СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 21) от 29 февраля 2012 г. N 421р

9.11  Требования к процессу формирования профессиональных качеств работников локомотивных бригад
9.11.1  В качестве базовых понимаются профессионально-важные качества (ПВК), существенно влияющие на успешность деятельности работника и требующие для своего формирования (развития) времени, сопоставимого или превышающего длительность обучения, или же требующие особой тренировки. Целенаправленного формирования ПВК не должно предусматриваться, если уровень ух развития к началу обучения "стихийно", без особых усилий обучающего и обучаемого.
9.11.2  Для определения базовых ПВК должен быть проведен психологический анализ деятельности работника (например, при работе по интенсивным технологиям), построена структура ПВК, выделены базовые.
9.11.3 Способ формирования или развития базовых ПВК - на отдельных операциях и действиях предстоящей деятельности (создаются наиболее благоприятные условия для формирования свойств оперативности у ПВК). Базовые когнитивные ПВК следует развивать с применением АОС (АУК). Базовые психомоторные, например, способность к тонким, точным, сложно координированным движениям, - с применением полномасштабных тренажеров.
9.11.4  Целесообразность целенаправленного формирования базовых ПВК должна быть подтверждена психолого-педагогическим экспериментом. Критерий целесообразности - сокращение сроков подготовки работников в сравнении с исходной системой обучения.
9.11.5  Особенности отработки деятельности в составе локомотивной бригады
9.11.5.1  При отработке навыков коллективной деятельности физическая структура АОС по рабочим местам должна соответствовать структуре бригады. Должны быть задействованы все необходимые СОИ, если они используются в реальной деятельности, должны имитироваться каналы внутренней и внешней связи и должна быть обеспечена распределенная обработка информации в реальном масштабе времени.
9.11.5.2  Особенностью обучения коллективной деятельности является необходимость проведения в конце АУЗ разбора действий всех работников. Разбор действий должен быть двухэтапным. Сначала сами обучаемые разбирают и оценивают действия друг друга, что позволяет найти и устранить конкретные ошибки. Затем обучающий должен провести общий разбор действий.
Общий разбор должен базироваться на поэпизодном (пошаговом), ускоренном (замедленном) повторе АУЗ, для чего должно быть обеспечено документирование действий различных работников в различные моменты времени (документирование протокола АУЗ). Протокол АУЗ должен составляться на этапе подготовки к занятию и может предусматривать для различных работников документирование жестких копий с экрана в необходимые моменты времени.