9.5 Требования к программному обеспечению процесса обучения
9.5.1 Требования к программному обеспечению АВПС
9.5.1.1 АВПС должна полностью поддерживать прикладное программное обеспечение.
9.5.1.2 ВС должна обеспечить изображение в 3D графике конкретного участка пути протяженностью не менее 30 км со станциями, имеющимися на данном участке.
9.5.1.3 Программное обеспечение ВС должно позволять визуализировать нештатные ситуации.
9.5.1.4 Прикладное программное обеспечение должно обеспечивать следующие функциональные возможности АВПС:
- перечень типовых путевых объектов, которые отображаются ВС при их фактическом наличии на станции или перегоне;
- во время воспроизведения звуковых эффектов АС имитируется звуки и шумы локомотива, вагонов и автомотрисы.
9.5.1.5 В перечень типовых объектов, которые отображаются ВС, должны входить:
- подвижной состав попутного и встречного движения;
- станции,
- здания вокзалов;
- платформы;
- водонапорная башня;
- тупиковая призма;
- километровый, пикетный и предельный столбики;
- боковые пути;
- настилы для пешеходного перехода через железнодорожные пути;
- столб с фонарем уличного освещения;
- столб с громкоговорителем (громкоговорящей связью);
- железнодорожный переезд;
- тяговая подстанция;
- светофоры;
- релейный шкаф и коммутационная коробка;
- столб линии контактного провода;
- ферма (несущая конструкция, состоящая из прямолинейных стержней, узловых соединений, которые при расчете условно принимаются шарнирными, располагающаяся между опорами линии контактной сети);
- железнодорожный мост;
- тоннели;
- объекты нештатных ситуаций;
- конструкция усиления ж.д.полотна;
- сигналы ограждения;
- сигнальные указатели и знаки.
9.5.2 Требования к программному обеспечению РМИ
9.5.2.1 Прикладное программное обеспечение (ППО) должно обеспечивать необходимые функциональные возможности РМИ: перед началом тренировки, во время ее выполнения и после завершения.
9.5.2.2 Перед началом выполнения тренировки инструктор должен иметь возможность:
- создать новое упражнение;
- выбрать упражнение из библиотеки готовых упражнений;
- выбрать средства для обеспечения выполнения задания;
- в выбранном упражнении установить время и дату отправления, маршрут и условия движения;
- задать эксплуатационные характеристики локомотива;
- задать метеорологическую обстановку;
- задать положение и состояние "лидера".
9.5.2.3 Во время тренировочного упражнения инструктор должен иметь возможность:
- просматривать обстановку района движения и параметры локомотива;
- вводить и снимать отказы бортовых систем, приборов и оборудования;
- изменять параметры окружающей обстановки;
- взаимодействовать с машинистом в роли диспетчера, используя имитатор связного оборудования;
- фиксировать отдельные фрагменты деятельности обучаемого;
- изменять поездную ситуацию;
- изменять маршрут движения (закрытие для движения одного из путей на перегоне или станции, вынужденная остановка поезда и т.д.).
9.5.2.4 После завершения упражнения инструктор должен иметь возможность:
- проводить анализ упражнения в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами ОАО "РЖД";
- автоматически воспроизводить выполненное упражнение, останавливать воспроизведение и продолжать его.
9.5.2.5 ППО должно поддерживать функцию построения, управления и контроля метеообстановки с формированием:
- условий видимости;
- направления и скорости ветра;
- количества и формы облачности;
- температуры воздуха;
- параметров ветра;
- параметров тумана;
- пыльной бури;
- снежного вихря.
9.5.2.6 ППО должно поддерживать функцию управления обстановкой, в том числе:
- изменение маршрута;
- задание скорости, режима движения и направление других подвижных единиц ж.д. и автомобильного транспорта и их взаимного расположения.
9.5.3 Учебный материал в АОС представляется в виде текстовых и (или) графических изображений, видео- и аудиоинформации, программных моделей органов управления и контроля локомотива. Изображение внутрикабинного оборудования локомотива должно быть выполнено с высокой степенью подобия реальным образцам.
9.5.4 Программы управления графическими изображениями органов управления и контроля должны содержать в себе параметры систем локомотива, законы и логику их изменения в зависимости от режимов работы оборудования локомотива и должны обеспечивать функционирование моделей органов управления и контроля.
9.5.5 Функционирование УКК обеспечивается сервисными программами, предназначенными для организации управления учебным процессом, контроля знаний, хранения служебной информации и обеспечивающими следующие режимы работ УКК:
- по командам инструктора запускать на рабочих местах обучаемых (РМО) режим регламентированного обучения;
- по командам инструктора запускать на РМО режим свободного обучения;
- выдавать информацию на рабочее место инструктора (РМИ) о результатах выполнения контрольных заданий обучаемыми;
- вносить в базу служебной информации данные об успеваемости обучаемых;
- предотвращать случайное уничтожение информации по причине неправильного обращения пользователя с системой.
9.5.6 База данных служебной информации предназначена для обработки и хранения информации об обучаемых, инструкторах, программе обучения и учебном процессе с использованием АОС. Она содержит информацию следующего характера:
- уникальный идентификационный номер (личный шифр) обучаемого;
- фамилию, имя, отчество обучаемого;
- специальность обучаемого;
- на какой тип локомотива и режима работы проходит обучение;
- при переподготовке - с какого типа локомотива и режима работы проходит переподготовку;
- полное и краткое наименование учреждения, направившего обучаемого на переподготовку;
- пароль обучаемого для доступа к доступным ему подсистемам АОС;
- сроки процесса обучения (дата начала, плановая продолжительность и дата окончания);
- осваиваемая учебная программа, количество и перечень изучаемых учебных дисциплин;
- количество и перечень учебных дисциплин, изученных на текущий момент времени (с указанием срока сдачи каждой дисциплины и полученной итоговой оценки);
- перечень выполненных контрольных заданий АОС с указанием даты выполнения, общего количества и процентного соотношения правильных и неверных ответов при выполнении полученной оценки;
- итоговые оценки профессиональных знаний, умений и навыков обучаемого;
- итоговое заключение о готовности к самостоятельной работе и рекомендации специалистов УТЦ.
9.5.7 Программное обеспечение обучения в УТЦ, должно быть допущено к использованию руководством ОАО "РЖД" с оформлением соответствующих нормативных документов. Один из возможных вариантов реализации программного обеспечения обучения в УТЦ представлен в справочном Приложении Ж.
9.5.8 В состав программного обеспечения обучения в УТЦ целесообразно включить программы по приемке локомотива, приемке тормозного оборудования локомотива и состава, прицепке к составу и др. Один из возможных вариантов реализации данных программ представлен в справочном Приложении З.