СТАНДАРТ ОАО "РЖД" ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 - 2012 (часть 22) от 29 февраля 2012 г. N 421р

9.12 Обучение работников технического обслуживания и ремонта
9.12.1  Обучение работников узкого профиля
9.12.1.1  Обучение работников узкого профиля, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт одного, двух типов локомотивов без компьютерных средств поддержки деятельности, должно обеспечить уровни усвоенности "бета"=2, "альфа"=2 (умения).
Учебный материал должен разрабатываться для тех задач технического обслуживания и ремонта, которые требуют следования подробным и длительным процедурам, рассчитанным на одного или двух работников технического обслуживания.
В АУЗ по каждой обслуживаемой составной части локомотива следует включать теоретический (декларативный) учебный материал, подготовительные и рабочие процедуры.
9.12.1.2  Теоретический учебный материал должен включать: описание устройства и функционирования обслуживающей части (узел или агрегат), таблицы с причинами неисправностей и методами их устранения, тесты для текущего и входного контроля знаний.
9.12.1.3  Подготовительные процедуры должны наглядно (с иллюстрациями) отображать последовательность приведения обслуживаемого образца техники или его части в состояние, необходимое для технического обслуживания. Для этого на одной части экрана должен быть представлен ПАД (подготовительная процедура) с пиктограммами, на другой - соответствующие активированным пиктограммам иллюстрации. В состав подготовительных процедур следует включать также правила предосторожности, декларативные сведения по подбору инструмента, принадлежностей, расходных материалов с указанием мест их укладки в ЗИПе.
9.12.1.4  В рабочие процедуры должны быть включены необходимые задания, например, из следующего перечня: проверка и регулировка без разборки; снятие; установка; разборка; сборка; проверка технического состояния деталей перед сборкой; замена деталей; регулировка; проверка работоспособности и т.п.
Каждая процедура должна содержать ПАД в одной части экрана в виде текстовых указаний типа "что, как и когда следует делать" и имитационную модель (изображение) обслуживаемого узла в другой части экрана.
9.12.1.5 Усвоение процедур технического обслуживания должно быть организовано так же, как и усвоение процедур управления, но со следующими особенностями:
а) на начальном этапе усвоения должно быть сокращено время на ориентировку обучаемого путем наглядного представления на экране в динамике последовательности выполняемых действий как бы опытным работником с текстовым и речевым сопровождением действий в виде пунктов ПАД и с возможностью остановки текущего кадра;
б) на всех трех этапах усвоения должна быть обеспечена возможность виртуального выполнения процедур по снятию, установке, разборке и сборке. Например, путем указания, щелчками мышью на соответствующие детали на изображении узла с визуальным отображением их последовательного отделения или соединения при правильном указании;
в) на конечном этапе усвоения должны дополнительно предусматриваться тесты для контроля знаний правил проверки и регулировки без разборки, проверки деталей перед сборкой, регулировки после сборки;
г) должны быть обеспечены подсказки необходимых действий при отклонениях от нормы в зависимости от того, что видит, слышит, обоняет, осязает и измеряет оператор (в виде процедур "если - то, иначе"). Например, что должен делать оператор, если видит частицы металла или вводно-масляной эмульсии в масле, если слышит характерные шумы и стуки, если обоняет запах топлива в моторном масле, если ощущает тугое вращение (перемещение) ОУ, осязает шероховатость поверхности скольжения, если размер детали или показания СИ отклоняются от нормы и т.п.;
д) должны демонстрироваться, затем и опознаваться обучаемыми - шумы и стуки, характерные для конкретных неисправностей;
е) по каждой детали обслуживаемого узла должна быть обеспечена возможность получения необходимых справок из следующего общего перечня: наименование и обозначение детали; наличие запасных в ЗИПе и места их укладки; обязательность смазки при установке; тип смазки; момент затяжки для резьбовых соединений; используемый для снятия или установки детали инструмент и принадлежности; используемые СИ, их режимы или пределы измерения, нормативные показания и допуска.
9.12.1.6  После первоначального усвоения деятельности по техническому обслуживанию с применением АОС (АУК) следует переходить к практической отработке навыков на учебном локомотиве с применением АУК в качестве справочного средства при затруднениях в работе. В ходе практической отработки должны преследоваться цели формирования двигательных навыков с двигательно-чувственным наполнением всех типовых действий со всеми видами инструмента и принадлежностей, а также цели формирования практических навыков работы с СИ.
9.12.2  Обучение операторов технического обслуживания и ремонта широкого профиля
9.12.2.1  Обучение операторов технического обслуживания и ремонта широкого профиля, осуществляющих, например, ремонт многих типов локомотивов в стационарных условиях с использованием компьютерных средств поддержки деятельности, должно обеспечить уровни усвоения "бета"=1, "альфа"=1 и предусматривать раздельные этапы "теоретического" и "практического" обучения. Применение компьютерных средств поддержки реальной деятельности в данном случае следует рассматривать как альтернативу расширенному обучению работников широкого профиля, требующему неприемлемо большого времени.
9.12.2.2  На этапе "теоретического" обучения с применением АОС (АУК) должны быть усвоены теоретические (декларативные) знания по общим принципам построения данного вида локомотива, принципам построения и функционирования основных разновидностей подсистем (узлов, агрегатов), применяемых в данном виде локомотива.
9.12.2.3  На этапе "практического" обучения должны быть усвоены практические навыки применения инструмента, приспособлений, СИ и компьютерного средства поддержки деятельности. Навыки должны приобретаться в ходе проведения технического обслуживания и ремонта одного, двух конкретных типов локомотива с использованием АУК.
9.12.2.4  В реальной работе компьютерное средство поддержки деятельности с речевым вводом-выводом должно размещаться непосредственно на рабочем месте и содержать на соответствующих носителях все процедуры технического обслуживания и ремонта всех конкретных типов обслуживаемого или ремонтируемого вида локомотива.
Словарь речевого ввода должен включать только часто применяемые команды типа "стоп", "дальше", "помощь". При проведении работ в сильно зашумленной среде рекомендуется применять в качестве команд ассоциативные междометия типа (для обеспечения надежного распознавания команд). Другие команды должны вводиться с помощью клавиатуры.