9.6 Требования к моделированию внешней обстановки и имитации движения
9.6.1. В состав комплексного тренажера рекомендуется включать следующие имитаторы:
- динамики движения и работы силовой (тяговой) установки;
- визуальной обстановки (местности);
- систем управления внутрикабинным оборудованием;
- акустических шумов;
- ускорений.
9.6.2 Состав имитаторов, включаемых в состав специализированного и функционального (процедурного) тренажеров, определяется целями и дидактическим задачами их использования.
9.6.3 Средства компьютерной визуализации комплексных тренажеров должны позволять подробно "прорисовать" не только внутрикабинную обстановку (приборы и оборудование), но и район прохождения маршрута, как в простых, так и в сложных метеоусловиях, днем и ночью. Визуализация местности должна обеспечиваться многоканальной проекционной системой со сферическим или цилиндрическим экраном и компьютерным синтезом изображения.
9.6.4 Комплексные тренажеры должны позволять моделировать некоторые виды "тряски" и колебаний локомотива, возникающих, например, при включении двигателей и др.
9.6.5 К точности приборов-имитаторов предъявляются следующие требования:
- суммарная погрешность приборов-имитаторов, установленных в кабине тренажера, и их дистанционных передач не должны превышать погрешностей, оговоренных в технических условиях (ТУ) на реальные приборы;
- наиболее высокие требования предъявляются к точности и идентичности приборов, с которых машинист получает срочную информацию для построения управляющих движений и их коррекции;
- статические и динамические характеристики локомотива должны воспроизводиться с погрешностью не более 5 %;
- с учетом возможностей восприятия зрительного анализатора оптимальной является разрешающая способность телевизионных систем - одна угловая минута;
- размеры мелких деталей и опорных признаков на экране, необходимых для опознания объектов должны быть не менее 0,1-0,2 град.
9.6.6. Тип имитаторов визуальной обстановки должен определяться исходя из содержания задач, подлежащих отработке на тренажере. В случае отработки задач, связанных с маневрированием, целесообразно применять синтезирующие системы визуализации, а также телевизионные имитаторы с повышенной разрешающей способностью и широким углом обзора.
9.6.7 При моделировании на специализированных и комплексных тренажерах внекабинной обстановки необходимо учитывать следующие психофизиологические особенности:
- в условиях движения по маршруту поле зрения машиниста составляет, с учетом поворота головы, +/-130°, а при фиксированном ее положении +/-100°;
- периферическое зрение начинает функционировать при угле зрения +/-45°, при этом бинокулярность зрительного анализатора находится в пределах +/- 50° от центральной линии визирования;
- оценка машинистом абсолютной удаленности видимого объекта (шкалирование дальности) находится в линейной зависимости от расстояния, точность определения дальности в среднем равна +/-10-15%.