригады машинистов.