СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 18) от 29 февраля 2012 г. N 421р

9.7 Требования к процессу обучения с использованием АОС
9.7.1 Структура процесса обучения с использованием АОС
9.7.1.1 Структура процесса обучения с АОС определяется:
- выбором на основе распределения функций управления обучением между обучающим и компьютерными технологиями управления обучением;
- целями обучения;
- допустимой загруженностью обучающего.
9.7.2  Распределение функций между обучающим и компьютерной обучающей  системой (КОС)
9.7.2.1  Обучающий в АОС (инструктор) остается главным организатором процесса управления учебной деятельностью обучаемых и несет полную ответственность за качество обучения. Его основными, не поддающимися формализации задачами являются: обучение тому, как именно нужно учиться, как делать верные суждения о фактах и сведениях, как думать аналитически, творчески.
9.7.2.2  Распределение функций в подсистеме управления обучением (обучающий и КОС) должно обеспечить повышение дидактической эффективности обучения за счет взаимной компенсации недостатков отдельных компонент АОС преимуществами других.
Недостатки компонент АОС:
- КОС - ограниченные возможности в обработке неформализованной информации;
- обучающий - низкая пропускная способность педагогического общения как канала связи, низкая скорость обработки информации и т.д.
Преимущества компонент АОС:
- обучающий - возможность обработки любой неформализованной информации;
- КОС - высокая пропускная способность каналов связи, высокая скорость обработки формализованной информации, возможность имитационного моделирования практически любых объектов и т.д.
9.7.2.3 Все функции управления обучением в АОС независимо от варианта их распределения между обучающим и КОС должны полностью выполняться. Обобщенная номенклатура функций управления обучением должна включать:
а) функции по решению собственно дидактической задачи (функции методиста-дидакта):
- формирование текущей фактической модели обучаемого путем его тестирования по пройденному УЭ, знание которого необходимо для усвоения нового;
- анализ соответствия текущей фактической и прогнозируемой моделей обучаемого;
- оценка эффективности предыдущего обучающего воздействия и дидактической стратегии изучения УЭ;
- формулировка текущей дидактической ситуации;
- формулировка целей последующего обучающего воздействия;
- подтверждение предыдущей или формирование новой дидактической стратегии изучения УЭ, состоящей в разделении УЭ на последовательность учебных объектов, трудность которых обеспечивает их усвоение с первого предъявления;
- определение вида и трудоемкости последующего обучающего воздействия (выбор одного из двух основных видов обучающих воздействия);
- определение способа реализации обучающего воздействия (выбор частного приема, способа реализации выбранного вида основного обучающего воздействия);
- формирование текущей прогнозируемой модели обучаемого.
б) функции по решению задачи управления и отображения изучаемого УЭ (функции специалиста предметной области):
- формирование образа УЭ для его предъявления обучаемому;
- предъявление УЭ обучаемому;
- управление УЭ;
- диагностика (текущая) и оценка качества учебной деятельности обучаемого.
В АОС, обеспечивающих полностью индивидуализированное обучение, все перечисленные функции управления обучением применительно к каждому конкретному обучаемому должны реализовываться непосредственно в процессе обучения. При недостаточной формализованности функций управления обучением, функции по решению собственно дидактической задачи могут реализовываться на этапе разработки АУЗ, в расчете на познавательные возможности не конкретного, а "среднего" обучаемого (иначе загруженность обучающего превысит допустимую).
Распределение функций следует проводить на уровне АУЗ на основе единого алгоритма управления, реализуемого АОС, с уточнением способов и моментов передачи управления от КОС к обучающему и наоборот.
9.7.2.4 Обучающему (инструктору) должна быть обеспечена возможность самостоятельной реализации любой из функций управления обучением независимо от их распределения между обучающим и КОС.
9.7.2.5 Распределение функций управления обучением между обучающим и КОС и, соответственно, технология управления обучением определяются формализованностью (автоматизируемостью) процедур управления обучением в данной предметной области (виде деятельности). В зависимости от степени их формализуемости при создании АОС могут применяться следующие варианты технологий управления обучением:
- вариант А. Технология автоматического управления. Технологию следует применять, если все функции по 9.7.1.3 формализуемы и, соответственно, могут быть выполнены и выполняются КОС;
- вариант Б. Технология автоматизированного управления (синтез ручного и автоматизированного управления). Технологию следует применять, если формализуема и, соответственно, может быть выполнена КОС только часть функций по решению собственно дидактической задачи и все функции по решению задачи управления и отображения изучаемого УЭ. Не формализуемая часть функций по решению собственно дидактической задачи должна выполняться обучающим;
- вариант В. Технология ручного управления с компьютерной обработкой информации обратной связи обучаемые- КОС. Применение технологии должно предусматривать выполнение КОС всех функций по решению задачи управления и отображения изучаемого УЭ;
- вариант Г. Технология ручного управления на основе компьютера. Применение технологии должно предусматривать выполнение КОС только формализуемых функций по решению задачи управления и отображения изучаемого УЭ.
В рамках конкретной АОС, в зависимости от целей и этапов обучения, допускается применение вариантов технологий управления, как каждого в отдельности, так и в любом их сочетании.
Следует применять:
- при предтренажерной подготовке бригад, при формировании первоначальных операторских навыков управления и обслуживания, а также навыков решения типовых задач по учебным задачам, - технологию автоматического управления (вариант А) или технологию автоматизированного управления (вариант Б);
- при формировании теоретических (декларативных) знаний в области профессиональной деятельности - технологию ручного управления на основе компьютера (вариант Г) с эпизодическим использованием технологий по вариантам А, Б, В для проверки усвоенности декларативных знаний путем тестирования обучаемых;
- при формировании умений в решении нетиповых (нестандартных) задач - технологию ручного управления с компьютерной обработкой данных (вариант В).
9.7.2.6 При использовании технологий управления по вариантам А и Б подпрограмма управления и отображения изучаемого УЭ должна обеспечивать:
- реализацию процедуры оценки качества учебной деятельности обучаемого в соответствии с целями обучения;
- возможность перехода от анализа процедурных характеристик учебной деятельности обучаемого (действий по решению учебной задачи) к соответствующим понятийным (декларативным) аспектам этой деятельности и наоборот;
- возможность перевода результатов диагностики учебной деятельности обучаемого с языка изучаемой предметной области на язык дидактики и наоборот.
9.7.2.7 Программа обучения с использованием АОС должна обеспечивать обучаемому:
- возможность задавать КОС формализованные вопросы, например, путем подведения мышью символа "?" к частям (элементам) усваиваемого УЭ, и получать ответы, сообщения, разъяснения ил указания, если это допускается целями обучения;
- возможность задавать обучающему неформализованные вопросы через КОС путем их набора на клавиатуре и получать соответствующие формализованные или неформализованные ответы;
- возможность совершать ошибки усвоения УЭ и получать от КОС результаты диагностики ошибки, если это допускается целями обучения;
- возможность совершать в ходе диалога с КОС ошибки взаимодействия и получать сообщения о правилах ведения диалога с КОС;
- более высокую степень полезности обучающей информации в сравнении с той, которую он может получить непосредственно от обучающего при традиционном обучении;
- частичную свободу действий в выборе режима работы, пути изучения материала и работы с ним (например, тренировка, практика, контроль при самостоятельном обучении);
- адаптацию к его индивидуальным особенностям (познавательным способностям и потребностям, характерологическим особенностям, исходному уровню обученности);
- адаптацию к его действиям и к качеству действий;
- предоставление оперативной обратной связи о качестве усвоения учебного материала;
- дозирование в соответствии со способностями обучаемого учебного материала;
- возможность давать правильные или неправильные ответы скрытно от остальных обучаемых;
- получение текущих сведений о недостатках в обучении и об успехах, о целях, которые необходимо достичь, прежде чем станет возможным продвижение вперед;
- получение по завершению курса сведений о результатах собственного обучения и ознакомление с результатами обучаемых в группе;
- получение отпечатанных предписаний по самостоятельному изучению "безкомпьютерных" учебных материалов (дисциплин, курсов) и материалов с применением АУК;
- возможность самостоятельно задавать темп изучения курса (дисциплины), проверять в любой момент уровень своей подготовленности и знакомиться с прогнозируемой датой окончания изучения курса или дисциплины (при самостоятельном обучении).
9.7.2.8 Программа обучения с использованием АОС должна обеспечить обучающему:
- высвобождение от рутинных функций предъявления учебной информации, входного, текущего и выходного контроля знаний обучаемых в ходе проведения АУЗ и сосредоточения усилий на функциях управления обучением и консультирования обучаемых;
- документирование неформализованных вопросов обучаемых по каждому АУЗ для последующей подготовки на них формализованных ответов при совершенствовании КОС (от 80 до 90% вопросов обучаемых повторяются из года в год, от группы к группе);
- более высокую степень полезности осведомляющей информации об учебной деятельности обучаемого в сравнении с той, которую обучающий может получить непосредственно от обучаемого при традиционном обучении;
- прямые и обратные связи общения с обучаемыми;
- получение текущей информации об успешности обучения, сопоставление ее с прошлыми успехами обучаемого и с успехами прошедших ранее обучение для правильного выбора приемов, способов обучения и выдачи верных рекомендаций;
- получение данных о результатах проверок знаний, о количестве повторений каких-либо УЭ, потребовавшихся для достижения требуемого уровня подготовки (для оценки и корректировки учебных программ, оперативного изменения стратегий обучения).